Глиняные и деревянные игрушки из фондов Псковского музея теперь доступны всем
В Псковском музее-заповеднике 25 ноября состоялась презентация открытого хранения фондов глиняной и деревянной игрушки XX века. Как передаёт корреспондент Псковского агентства информации, в экспозиции представлено чуть более 200 работ.
Хранитель живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Васильева рассказала, что в фонде музея хранятся работы мастеров Филимоновской, Дымковской, Дагестанской, Архангелогородской и Псковской игрушек. Кроме того, в экспозиции представлено несколько резных панно Николая Степанова, объединённых темой творчества Александра Сергеевича Пушкина. На стендах можно найти не только известный всем "дуб зелёный" из Лукоморья, но и портрет самого русского гения. "Этот фонд будет интересен не только детям, но и взрослым. Панно Степанова посвящены и библейским притчам. Это сказочный мир, который нам известен из детства, мир, который спасает нас от неприятностей бытия", - отметила Ольга Васильева.
Наиболее яркие в прямом и переносном смысле этого слова представители глиняной игрушки — это надменные Дымковские барышни, петушки и курочки. В Псковский музей-заповедник они в основном поступили через управление культуры в 70-80 годах. "Эту игрушку делали как копию фарфоровых статуэток, которые не могли купить по причине их дороговизны, выставляли между оконными рамами и любовались долгими зимними вечерами", - рассказала хранитель фонда керамики музея Ольга Алексеева.
Также она отметила, что особую белизну игрушке придавало молоко, которое добавляли в грунт. "Дымковская игрушка интересна своими деталями. Она также отличается своими сюжетными композициями, особенно шуточными", - отметила она.
Филимоновские игрушки также представлены девушками, танцующими парочками, птицами, всадниками и бравыми солдатами. Глина, из которой изготавливали это изделие, имела синеватый оттенок, за что получила название синяк. "Она уже менее декоративная, менее чёткая, в росписи она не такая яркая и красивая, как Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка — это всегда свистулька", - рассказала Ольга Алексеева.
В Пскове не было как такого "игрушечного" промысла. Керамические мастерские располагались в деревнях Лопатино, Яблонцы и Луковка. Историческая псковская игрушка — это свистулька. Самая древняя псковская игрушка в экспозиции датируется концом XIX века. В основном псковские мастера изображали животных: коров, свиней, овец, баранов и даже носорогов. В псковском творчестве, по словам Ольги Алексеевой, был только намёк на декоративную роспись. Кроме того, в глиняной псковской экспозиции представлены авторские работы мастеров Ирины Городецкой и Егора Смазнова.
Хранитель фонда декоративно-прикладного искусства предметов из дерева Жанна Короткова рассказала, что в фонде хранятся деревянные игрушки Василия Дмитриева и М. Коппаса. Василий Дмитриев был крестьянином Островского района. Его увлечение игрушками в деревне называли чудачеством. Он мог подарить игрушку любому понравившемуся ему человеку. В основном изготавливал зверей и птиц. "Это не просто игрушка-забава, а скорее скульптура", - отметила Жанна Короткова. А эстонец М. Коппас жил в Плюсском районе Псковской области. От ностальгии по Родине он начал заниматься "игрушечным" творчеством, иллюстрируя эстонские эпосы и русские сказки.
Резные работы Николая Смирнова — наиболее многочисленная авторская коллекция фонда (около 200 изделий). Жанна Короткова назвала его "добротным ремесленным мастером". Он изготавливал не только панно, но и бытовую утварь, мебель.
Добавим, что теперь хранение фондов глиняной и деревянной игрушки XX века открыто для посетителей с понедельника по субботу в фондохранилище "Дом Массона" по адресу Комсомольский переулок, 6. Уже в субботу, 26 ноября, хранители музея ожидают юных ценителей искусства из Себежа для проведения экскурсии.
Нет комментариев