Княжеская святая земля Александра Невского
Часть 1.
На фото: земля Переславля-Залесского
8 мая 2008 года информационная служба Псковской епархии отправилась по приглашению протоиерея Олега Тэора, настоятеля воинского храма св. А. Невского в Пскове, в паломничество к святыням Ярославской епархии - Ростова и Переславля-Залесского. Перед отправлением нашего автобуса, батюшка отслужил молебен, благословил паломников и передал с нами две капсулы с землей, которую воины-пограничники доставали со дня Чудского озера с места Ледового побоища. Отец Олег возжёг фонарь с Благодатным огнём, наказывая всё это и ещё три свечи передать в храм св. А. Невского в Переславле-Залесском. Получив благословение отца Олега, мы отправились на родину Благоверного князя Александра Невского в Переславль-Залесский.
На фото: молебен в псковском храме св. А. Невского
1. Маленький Ростов Великий.
45-местный автобус был полон паломников, причём собрались люди разных возрастов, социального положения, и, что удивительно, в группе было немало мужчин. Сразу встал вопрос: как сохранять в течение более суток в дороге Благодатный огонь. Охранять Огонь, держать в руках фонарь, вызвался Михаил Иванович Курач, в прошлом офицер. Несколько часов он держал фонарь в руках (можно было бы неосторожно заснуть, и фонарь мог выпасть), а потом нашёл инженерное решение и подвесил его перед собой на верёвках, неусыпно наблюдая за лампой.
На фото: Спасо-Иаковлев монастырь
Мы выехали из Пскова после шести часов вечера, и около девяти утра были в ростовском Спасо-Иаковлевом монастыре. Монастырь располагается на берегу озера Неро, ухоженный, аккуратный, с величественными храмами: Димитриевским, Иаковлевским и соборным Зачатьевским. В древности монастырь именовался Зачатьевским - по названию главного и единственного тогда храма, посвященного Зачатию праведной Анною Пресвятой Богородицы. Обитель называли еще и Иаковлевской - по имени святителя Иакова, основавшего монастырь и почившего здесь. Предание рассказывает, как ростовский Епископ заступился за блудницу, отменив её казнь, за что подвергся гонениям. Тогда он, сбросив епископскую мантию на воды Неро, встал на неё, и на мантии по озеру был принесён к Спасскому монастырю.
Здесь была Кафедра первого русского святого Нового времени святителя Димитрия Ростовского, единственного святого, канонизированного в XVIII столетии. Обретение его святых мощей состоялось в 1709 году, и вызвало огромный духовный подъём в России. На мощах святителя Димитрия Ростовского совершались сотни исцелений, тысячи паломников устремились в Спасо-Иаковлевский монастырь к российскому целебнику и молитвеннику, получали исцеление и помощь в делах житейских по вере своей. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году, тогда же из музея были перенесены святые мощи св. Димитрия Ростовского и преподобного Авраамия. Мощи святителя Иакова почивают под спудом.
На фото: святые мощи св. Димитрия Ростовского
В обители на реставрации находятся Зачатьевский и Димитриевский храмы, проводятся большие восстановительные работы. Нам показали в Иаковлевской церкви правую сторону с мраморным возвышением – именно на это место указал Владыка Димитрий, прибыв в монастырь, как на место своего упокоения. В храме сохраняется прекрасный иконостас, написанный в XVII столетии прямо на стене. В обители молились Государыня Императрица Екатерина II, Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II, члены Августейшей Фамилии. С 1765 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно Святейшему Синоду. В 1923 году монастырь закрыли большевики, и только в 1991 году он был возвращён Русской Православной Церкви. Мы поклонились в обители святым мощам Божиих угодников, поднялись на монастырскую башню, чтобы увидеть покойную красоту озера Неро и всю панораму небольшого, но основательного монастыря.
Нам сказали, что в обители занимаются огородничеством, есть хозяйство, коровы, земля для пахоты, изготавливается сыр. Может, мы так и восстановим с помощью чернецов наше сельское хозяйство
На фото: стены Ростовского кремля
Ростов Великий – небольшой городок не оставил столь сильных впечатлений, как Иаковлевский монастырь, видимо, некоторая "туристическая засмотренность", которая превратила этот прекрасный православный город в "объект", не дала дрогнуть сердцу от восторга. Население города более тридцати тысяч человек, что немало для российского города сегодня. Ростов Великий в далеком прошлом – город Князей, к XIX столетию стал богатым, купеческим городом. Он доныне сохраняет трогательную провинциальную деревянную архитектуру XVIII- XIX вв. одновременно скромную, но очень уютную – домики в три окна непременно с мезонином, невысокие, основательные каменные постройки: богатые люди не жалели денег и строили богадельни, больницы и школы.
Главная достопримечательность: Ростовский кремль, который, на самом деле, являлся не одно столетие Архиерейской резиденцией епископа Ростовского. Ростовская кафедра – древнейшая в России, была когда-то третьей по основанию епархий в Русском государстве после Киева и Чернигова. Архиерейскую резиденцию, похожую на древнерусский городок, строил ростовский митрополит Иона Сысоевич (XVII в.), а настоятелем Успенского собора был когда-то отец Алёши Поповича, вполне исторического персонажа, которого многие считают плодом воображения художника В. Васнецова.
Территория Ростовского "кремля" является собственностью музея, храмы не действуют, и только в особенных случаях там проводятся редкие богослужения по просьбе Владыки Кирилла, архиепископа Ростовского и Ярославского. Соборная площадь с Успенским собором и знаменитая Ростовская звонница, очень похожая на пролетные звонницы Пскова, переданы Церкви. Колоколов на звоннице 13, среди них Сысой, Полиелей, Лебедь, Голодарь – колокол Великого поста, Баран, Красный и Ясак. Колокола отливались с заранее "заказанным созвучием", и знаменитые Ростовские звоны названы по имени тех епископов, при которых колокола и отливались: Ионин, Георгиевский, Иоакимовский. Самый большой колокол был отлит при попечении устроителя Архиерейской резиденции ростовского митрополита Ионы Сысоевича, поэтому называется Сысой и весит 32 тонны. Интересно, что при советской власти колокола молчали, но, тем не менее, в 1963 году была записана пластинка с Ростовскими звонами для продажи западным любителям церковного русского искусства.
На фото: Успенский храм со Звонницей
Сорок лет назад храмы были отреставрированы, но сейчас они снова в лесах – на реставрации. Вообще, надо отметить, что наше монастырское паломничество по Ярославской епархии зрительно сопровождалось строительными лесами – везде, а особенно в монастырях, идут сложнейшие, обширные реставрационные работы.
На фото: Богоявленский Авраамиев монастырь
В Ростове мы посмотрели один из самых древних монастырей Русской земли Богоявленский Авраамиев (XI в.), ныне это действующий женский монастырь, в котором подвизаются 14 сестёр, располагается обитель на берегу озера Неро. По преданию, он был основан чернецом Авраамием на месте идольского капища, собственно, так часто начинались древние монастыри, побеждая языческих идолов. Из монастыря стала распространяться христианская вера по округе. Иван Грозный после взятия Казани построил Казанский собор в Москве и одновременно пятиглавый Богоявленский собор в Авраамиевом монастыре в 1553-1554 гг. с шатровой мощной колокольней. Авраамиев монастырь сильно был разрушен в польско-литовскую интервенцию и восстановлен архимандритом Ионой Сысоевичем, будущим митрополитом Ростовским, который построил в обители Введенскую и Никольскую церкви. Монастырь тоже восстанавливается, у сестёр много трудов. Как и другие монастыри Епархии, он отличается мощными храмами, аккуратными территориями, нет грязи строительства. Монастырь тих и задумчив.
Далее наш путь лежал на родину "Игумена всея Руси" преподобного Сергия Радонежского – в Варницу. Православный народ хорошо знает Варницу, как место, где есть православная школа-интернат, в которой можно получить православное начальное образование, а потом поступать далее в высшие духовные учебные заведения. Свято-Троицкий Варницкий монастырь советской властью был уничтожен первым среди других монастырей Ярославской епархии, от него почти ничего не осталось. Сейчас он восстановлен на территории Варницы заново в честь родителей Преподобного, гораздо более величественный, чем был раньше.
На фото: Троицкий собор
На том месте, где находился домик родителей Варфоломея, Кирилла и Марии, стоит Троицкий собор – место рождения будущего Игумена Сергия. Насельник монастыря Савва показал нам место, где отроку Варфоломею было явление старца, который ободрил его и благословил на учение – там сейчас стоит крест, это событие мы знаем ещё по известной картине М. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Сейчас в Варнице десять насельников, около ста учеников постигают Божественный глагол. У этого дивного места сохраняется сила, которая чувствовалась в наше там присутствие, хотя вроде бы вокруг все новое: только что закончилось строительство и благоукрашение надвратного неосвященного храма, заложен фундамент ещё одного храма, но православное сердце ощущает благодать необыкновенного памятного места.
На фото: Борисоглебский монастырь
Наши впечатления от паломничества по обителям множились и вновь увиденными храмами, и лицами монашествующих, подвизающихся в обителях. В Борисоглебском монастыре (XIV в.) нас встречал игумен Иоанн (Титов). Монах был строго сдержан и лаконичен в своём простом и чётком рассказе об истории монастыря. Борисоглебский монастырь основан учениками преподобного Сергия монахами Феодором и Павлом в XIV в., близ Ростова, на берегу реки Устье. Он стал третьим из девяти монастырей, основанным по благословению преподобного Сергия Радонежского: "Призрит Богородица на место сие". Самый древний монастырский храм, соборный, заложен в честь страстотерпцев святых князей Бориса и Глеба, как знак примирения князей Константина Ростовского и Димитрия Московского. Их примирение явилось началом соединения русских земель под небесным покровительством двух братьев-страстотерпцев Ростовского князя Бориса и Муромского Глеба, пострадавших от своего же брата.
Это был митрополичий монастырь, потом ставший царским после крещения в нём сына Василия Тёмного, Ивана Васильевича III. Князья и цари приходили в Борисоглебский монастырь, как простые чернецы на молитву и послушание. Борисоглебский монастырь был особенно значим в период польско-литовского нашествия, времени Смуты. Преподобный Иринарх Затворник, насельник монастыря, 30 лет проживший в затворе, кандалами приковав себя к берёзовому комлю, был самым свободным человеком своего времени. Он предсказал польское нашествие, послал крест военноначальнику Михаилу Скопину-Шуйскому, как благословение: "Дерзай, и крест тебе поможет", и поляки были разбиты. Он же посылает просфору Димитрию Пожарскому перед его походом на Москву: Минин и Пожарский приняли благословение святого Иринарха в Борисоглебском монастыре. В монастырском храме есть новонаписанная икона этого события 1612 года.
В храме почивают мощи старцев Феодора и Павла, преподобного Иринарха (1613 год), сохранилась его келья, в которой он провёл 30 лет в затворе. Игумен Иоанн считает, что к реставрации надо подходить тщательно, готовить документы, делать изыскания, составлять проекты, и тогда заниматься реставрацией. Торопиться в таком деле, по его мнению, нельзя. На наш вопрос о владельцах монастыря, он сообщил, что до сих пор монастырь разделён между двумя хозяевами - Церковью и музеем, и напомнил нам, что в 1928 году приход музея в Борисоглебский монастырь был отмечен расстрелами монахов, а иконостас монастыря был разобран. Борисоглебские иконы находятся в Третьяковской галерее и музеях Ростовского кремля. Отец настоятель рассказал нам, что когда-то здесь служил знаменитый на всю Ярославскую губернию иеродиакон Феофан, обладавший великолепным басом, его специально приезжал слушать на Литургии Шаляпин.
Сейчас в обители вокруг монастыря идут крестные ходы от Фоминой недели до Покрова; совершаются крестные ходы в июле на родину преподобного Иринарха Затворника, которые идут в Кондаково 5 дней и собирают до 2 тысяч верующих. Монастырь занимает небольшую территорию, но изобилует храмами: Борисоглебский, Благовещенский с Никольским приделом, надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского, собор Иоанна Предтечи и др. При монастыре действует школа по духовно-нравственному воспитанию юношества "Славяне", есть военно-патриотические игровые клубы "Лапта" и "Святогор". Как мы поняли в паломничестве в Ярославскую епархию, ныне наша Русская Православная Церковь взяла на себя обязанность, оставленную родителями и государством, воспитывать мужиков.
На фото: стены Борисоглебского монастыря
Протяжённость стен Борисоглебского монастыря около километра, а высота до десяти метров – маленькая сильная крепость. Те монастыри, которые мы увидели в паломничестве, как правило, окружали крепкие высокие каменные стены, и это нас очень удивило: монастыри ростовской и переславской земли являли собой самые настоящие крепости. Только от кого защищались ростовцы, в отличие от псковичей? Мы защищали Русскую землю на западе от набегов ливонцев и польско-литовских войск, а здесь в центре Руси, зачем монастырям стены? Защищались обители и от княжеских междоусобиц, почему иногда назывались "сторожами" - землю родную сторожили от набегов соседей, от ига, а потом и от польско-литовского войска, которое хозяйничало на Руси в Смутное время. Нас потрясли мощные каменные стены Борисоглебского монастыря: что ни крепость – то монастырь, и что ни монастырь – то крепость.
Время его основания XIV столетие – время сплочения всех сил вокруг идеи единства Русской земли против монгольского ига, поэтому монастыри строились как крепости, как сторожи в лесах и пустынях, в отличие, например, от Киева, в котором монастыри были городскими. Вот и выходит, что идея единства и само единство пришло на Русь из Церкви, и было Ею благословлено в лице преподобного Сергия Радонежского, призванного Господом спасать Русь и от междоусобной брани гордых князей и от врага-язычника.
Паломничая от монастыря к монастырю, мы абсолютно материально начинали видеть, как складывалась суровая история России времени первой Царской династии на Руси - Рюриковичей.
2. Княжеский Переславль-Залесский.
На фото: Храм св. Иоанна Златоуста в Годеново
Годеново, что возле Переславля-Залесского, это храм безупречной белизны св. Иоанна Златоустого и кое-какие постройки, вот и всё. А в храме золотое великолепие киотов, глубина иконных образов, чистота и тишина, молятся инокини – это подворье Свято-Никольского Переславского женского монастыря. Годеново – местечко тайное, скрытое, его многие знают, но не все – в храме хранится Нерукотворный Крест Господень, который, как сообщает летопись, сошёл в сиянии с небес в 1423 году местным пастухам. Пастухи увидели Крест с Распятым на нём Спасителем и рядом стоящего Николая Чудотворца, и был им голос от Распятия: "Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. Исцеления многие будут…" Жителями было получено благословение о строительстве на этом месте храма в честь святителя Николая и придела в честь Животворящего Креста Господня. Летопись рассказывает, что во время строительства храма было явлено много чудес и знамений, которые фиксировались в особой книге. Построили дубовый храм, но он сгорел вместе с книгой, а вот Животворящий Крест остался невредим, снова построили новый храм для Креста, и продолжили вести летопись исцелений бесноватых, слепых, расслабленных от Креста.
После 1776 года на месте деревянного Никольского храма построили каменный, но в богоборческие годы храм был разорён, исчезла чудотворная икона св. Николая, а Животворящий Крест пытались разрубить, сжечь, лили на него соляную кислоту – Крест оставался целым. Тогда один несчастный попробовал отпилить палец на правой ноге Спасителя, отпилил, но потом у него загноился мизинец правой ноги, началась гангрена, и он умер в муках. Тогда одна богобоязненная жительница на своих плечах принесла Крест в Годеново в храм св. Иоанна Златоуста, где он стоит доныне.
Время его явления 1423 год - примерно совпадает со временем захвата Константинополя турками. В тот период многие греческие святыни явились на Руси. Детали Креста также утверждают в мысли, что этот Крест не мог быть создан в нашем Отечестве. Святыня представляет собой резное изображение Спасителя в человеческий рост. На верхнем перекрестье есть греческие слова – "ставру икон", что означает "образ Креста". Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева. "Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно произведениям скульптуры", - писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году.
На фото: Нерукотворный Животворящий Крест Господень в Годеново
Мы приложились к Кресту, попросили утешения и крепости в вере, и всего того, о чём каждый из нас страждал. Но Годеново для нас стало милостью Божией, как открытие, как подарок Бога. Вот такое паломническое счастье: двигаясь от святыни к святыне, удивляться щедрости нашего Спасителя и его Дарам.
Нет комментариев