Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Вышел сентябрьский номер журнала "ФОМА"

17:16, 15 сентября 2011, ПАИ

На фото: обложка сентябрьского номера журнала

Начинается очередной номер журнала для сомневающихся монологом главного редактора "ФОМЫ" и председателя синодального информационного отдела РПЦ – Владимира Легойды. Сам Владимир назвал свой монолог – монологом, который нужно произносить молча…

 

"Недавно в одном интервью мой коллега, журналист Константин Эггерт, сказал: "Сила православных не в том, чтобы на каждое высказывание в блоге отвечать пресс-релизом. Сила — в спокойной убежденности, что Христос — высшая Истина"… Не менее ярко эта христианская убедительность проявилась и в известном "молчаливом диспуте" философа Василия Розанова и святителя Феофана Полтавского, духовника последней царской семьи. Они как-то встретились в саду Петербургской духовной академии, и Василий Васильевич начал горячо обвинять в чем-то монашество. Владыка Феофан слушал, опустив голову и ничего не отвечая, он был очень собран и, видимо, молился. Через несколько минут монолога Розанов, наблюдая молчание архиепископа, вдруг начал путаться, говорить все тише и тише, наконец замолк и после паузы сказал: "А может быть, Вы и правы!"… Конечно, во многом этот эпизод — красивая история, но за ней есть и содержательная истина. Недаром православные говорят, что вера показуется, а не доказуется.

 

В рубрике "ИНТЕРВЬЮ" представлено внимание с актёром Андреем Мерзликиным. Первая его встреча со священником оказалась сложной: духовник строго отчитал актёра за то, что он пришёл на исповедь недостаточно подготовленным. Уйти оскорблённым и разочароваться в Церкви навсегда — казалось бы, нормальная человеческая реакция в такой ситуации. Но спустя десять лет Мерзликин вспоминает об этом с иронией и говорит, что именно такой опыт был ему нужен, чтобы позже прийти к вере осмысленно.

На фото: Андрей Мерзликин

"...Если бы мне нужно было сыграть состояние покаяния, я играл бы внутреннее ощущение человека, который сильно вспотел и теперь страшно хочет помыться, но ни одного душа на сто километров вокруг нет. Именно на это, по моим ощущениям, похоже чувство покаяния, а вожделенный душ — это исповедь. Я очень хорошо это состояние помню. В первый раз совершенно неожиданно пережил его, когда был студентом ВГИКа...".

 

В рубрике "ТЕМА НОМЕРА" "Вера и невежество" представлено размышление на тему "Бремя глупости". Почему Церковь обвиняют в мракобесии? Отчего она не изгоняет глупых людей? Является ли глупость грехом?

"Церковь часто обвиняют в том, что, так или иначе, она требует отказаться от разумного отношения к жизни, перестать критически мыслить. В ответ на это апологеты напоминают, что христианство призывает, входя в храм, снимать шляпу, а не голову. Но ведь очевидный факт: в Церкви действительно есть люди неумные или сознательно не желающие использовать свой интеллектуальный потенциал должным образом. Более того: очевидно, что эти люди во многом вредят Церкви, однако она почему-то всё равно их не изгоняет.  Дело тут не в каких-то особых симпатиях Православия к глупости, а в простом житейском обстоятельстве: соотношение умных и, скажем так, не очень умных людей среди христиан примерно такое же, как и в остальном обществе. Исходя из своих задач, Церковь не может установить на входе фильтр и как-то просеивать приходящих в неё людей: одно дело не пустить дурака управлять самолётом или работать в полиции, но совсем другое — не пустить его в храм, отрезать ему дорогу к спасению. Действительно, глупые люди вредят Церкви, создают ей не самый лучший образ в глазах посторонних, да и на единоверцев влияют подчас весьма негативно: кого-то путают своими высказываниями, с кем-то обходятся не по-христиански жёстко. Конечно же, долг Церкви пытаться изменить этих людей к лучшему, помочь им избавиться от пороков. Но вот вопрос: считать ли саму глупость как таковую — грехом? Ответ не так однозначен, как может показаться".

 

В продолжение "Темы номера" — статья Марины Журинской "Горе от ума":

"Но когда раздаются и пишутся бесчисленные жалобы, сетования, стенания, ламентации, вопли и пени на мировой заговор и таковое же правительство, на злокозненность руководителей, занявших все ступеньки властной вертикали и т. д., так что жить невозможно, то практически всегда напрашивается "умный" вопрос: "А о чем Вы думали, когда...", например, с энтузиазмом участвовали в строительстве бесчисленных пирамид, вроде как бы и забыв о том, что деньги из воздуха происходят только на сеансах черной магии, да и то за этим следует полное ее разоблачение, сопровождаемое исчезновением денег? Да и не только денежные, а и любые вопросы семейного, воспитательного, медицинского и тому подобного характера имеют тенденцию — горе нам! горе! — решаться практически без включения ума. Логика, мягко говоря, странная: "так принято/так не принято", "так все делают/так никто не делает"... просто мантры какие-то".

 

Заканчивается "тема номера" беседой с известным богословом, профессором Московской духовной академии Алексеем Осиповым. Существует стереотип о верующих как о глупых и недалеких людях, а о Церкви как о месте, где не любят умных и вообще не советуют прихожанам думать. Статья о том, почему такие стереотипы появились, так ли уж далеки они от правды и вообще — нужен ли христианину разум.

 

"…— Тогда такой вопрос: является ли глупость — грехом?

— С христианской точки зрения спасение определяется не характером полученных человеком от природы свойств, но тем, насколько праведно он использовал их. Поэтому одно дело глупость как природная недалекость ума, с которой рождается человек, и совсем другое, когда речь идет о глупости, в которой он сам виноват. Рождаются и гении, и люди весьма простые. Среди святых мы знаем и мудрейшего святителя Василия Великого и преподобного Павла, прозванного Препростым. Но совсем другое, когда человек приобретает глупость своей жизнью по страстям, вполне понимая, что он делает. Тогда он уже несет ответственность за свою глупость…".

В рубрике "ВЕРА" о "Грехе и благодати" рассуждает в своём материале Сергей Худиев:

"...Приведу пример. Фельдмаршал Эрвин Роммель, командующий немецкими войсками в Северной Африке в годы Второй мировой войны, был весьма умелым полководцем и порядочным человеком. Он соблюдал правила и обычаи ведения войны, гуманно обращался с пленными, не трогал гражданское население и вообще никакими преступлениями себя не запятнал. Он мог бы служить образцом воинского профессионализма и чести — если бы не одна роковая деталь. Он сражался на стороне Гитлера, и благодаря его верной и честной службе Гитлер погубил больше невинных людей, чем мог бы. Этот достойный в остальных отношениях человек согрешил — то есть "промахнулся" самым ужасным образом, посвятив свой меч одному из самых страшных злодеев в человеческой истории. Увы, личные добродетели еще не дают человеку гарантированной защиты от того, чтобы присягнуть неправильной стороне. То, как человек сражается, — важно; но еще важнее — за кого он сражается. Евангелие требует от нас покориться истинному Царю, Иисусу Христу, и посвятить нашу жизнь Ему. Если мы не делаем этого, а отдаем себя кому-то или чему-то другому — мы грешим, трагически промахиваемся мимо главной цели своей жизни, того, для чего мы созданы".

 

В рубрике "Эпилог" своими впечатлениями от сентябрьского номера поделился Алексей Викторович Шестопал, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МГИМО: "Восхождение к верному разуму".

 

Главная тема этого номера "Фомы" — судьбы разума в современном мире. Эти судьбы сложны. Как пишет главный редактор в своей колонке (стр. 8), становится все яснее, что "наши представления о рацио как о движущей силе человеческой жизни бесконечно далеки от истины". Кризис самодовлеющего разума, традиций секулярного разума эпохи Просвещения явственно проявляется в кризисе утопий — попыток построения идеального общества во всем их разнообразии: индустриальных, постиндустриальных, социалистических, либеральных, универсальных, локальных и т. д. Экологические, техногенные, социальные вызовы и угрозы множатся, и человеческий разум не справляется с ними. Пути выхода из этого кризиса различны. Один из них — осознание ограниченности человеческого разума и обращение к его Творцу. Это путь очищения и освящения разума верой и любовью. С этим путем связаны наши надежды.

 

Другой путь — путь отказа от разума, поклонение хаосу и культ силы. Этот путь может выражаться в изощренных построениях философии постмодерна и в примитивных суевериях, но во всех случаях он гибелен. Об этом ярко и доказательно пишут в своих статьях Марина Журинская (стр. 18) и Алексей Осипов (стр. 22). М. Журинская приводит прекрасную цитату из Феофана Затворника: "Разум, разум! И клянут его, и хвалят, но и те, кои клянут его, знают, что без разума ничего не поделаешь... И вере без разума нельзя. Разум верный в области веры ничего не пустит такого, что может портить ее тенор, — например, суеверие".

 

Напоминаем! Приобрести журнал по редакционной цене или подписаться на него можно в городском Молодёжном Центре по адресу ул. М. Горького, 15, т. 56 44 44.

 

Андрей Таскаев, Богослов, краевед.

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru