Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

О псковских художниках, их союзе и воспитании чувств – в интервью с Виктором Лысюком

21:29, 06 апреля 2025, ПАИ

Чем заняты мастера Псковского регионального отделения Союза художников России? Почему Псковщина так вдохновляет на творчество? Как кисти станут инструментом празднования 80-летия Победы? Брали купцы Третьяковы деньги за искусство или нет? На эти и другие вопросы ответил заслуженный художник России, председатель Псковского регионального отделения Союза художников России, член Петровской академии наук и искусств Виктор Лысюк в программе «Минкульт» на радиостанции «Серебряный дождь» (88.3 FM) в Пскове.

Виктор Лысюк. Фото: ПАИ

Псков как кладезь

– Виктор Владимирович, вы родились в Одессе, учились в Ленинграде, а вся ваша творческая жизнь связана с Псковщиной. Как так вышло?

– Когда я учился в Академии художеств имени Репина, действовала система распределения выпускников. Во время учёбы неоднократно бывал в Пушкинских Горах, моя жена оттуда. Также познакомился с Семёном Степановичем Гейченко, легендарным музейщиком, первым послевоенным директором «Пушкинского уголка». Так и распределился в 1986 году на Псковщину.

В местном отделении Союза художников приняли меня очень тепло, сразу дали мастерскую на улице Народной, в которой до сих пор работаю. Поначалу жил в Пушкинских Горах, постоянно пропадал у Гейченко, писал этюды, встречался с художниками. Писал по заказу художественного фонда портреты передовиков, тематические картины, участвовал во всевозможных выставках. В 1990 году местные художники на общем собрании избрали меня председателем, я проработал два срока, потом занялся другими делами. А в 2006 году снова согласился занять эту должность и работаю до сих пор.

Виктор Лысюк: «Для художника Псков – кладезь». Фото: ПАИ

– Почему Псков так притягателен?

– Для художника Псков – кладезь. Это природа, история, памятники. Тут искать не надо ничего: выйдешь на улицу – и пожалуйста, пиши картину. А рядом Изборск, Печоры, Пушкинские Горы. Мне очень близка простота и ясность образов Пушкина, и у меня немало работ, с ним связанных. В музее-заповеднике есть моя картина «Пушкин в ссылке»: ночь, сирень цветёт, и Пушкин сидит на веранде, думает. Я писал портреты Гейченко и пейзажи, связанные с пушкинскими местами.

– Гейченко говорил, что в ваших картинах звучит эхо Пушкина, его стихов и строф.

– Семён Степанович был очень привередлив в отношении художников. Ко мне присматривался долго, со времён, когда я ещё учился. И сделать первую персональную выставку мне предложил именно он. Дал дорогу в творчестве.

– Какая работа запомнилась особо?

– В Москве решили сделать выставку картин с изображением кремлей – фортификационных сооружений в разных наших городах, и мне предложили сделать работу на эту тему. Я написал «Псковский кремль», она экспонировалась в рабочей резиденции Путина среди множества других работ. Мне запомнилась эта история, потому что вышла статья в газете «Культура» с моей фотографией на фоне этой картины. Потом «Псковский кремль» экспонировался и на всероссийской выставке, и на региональной выставке в Новгороде. Картина с большой историей. Она принесла мне золотую медаль Союза художников России и почётную грамоту Академии художеств России «Достойному».

Картина Виктора Лысюка «Псковский кремль»

Ремесло и вдохновение

– Какой художественный стиль вам близок?

– По моим складу характера, воспитанию и обучению мне близка реалистическая живопись, которая присуща изобразительному искусству с самого начала его существования, во все эпохи и все времена. Мне важно разговаривать со зрителем, передавать свои мысли и чувства простым и понятным языком. Именно реалистическая живопись наиболее доступна любому зрителю любого возраста. Но это не значит, что я отвергаю другие течения. Просто каждый художник по своему темпераменту, складу характера, воспитанию и образованию выбирает свой путь.

– Как рождается картина?

– Художник – человек эмоций, на него больше, чем на других, может действовать абсолютно всё: какой-то разговор, погода – солнечная или дождливая, мрачная и слякотная. И от этого рождается чувство, что нужно взять кисть и что-то запечатлеть. Иногда не хочется работать – неизвестно почему, просто такое эмоциональное состояние. А бывает, что вообще невозможно уйти из мастерской.

– Сочетается ли эмоциональность с ремеслом?

– Все великие художники прошлого в первую очередь осваивали ремесло – от растирания красок до копирования своих учителей. Это было обязательно. Малые голландцы не принимали в гильдию, если художник не выполнял условий ремесленной подготовки. Потому и остались в истории, что были профессионалами, а не сидели и не ждали прихода какого-то вдохновения. Я каждый день работаю в мастерской, это необходимо. Вот если скрипач ежедневно не будет заниматься по несколько часов, он потеряет мастерство. Так же и у нас.

Мастер-класс для детей. Фото предоставили в Псковском региональном отделении Союза художников России

– Зачастую непонятно, можно ли работы некоторых современных творцов назвать произведениями искусства.

– В советское время общество готовило зрителя, была большая насмотренность: ходили по выставкам, в музеи, читались лекции о живописи, истории искусств. Сейчас в основном зритель лишён таких знаний, и он в растерянности. Очень много ложных истин в изобразительном искусстве и в культуре в целом, зритель не может разобраться, хорошо это или плохо. И профессиональной искусствоведческой критики нет, некому объяснять зрителю, что такое настоящее искусство. Всё превращено в шоу, подсовываются ложные ценности под видом какой-то там свободы, а на самом деле разрушается духовная основа человека. Вот в этом вся беда. Союз художников, пожалуй, единственный остров, где есть настоящее. Если хочешь понять, обращайся туда, интересуйся, спрашивай – и тебе всё объяснят.

Союзная работа

– Сложно ли стать членом Союза художников России?

– Надо иметь профессиональное образование и участвовать в выставках. У нас постоянно проводятся выставки разных уровней – местные, региональные, всероссийские. Если сообщество принимает твои работы, это плюс к желанию вступить в Союз художников. В 2023 году у нас прошла региональная выставка, и по её результатам мы сразу приняли в союз девять человек, а в этом году – ещё четырёх. Сегодня в псковском региональном отделении 70 членов Союза художников России. Это живописцы, графики, дизайнеры, скульпторы, мастера прикладного искусства.

– Чем занимается Псковское региональное отделение Союза художников России?

– Основная задача – проводить профессиональные выставки. В нашем выставочном зале проходит 12 выставок в год – общих и персональных. Мы очень хорошо сотрудничаем с комитетом по культуре, нас подключают к проектам и выделяют средства на их реализацию. Уже лет 12 мы работаем с грантами. В октябре прошлого года получили субсидию регионального правительства на проект «Гражданское согласие – гарантия стабильности и процветания в обществе». Мы проводим совместные занятия по изобразительному искусству с детьми из разных псковских диаспор, из организации «Дети – наше будущее», из православных школ. Считаем, что это самая лучшая форма интернационального воспитания, создающая общность и стирающая негативные представления о других национальностях.

Мастер-классы в рамках проекта «Земля Псковская – наш общий дом». Фото предоставили в Псковском региональном отделении Союза художников России

Была у нас и благотворительная акция: устроили выставку-продажу картин наших художников и все вырученные деньги – 200 000 рублей – передали в фонд СВО.

– Вы получили грант Президентского фонда культурных инициатив на проект «Знамя Победы – путь от Пскова до Рейхстага».

– Да. В рамках этого проекта проведём профессиональный пленэр. Художники поедут в Идрицу на этюды, изучат материалы, напишут портреты уроженца Псковщины Михаила Минина, который 30 апреля 1945 года в составе штурмовой группы одним из первых водрузил Красное Знамя над зданием рейхстага в Берлине, и четверых его однополчан. И проведём две выставки – в Себеже и в нашем зале Союза художников, а потом подарим эти работы Себежскому музею. К этой деятельности подключим также детей, с которыми проводим занятия каждую субботу, чтобы передать им знания о Знамени Победы. И ещё важно, что в этом проекте участвуют наши партнёры – Центр чеченской культуры «Барт» и его председатель Саид Дукаев отвечают за информационную часть проекта.

Воспитание чувств

– Вы много времени посвящаете обучению детей.

– Не все дети имеют возможность учиться в художественной школе. Мы же берём грант, поэтому каждую субботу в выставочном зале можно заниматься бесплатно, получая бумагу, кисти, краски. Занятия ведёт один из художников, преподающих в детской художественной школе или в школе искусств. Затем проводим выставки детских рисунков, ребята получают дипломы участников. Помимо этого, проводим экскурсии в мастерских художников, там же проводится мастер-класс: художник пишет небольшой натюрморт прямо на глазах у детей, и они просто в восторге. Также перед каждой новой выставкой в зале Союза художников проводим экскурсию, рассказываем, что это за художник, как он пишет. Всё направлено на воспитание у детей любви к искусству, на его восприятие.

Экскурсия в мастерскую художника Аркадия Филинова. Фото предоставили в Псковском региональном отделении Союза художников России

– Есть ощущение, что в Пскове художественные выставки открываются чуть ли не каждую неделю.

– Да, сейчас возможностей выставиться очень много: выставочный зал Союза художников, галерея «Дар», Дом офицеров, другие места. Но везде свои критерии. В выставочный зал Союза художников мы стараемся брать профессиональные работы, держать марку. Зрители приходят постоянно, а в дни открытия вообще не протолкнуться. Большой плюс в том, что у нас свободный вход. Нельзя брать деньги за искусство. Третьяковы не брали.

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru