Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Весь Изборск – театр, все Пушкины там - крепостные

17:31, 14 октября 2011, ПАИ

"Видите ли… Пушкин – это наше изборское всё. Старожилы утверждают, что Пушкин обязательно приезжал в Изборск и по крайней мере половину своих произведений написал не где-нибудь, а сидючи на крыльце Никольского храма", - рассказывает педагог отделения театрального искусства Изборской школы искусств Марина Валерьевна Жарикова.

 

 

Поэтому Пушкины в изборских семьях по сию пору не переводятся. Например, в семье Козловых их сразу два – и оба с балалайкой. Старший сын, Александр, играл Пушкина с балалайкой в "Сказке о рыбаке и рыбке". Младший, Артём, ещё пятиклассником изображал Пушкина в спектакле "Изборские байки", а теперь выступает за автора в уже третьем составе изборской сказки про разбитое корыто. И тоже с балалайкой.

 

 

В героев Тэффи изборяне играют вообще целыми семьями – и стар, и млад, забавляясь нянькиной сказкой про кобылью голову ещё пуще сказки про золотую рыбку. Поэтому на ресепшене в гостинице "Изборск" можно услышать такие разговоры: "Тамара, а твой сын до армии в "Балагурах" разве не играл?" – "Как же не играть, играл. У нас многие сотрудники гостиницы сами в спектаклях участвуют".

 

Более театрального посёлка, чем Изборск Печорского района, вы в Псковской области, а может, и во всей России не найдёте. Тут и при доме культуры есть свой театр, и при лицее, и при школе искусств… Детский самодеятельный театр "Балагуры", которым руководит Марина Жарикова, до недавних пор именовался "музейным", хотя стать официальной музейной структурой ему не позволяли особенности статуса самого музея-заповедника "Изборск".

 

По той же причине этому прославленному самодеятельному театру даже на звание "образцового детского коллектива" претендовать не приходится: он же ни у кого не на балансе.

 

Кто-то в шутку прозвал этот театр "крепостным" – за то, что постоянной сцены у ребят нет, а их самой главное сценической площадкой является Изборская крепость. Вот этим почётным "званием" справляющие в этом месяце своё восьмилетие "Балагуры" и гордятся больше всего.

 

 

Бессменного руководителя театра "Балагуры" Марину Валерьевну Жарикову когда-то переманили в Изборск из посёлка Гора Каменка, что в нескольких километра от села Мелётова с его знаменитыми фресками. Там у неё тоже был детский театр - под названием "Подснежник", который, как и "Балагуры", завоёвывал престижнейшие награды на областных и всероссийских фестивалях. Благодаря таким коллективам, говорил когда-то на областной коллегии теперешний председатель Государственного комитета Псковской области по культуре Александр Иванович Голышев, выживает не только псковская глубинка, но и мы все.

 

Однако Гора Каменка оказалась для "Подснежника" непробиваемой, и он самооптимизировался. Просто однажды Марина Валерьевна прикинула и поняла, что ровно через четыре года ни одного артиста у неё в горакаменском театре не останется. Потому что деревенских детей постарше родители всеми правдами и неправдами переводят в городские школы, а в младших классах уже и так шаром покати. Как раз в то время ею была разработана концепция "театра в историческом интерьере". Который, если всё получится, как задумано, наконец-то торжественно откроется в Изборске в феврале следующего года – в 1150-летнюю годовщину российской государственности. Историческими интерьерами для него станет дом купца Шведова, реставрация которого идёт полным ходом.

 

Вот так в посёлке "откуда есть пошла земля русская" стало на один самодеятельный театр больше. А маленькие изборяне получили возможность меряться силами с самыми известными артистами нашей страны.

 

 

- Это у нас не просто мальчик, это восходящая звезда российского кино Даниил Берестенёв, - говорит Марина Валерьевна про одного из любимцев изборской публики. – Он в одном фильме с Анной Ковальчук снимался и, между прочим, заработал на съёмочной площадке 18 тысяч рублей!

 

Ещё одному известному изборскому артисту, теперь уже выпускнику театра "Балагуры", Виталию Мизирнюку прочат лавры попышней. Он заканчивает открытое три года назад в порядке эксперимента театральное отделение Псковского колледжа искусств и недавно потряс своих земляков в курсовом кукольном спектакле "Доктор Фауст".

 

"Я показывала видео с этого спектакля преподавателям Щукинского училища. Они подтвердили, что парень необычайно талантлив. Главный режиссёр Псковского кукольного театра Александр Заболотный даже сказал, что не будет удерживать Виталия Мизирнюка при себе, а постарается пристроить в какую-нибудь более известную труппу".

 

 

Кукольный Доктор Фауст Псковского колледжа искусств вырос из полукукольного Царя Салтана изборских "Балагуров". Интересно, что в этом театре дети учатся не только играть, но и мастерить себе костюмы, реквизит, а главное – приобщаются к традициям предков. Потому что обязательным условием участия в театральных постановках является желание рукодельничать, умение играть на народных музыкальных инструментах и стремление изучать историю родного края, местные обычаи и нравы.

 

 

Допустим, в спектакле по сказке Пушкина "Жених" "Балагуры" реконструировали сразу несколько сугубо изборских обрядов. Новобрачную в этой постановке сажают на перевёрнутую квашню и "завешивают", как "завешивали" в 1964 году заведующую изборской библиотекой, которую, хоть она и была комсомолкой, выдавали замуж по старинному обычаю этих мест.

 

Лоскутную куклу - жертву разбойников -  дети для этого спектакля тоже сшили сами. И сами ткали на бёрдах узорчатые пояса для своих сценических костюмов – по образцам из музея. А чтобы не заказывать в ателье аутентичные изборские сарафаны, – выиграли на конкурсе костюмов Всероссийского пушкинского праздника швейную машинку ("Мы как узнали, какой в конкурсе костюмов главный приз, так и решали: в лепёшку разобьёмся, но выиграем!")

 

- Когда специалисты слышат, как мои дети поют старинные свадебные песни, то им сразу же становится интересно: "А кто с ними занимается"? – рассказывает Марина Валерьевна. – Есть у нас в посёлке уникальная бабушка – Ульяна Алексеевна Длинова. Областные телевизионщики про неё недавно фильм сняли. Мы ей очень благодарны за науку.

 

Благодаря этой и другим изборским няням в репертуаре у балагуровских Пушкиных не только спектакли, но также не менее двадцати обрядовых программ. Артисты этого театра, например, могут за один час рассказать и показать публике, как их предки справляли Масленицу, празднуя её день за днём. Или разыграть традиционную изборскую свадьбу.

 

Хозяева нового гостиничного комплекса "Изборск" как раз очень рассчитывают, что "Балагуры" помогут им организовывать такие свадьбы. Эта гостиница вообще строилась с учётом того, что в Изборске есть "Балагуры". Тут им и большую сцену предоставили, и малую – со спрятанной за расписными створками нишей для кукольного вертепа. Поэтому "Балагуры" чувствуют себя в "Изборске"… как в Изборске. Минувшим летом многие маленькие изборские артисты днём трудились на раскопках (как партнёр Анны Ковальчук Даня Берестенёв), в детском садике (как Варя Филимонова, у которой там работает бабушка), помогали родителям по бизнесу (как Артёмка-"Пушкин") или по хозяйству, а вечерами – зарабатывали высоким искусством, развлекая очарованных странников.

 

Хоть это и не совсем такие "исторические интерьеры", о которых они мечтают. В доме купца Шведова Марина Валерьевна надеется не просто вовлекать зрителей в театральное действо, а перемещать их во времени.

 

Представьте себе. Пока экскурсовод рассказывает и показывает, как был организован быт изборской семьи, в комнатах один за другим появляются ожившие исторические персонажи: озорные купцовы дети, няньки со сказками про кобылью голову, девушки за рукоделием, острая на язычок сваха…

 

Марина Валерьевна переживает только о том, как устранить противоречие между музейными инструкциями и законами сценического действа. Ведь если на сцене появляется прялка, то она, как то чеховское ружьё, должна "выстрелить": то есть, артисты обязаны на ней прясть. Но прясть на фондовых прялках нельзя. А если прялка не из фондов музея, то ей в музейном помещении быть не положено.

 

А жаль, потому что "Балагуры" умеют не только прясть. Например, в одном из их интерактивных спектаклей маленькая артистка выходит на сцену с недовязанной варежкой и всю пьесу ловко перебирает спицами, выводя на глазах у изумлённой публики традиционный для Изборска шерстяной узор. К финалу представления вторая варежка готова, и среди зрителей вдруг оказывается так много желающих приобрести эту вязаную пару maid in Balagury, что впору устраивать настоящий аукцион, - уверяет Марина Валерьевна.

 

А что будет, когда в доме купца Шведова затопят русскую печку и юные артисты начнут потчевать туристов не только зрелищами, но и пирогами собственного приготовления?

 

Эта игра в театр затевалась Мариной Валерьевной, конечно же, не для того, чтобы в титрах большого кино появились изборские фамилии, а на высоких столичных подмостках заблистали здешние цари Салтаны. И "балагуры" это прекрасно осознают. Например, одна из самых опытных артисток этого театра, которая пришла в труппу как раз 8 лет назад, Аня Александрова вовсе не собирается делать театральную карьеру. Она говорит, что ей просто интересно быть кем-то ещё, кроме Ани, и что ей никак не выбрать из множества профессий, которые она осваивает в театре "Балагуры", ту, единственную.

 

"Овладение актёрским мастерством для нас не самоцель, - поддерживает Аню Марина Валерьевна. – Главное – это духовно-нравственное воспитание. Прежде чем выйти на сцену, наши дети, как большие, собирают материал в музейных фондах. Мне важнее раскрепостить ребёнка, чем научить его методу Станиславского. Поэтому я никогда не мучаю своих артистов ни репетициями, ни скороговорками. У нас нет ничего такого, что ранит самолюбие, - например, "второго состава". Поэтому перед спектаклем "Жених" неразлучные подружки Даша Носикова и Наташа Морозова всегда тянут жребий, кому из них играть невесту".

 

"Балагурами" маленькие изборяне становятся с четырёхлетнего возраста. Поэтому изборский детский сад является чуть ли не единственным в Псковской области негородским дошкольным образовательным учреждением, которое имеет статус "Центра развития ребёнка". Изборские балагуры школьного возраста учатся по специально разработанной для них программе "Театр детства". Недаром в этом году на театральном фестивале "Затея сельской остроты" в Михайловском изборский театр "Балагуры" был удостоен специального диплома – "За развитие новых игровых технологий".

 

Марина Валерьевна жалеет только о том, что "Балагурам" крайне редко удаётся блеснуть где-нибудь за пределами Псковской области. И даже до сих пор не удалось привезти на театральный фестиваль в Михайловское поставленный специально для "Затеи сельской остроты" спектакль: декорации оказались слишком громоздкими – их транспортировка изборскому детскому театру не по карману.

 

- Недавно нас пригласили на очередной театральный фестиваль в Казань. Я сначала обрадовалась, а потом расстроилась: там организационный взнос с одного ребёнка составляет полторы тысячи рублей без учёта расходов на дорогу, проживание и питание. А мы только что еле-еле наскребли с помощью музея-заповедника "Изборск" 100 тысяч рублей на поездку в Вичугу – на тамошний фестиваль самодеятельных театров. Другие участники этого фестиваля удивлялись моим трудностям: "Неужели Вы, Марина Валерьевна, не могли собрать с родителей по четыре с половиной тысячи рублей?". Не могла. У некоторых родителей моих детей зарплата и до семи тысяч рублей в месяц не дотягивает! Иногда доходит до абсурда. Чтобы хоть сколько-нибудь заработать на нужды театра, я после музея ещё езжу на спортивную базу - массовиком-затейником халтурить. Надо же как-то выкручиваться!.

 

В спектакле "Последняя осень", который "Балагуры" так и не довезли до Михайловского из-за громоздких декораций, действо происходит под заповедным дубом – в сказочном пушкинском мире, но на изборский манер. А перед тем, как раскланяться, маленькие артисты раздают зрителям жёлуди, чтоб после этого представления каждый из них вырастил "где-то там" свой личный заповедный дуб.

 

Что выросло в заповедном Изборске из посеянных Мариной Валерьевной 8 лет назад желудей, лучше всего показано в спектакле театра "Балагуры" "Изборские байки", благодаря которому в этих краях что ни делается, - всё пушкиными. "Идея пьесы такая, - объясняет Марина Валерьевна. - Вот если бы Пушкин, и правда, оказался в Изборске, он бы ТАКОГО понаписал…"

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации. Фото из архива "Балагуров".

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru