Учить шахматам будут школьников вторых и третьих классов в 100 школах Псковской области
Всеобуч по игре в шахматы в Псковской области планируется ввести во вторых и третьих классах школы. Как передаёт корреспондент ПАИ, об этом сообщила начальник государственного управления образования Псковской области Вера Емельянова 27 мая на пресс-конференции. В. Емельянова, вице-губернатор Псковской области Дмитрий Шахов и председатель госкомитета по молодёжной политике и спорту Псковской области Александр Коновалов рассказали о своей поездке в республику Калмыкия, где уже реализуется подобная программа обучения.
Школьники будут учиться этой игре по 2 часа в неделю в течение двух лет. После можно будет либо закончить обучение на уровне полученных базовых знаний, либо продолжить обучение шахматам в шахматных секциях и клубах. Программу распространят только на 100 базовых школ области.
По словам В. Емельяновой, самая главная трудность во введении "шахматного всеобуча" – это подбор педагогов. Для учителей это - возможность дополнительного заработка. Начальник управления образования не исключила возможности организации специальных курсов повышения квалификации для педагогических работников.
Отвечая на вопросы, В. Емельянова сказала, что внедрение всеобуча будет согласовано с санитарными службами, чтобы не создать перегрузки школьников. Предполагается, на уроках шахмат будет изучаться теория и практика.
Не знаю что такой ажиотаж. Нормальная идея -правда запоздалая. В Европе первыми были шведы - на уровне парламента принято решение об обучении шахматам в школе, потом Испания. Да трудно убеждать во всем новом.Но видимо так устроены люди на Псковщине. Тогда послушаем слова известных людей. А.Е.Карпов 12 чемпион мира " - Сегодня против вас сыграют политики и дипломаты. Умение играть в шахматы может помочь в большой политике? - Шахматы вообще являются моделью жизни. Они многому учат, и, собственно, из-за этого мы сейчас ведем разговор, чтобы шахматы в России вошли в школьную программу. Это не прихоть Карпова, хотя именно с моей подачи шахматы уже стали преподавать в школах Бразилии и Чили. Через шахматы школьникам можно привить навыки, которые сложно передать через другие дисциплины. Шахматы учат принимать решения, анализировать, сопоставлять, предвидеть реакцию противника. Они также учат умению защитить свое решение, что очень важно для политика. - И когда шахматы войдут в программу российских школ? - Они уже входят, но не в обязательную программу. Действует приказ по министерству образования… Но существует проблема, общая для всего мира - не хватает преподавателей. Поэтому сейчас мы просто не можем ставить вопрос о признании шахмат обязательной школьной дисциплиной. В Российском государственном гуманитарном университете уже несколько лет работает кафедра шахмат, где сейчас занимаются около ста студентов. Но России нужны тысячи преподавателей. Сейчас готов проект второго приказа, неизвестно только, успеет его подписать министр Фурсенко до отставки правительства 7 мая или нет. Первый приказ носил разрешительный характер по факультативному преподаванию шахмат, второй – уже скорее рекомендательный. Надеюсь, следующий, третий приказ уже будет касаться обязательности – пусть не во всех школах, но хотя бы в некоторых."
Ну кто Вам сказал что умы детей будут забиты шахматной теорией?! Даже в шахматных школах это уже 3год(при 4 часах в неделю) обучения. А емельянова и Шахов предлагаю по 2 часа в неделю, причем один час игровой.Фактически это игровой предмет обучения. Ну а смысла не вижу-это мнение, его надо принимать как есть. Ну оно такое же как и мнение А.Карпова -только кто такой Карпов, а кто Специалист?! Да и не дураки же в Швеции и Испании у власти что решили внедрить шахматы в школе - там люди думающие, особенно о подрастающем поколении. разьве можно предположить, что К.Илюмжинов не думает о своих калмыках?! Наверное как раз и думает, что нации еще более становилась интеллектуальной и продвинутой.Впору напомнить, что сам Илюмжинов закончил в советские годы МГИМО и сам не плохо играет в шахматы и уже более 15 лет управляет Республикой.
1.При всём уважении к Карпову есть вопросы, которые я знаю получше :) 2.Калмыкия тоже не такой уж авторитет. Лужков вот в футбол играет и ничего Москвой как-то управляет. 3.Опасения вполне естественны. Можно подумать во всём мире шахматы в школе преподают. Что в США или Германии дурнее, чем в Калмыкии что ли. 4.Я сам в шахматы нормально играл, но считаю, что не самый актуальный предмет. По целому ряду причин.
Да Вы почитайте внимательно Шахова и Емельянову! Они говорят о том, что шахматы способствуют развитию логики, памяти у детей. Не мешает напомнить слова и Экс Президента РФ В.Путина о шахматах «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд». Известный шахматный детский тренер Сухин тоже о шахматах"Шахматы – не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, формирования волевых качеств. Обучение игре в шахматы позволяет наиболее полно использовать развивающий и творческий потенциал, заложенный в древней игре. " Ну и в заключении Из работы В.А.Сухомлинского "Сто советов учителю" Для отдыха старшекласснику я советую шахматную игру, чтение художественной литературы. Шахматная игра в абсолютной тишине, при полной сосредоточенности - замечательное средство, тонизирующее нервную систему, дисциплинирующее мысль. (Подробнее - см. В.А.Сухомлинский "Сто советов учителю" // В.А.Сухомлинский "Избранные произведения" в 5-и томах, том 2. Киев: Радянська школа, 1984, с.208-209. Параграф 88 "Как воспитывать самодисциплину в умственном труде", пункт 7).
Да и еще парочку сведений Про Штаты ,Германию и т.п.Из статьи "Шахматы и интеллект", 1987 Какое влияние оказывают шахматы на интеллектуальное развитие подростков? Такова была цель научного исследования, проведённого недавно в Венесуэле специальной комиссией, в состав которой входили педагоги и учёные. В ходе эксперимента члены комиссии вели наблюдения за двумя группами учащихся, причём все ребята проходили обычный курс школьного обучения, но в одной из групп дети совмещали учёбу с усиленными занятиями шахматами. Через 6 месяцев после начала исследования был проведён опрос школьников обеих групп с помощью особых тестов. Внимательно изучив его результаты, специалисты пришли к выводу, что скорость интеллектуальной реакции у ребят, активно игравших в период наблюдения в шахматы, повысилась почти на 40 процентов. (Подробнее - см. "Советский спорт" от 20.06.1987). Из статьи "Дрезден начинает", 1988 Особую активность проявила тренер Национального института спорта Венесуэлы А.Брисене Родригес: - С целью пропаганды шахмат среди молодёжи мы провели в Венесуэле интересный эксперимент. Для этой цели выбрали две школы - с равными возможностями, равным уровнем образования учеников из одинаковой социальной среды. Разница была лишь в том, что в первой школе среди прочих предметов были и шахматы, а во второй учебная программа осталась прежней. Результаты оказались фантастическими. Уровень знаний - не шахматных, а общих - учеников первой школы был намного выше, чем у их сверстников их второй школы. Позже подобный эксперимент провели и в США: итоги оказались столь же ошеломляющими. Вот тогда и было принято решение о введении шахмат в учебную программу школ во всей стране. Шахматный тренер из Венесуэлы отметила, что при проведении эксперимента учитывался опыт школьной шахматной работы в СССР, с которой она познакомилась, будучи участницей международного шахматного семинара в Вильнюсе. (Подробнее - см. "64 - Шахматное обозрение", 1988, №21, с.22). Конференция учителей шахмат в Далласе, США, 2003 В американском городе Далласе прошла конференция учителей, которые используют шахматы в воспитательных целях. Именно в педагогических, то есть демонстрируют на примере этой древней игры, как решать жизненные задачи. Все выступающие подчеркивали, что шахматы повышают самоуважение в детях и помогают интегрировать иммигрантов в общество. К шахматам прибегают и в случаях, когда детям нужно помочь бороться с зависимостями - алкогольной и наркотической. Одним словом, шахматы, по мнению участников конференции, отличный инструмент для решения жизненных проблем. "В шахматах ничего не зависит от случая, это не азартная игра, поэтому ты должен шевелить мозгами и стараться, чтобы выиграть, а если ты проиграл, то, по крайней мере, ты разработал некую стратегию", - говорит Фернандо Морено, автор книги "Учить жить с помощью шахмат".
Думаю достаточно. Про Нижний Новгород там проблема с преподавателями их просто нет чтобы все школы закрыть, да и Хинштейн тоже обмолвился , что факультатив это первый шаг к включению шахмат в программу общеобразовательной школы.
В качестве факультатива ещё ладно - " В Нижегородской области шахматы введут в школьную программу в качестве факультатива. Этот вопрос обсуждался на прошедшем в выходные отчетно-перевыборном собрании Российской шахматной федерации. По словам депутата Госдумы, президента Нижегородской шахматной федерации Александра Хинштейна, идея введения шахмат во всех школах Нижегородской области обсуждалась с президентом ФИДЕ Кирсаном Илюмжиновым и с губернатором области Валерием Шанцевым. Хинштейн отметил, что в целом затраты на введение в школах Нижегородской области нового факультатива составят 55-60 млн. рублей. «Российская шахматная Федерация готова взять на себя половину затрат на оплату ставок для преподавателей, при условии, если область готова будет найти на это финансирование. Кирсан Илюмжинов, в свою очередь, согласился обеспечить наши школы необходимым инвентарем. Так что, думаю, уже в этом году мы проведем очень важный эксперимент – попробуем ввести во всех – 1351 школе Нижегородской области шахматы в качестве факультатива», – сообщил Хинштейн.http://www.nr2.ru/nn/106436.html
Да право же! Читайте, что здесь пишут -шахматы впервые были введены в Швеции, а потом в Испании.Калмыкия то причем, там просто, по словам Емельяновой, опыт посмотрели. Чтобы не делать ошибок "первопроходцев"- весь положительный опыт будет проанализирован, конечно, и недостатки и ошибки, а только потом внедрен в Псковской области.