Родные
На железнодорожном вокзале районного центра Пыталово информационную службу Псковской епархии встречал настоятель храма свв. Бориса и Глеба в Вышгородке отец Александр Рясинский. Фамилия самая что ни на есть поповская. Вспомнилось, как раньше много на Руси было Ивановых, Григорьевых, Васильевых, Петровых, Павловых… Почему у русских людей фамилии по святительским и апостольским именам ? Пыталово – название неблагозвучное и пугающее, сам городок, впрочем, возник в послевоенное время, а места эти псковские известны своими крепостями, о чем и говорит название села – Вышгородок. Потом уже, беседуя с Ниной Евгеньевной Сорокиной, православным человеком, знаменитой на всю Псковскую область учительницей русского языка и литературы деревенской школы в Бороусах, мы уяснили, что эти земли – самые западные на защите Ольгиного града – Пскова. Они защищали Русь от ливонцев и литовцев, врагу не давали пройти наши святые братья - страстотерпцы Борис и Глеб, правнуки Равноапостольной Ольги. Вот как мудро Господь расставляет свою святую стражу.
на фото: Ксения Медведчикова
Отец Александр определил нас на постой в дом, глава которого Михаил Васильевич. Его супруга, Светлана, музыкант по профессии, регент Борисоглебского храма, завершает пока семейство двухлетняя дочка Ксения, человек самостоятельный и задумчивый, именно поэтому перед нашим приездом при полном надзоре папы, она угодила в пруд, пришлось искупаться и Михаилу Васильевичу. Фамилия у наших хозяев звонкая и твердая: Медведчиковы. Мы приехали в дни Великого поста, в пятницу вечером 4 апреля, с надеждой, что побываем на Литургии в деревенских храмах Пыталовского благочиния Псковской епархии, помолимся и поговорим с батюшками о деревенской приходской жизни. Само благочиние небольшое, и храмов здесь сохранилось немного: Никольский храм в Пыталове, Никольский же в Зобках, Троицкий храм в Грешиной горе, Рождества Богородицы в Коровске, свв. Бориса и Глеба в Вышгородке, Воскресения Христова в с. Пустое Воскресение и храм Вознесение Господне в Анциферово.
на фото: храм Вознесение Господне
Мы задавали нашим собеседникам - священникам одни и те же незамысловатые вопросы: какие мысли возникают, когда совершаете Литургию в полупустом храме? Сколько прихожан? Что думаете о нашей жизни? И основной наш вопрос, определяющий настоящее в жизни человека и священника: как пришли в Церковь? Спрашиваем, не мудрствуя, потому еще, что время ограничено – или у нас, или у батюшек, которым надо по окончании Литургии и требы исполнять, и о ремонтах заботиться, и в школу на урок по «православной культуре» не опоздать.
на фото: фреска Вознесение Господне
Храм Вознесение Господне. Анциферово. Вознесенский храм в этом месте был уже в XYI веке, говорят, здесь нашли икону Вознесение Господне, и так назвали построенный храм. Заветным праздником места, помимо престольного, считался день св. Симеона Столпника (1 сентября). Существующий ныне храм из белых плит построен в 1843 году островским помещиком Евграфом Ладыженским с прихожанами. Церковь была двуглавая, на фасаде храма до сих сохраняется икона Вознесение Господне, писанная по штукатурке художником К.Павловым в 1936 году. В 20-30-е годы эти земли являлись территорией Латвийской буржуазной республики, как и весь нынешний Пыталовский район. Перед войной в приходе насчитывалось более четырех тысяч прихожан. В 1944 году храм частично сгорел от снаряда, и крыша была восстановлена без купола. В 1949 году церковь заново освящена по благословению митрополита Григория (Чукова) наместником Псково-Печерского монастыря Пименом (Извековым), с 1971 по 1990 год - Святейшим Патриархом. Богослужение в храме за его историю не прекращалось. В эту родительскую субботу нас встретил его настоятель отец Борис Григорьев. Вошли в церковь, старенький папа батюшки затеплил потихоньку лампадочки, началась Литургия. Нам пришлось помочь отцу Борису – почитать на клиросе, петь не умеем, а певчих нет. В храме стояли только мы. По окончании Литургии батюшка совершил заочное отпевание по новопреставленному рабу Божьему, и мы немного поговорили.
на фото: интерьер храма Вознесение Господне
Отец Борис: «Здесь во время войны в храме был немецкий госпиталь, и наши войска обстреляли церковь из танка, купол сгорел, потом церковь покрыли крышей, восстановили колокольню. В 1999 году, когда я приехал сюда, окна были в жутком состоянии, мы их все поменяли более десятка, крышу перекрыли, которая не менялась пятьдесят лет, и уже протекала, в верхней части стены возле алтаря была дыра, шла трещина, храм разваливался. Помогли нам псковские реставрационные мастерские, приехали и отремонтировали особенно проблемные части. В принципе, здесь надо все менять, и потолок, и ремонт делать основательный, но на это нужны огромные деньги. Так что пока делаем, что можем с Божьей помощью. У нас сейчас есть две купели: детская и для взрослых с полным погружением. Детей крестим, но мало. За восемь лет у меня, может быть, было пятнадцать крестин.
на фото: крещальная купель
Живем милостию Божьей, потому что храм никакого дохода не приносит, сами знаете. В субботу на всенощную обычно никто не приходит, в воскресение человек пять-шесть молятся. В праздники бывает на службе до пятнадцати молящихся. У нас вокруг храма живут человек десять, прихожане потихонечку померли, кто-то приходит из других деревень Носово и Скорды, а это пять километров, приходят пешком, транспорта нет, из Пыталова приезжают на своих машинах. Раньше я служил каждый день, но сейчас служу по праздникам, субботам и в воскресение. Летом буду здесь жить, и опять буду служить каждый день. Господь поставил, значит, надо стоять, тем более я здесь с благословения старца Николая. Архимандрит Гермоген,духовник Снетогорского монастыря,как-то сказал мне: «больше записок, поминайте». Я стараюсь поминать, и для меня прихожане все те, кого поминаю. У нас очень мало прихожан, но Феофан Затворник вообще служил Литургию один и молча. Да он святой и архиерей, но, думаю, так можно и любому другому священнику, потому что место, где служится Литургия, освящается само по себе. Тем более, как я уже вам говорил, мои прихожане на записочках, за них молимся, их поминаем, а Господь милостив.
Я не задумываюсь над тем, почему нет людей, не жду: придут или не придут. Как меня благословил отец Николай на этот приход и сказал: «Оставайся» - так я и остался. Но поначалу меня сюда отправил Владыка Евсевий в командировку, «посмотреть на приход», я здесь пробыл с неделю и поехал на остров Залит, спросить у батюшки Николая: оставаться или нет. Он сказал: «Оставайся, будешь служить там». И у меня больше вопросов не было. У меня с Богом все просто произошло: в один прекрасный момент понял – и всё. Это было в начале 90-х годов, ничего особенного не было, ничего не произошло, просто однажды проснулся в пять утра и понял, что надо срочно каяться, побежал в храм. Приехал на Большую Конюшенную в Преображенский храм к отцу Константину. Храм был еще закрыт, вышел сторож, дал мне лопату убирать снег, и так оно пошло очень быстро, потому что без храма уже не мог. Стал свечником в церковной лавке, а до этого у меня было медицинское училище и один год Военмеха, а после армии уже началась перестройка, коммерция… Пришел в Церковь, закончил Петербургскую Духовную семинарию.
К Псковщине у меня всегда было стремление, и старец отец Николай меня благословил на целибат, но наш Владыка Владимир мне отказал в месте в Петербургской епархии, он не поощрял целибат в таком большом городе. Владыка Евсевий очень хорошо относился к отцу Николаю, который меня и благословил, и с радостью дал мне место здесь, в Анциферево. Вот и служу уже почти девять лет».
Адрес храма: Псковская область. Пыталовский район, д. Анциферово, церковь Вознесение Господне, священнику Борису Григорьеву 8-921-210-27-35 и (8-247) 2-32-58, д. 9-34-74
Когда мы прощались с отцом Борисом, он спешил в Пыталово, в школу, батюшка посоветовал нам побывать в Зобках, у отца Иоанна. Супруги Медведчиковы повезли нас в Зобки.
на фото: священник Иоанн Дубков
Никольский храм. Зобки встретили тишиной кладбища и веселыми майскими красками деревянной Никольской церкви, которая была построена на средства прихожан, и освящена в 1931 году св. Иоанном (Поммером), тогда архиепископом Рижским. Двери храма были распахнуты, но загорожены, как объяснил отец настоятель Иоанн Дубков, «от собачек». Батюшкин говорок, когда он отвечал на наши вопросы, был ласков и застенчив. Кладбище уже было приведено в порядок после зимы, храм аккуратно покрашен будто вчера. Отец Иоанн сетует: народ все равно оставляет кучи мусора после уборки могил, и с этим ничего не сделаешь. При входе на кладбище – развалившиеся ворота, их построили недавно, но чего-то строители не учли, а советов отца настоятеля не послушали, в общем, плакали деньги. Надо строить снова. Домик отца Иоанна тут же на кладбище, в нем он живет со своей престарелой мамой, которая лежит в немощи, больна, и сын за ней ухаживает. Тут же грядки рядом с могилками, незатейливое хозяйство священника. Рядом с нами бегает и трется о ноги ласковая черная кошечка. Как же без кошек в хозяйстве!
на фото: отец Иоанн и Нина Сорокина
Как рассказал нам отец Иоанн, церковь святителя Николая Мирликийского в Зобках никогда не закрывалась: «Мои родители, верующие люди, ходили в этот храм, народу тогда было полно. Мы местные, и наш домик, где я родился, еще стоит от Зобков в трех километрах, там и крючок от моей люльки остался в потолке. В храм сюда ходил с родителями, и школьником тоже здесь молился. Потом учился в Печерском училище на тракториста, в совхозе работал, в армии служил, после вернулся и в совхозе «Линовский» опять работал, правда, в храм ходил уже редко. А вот когда отец Дамаскин (наместник Крыпецкого монастыря, Царство Небесное) здесь стал служить, а служил он тут девять лет, я почаще стал приходить, начал прислуживать, но отец Дамаскин ушел восстанавливать Крыпецкий монастырь, и четыре года у нас не было священника, а потом меня рукоположили. В храме первый раз на Пасху уже служил, но до июня в совхозе числился, мне председатель тогда говорил: «Не уволю, хватит дурью маяться, иди, работай». Работал на складах зерновых, надо было нефтебазу принимать, но ушел в храм, хотя председатель уже соглашался: «Ты, - говорит, - служи, только ходи на работу».Боялся я, было страшно рукополагаться, но когда отец Дамаскин ушел от нас, мы поехали к Владыке Евсевию просить благословения, чтобы можно было привозить священников на богослужения в храм. А наш благочинный отец Геннадий внушал, что мне самому надо рукополагаться, в деревенский храм никто не придет, если сам не буду служить. Я ему отвечаю: «Ничего не знаю, я боюсь». Страх-то есть пред Богом.
Опять поехали к Владыке с нашими прихожанками просить священника, а он вышел к нам и показал на меня: «Вот вам батюшка». Но все-таки поехали в наш Печерский монастырь попросить у отца наместника батюшку, там же многие приезжают, может, какой батюшка и послужит у нас. Приехали как раз в день, когда отец Тихон (Секретарев), нынешний наместник, принимал дела у прежнего, и Владыка наш тоже там был. Помню, стоим около колодца монастырского, ждем, когда Владыка уедет, чтобы просить у отца наместника батюшку, а Владыка мимо нас проезжает, заметил меня, вышел и говорит: «На месяц его в монастырь». Потом отец Тихон меня спрашивает: «Верую!», знаете?- Знаю. – Ну, вот с этого и надо начинать». И вот уже десять лет я здесь.
на фото: интерьер Никольского храма и Ксения
Народу сейчас меньше стало и заметно: уже около трех сот человек я похоронил. Пусть не все прихожане этого храма были, но в храм приходили. Народ живет еще и сейчас, есть население, но они уже в храм не ходят. В воскресные дни на Литургии у нас молятся четыре-пять человек, в субботу родительскую перед Постом было пятнадцать человек. В прошлом году на родительскую было сорок человек – тоже мало. Служим всенощную, наши местные мальчики Серафим с Корнилием по очереди ко мне приходят, родители в храм ходят, и мальчики мне помогают. Литургию в воскресение и в праздники уже служим с певчими, у нас пять певчих на клиросе. Когда я вошел сюда служить, никого не было в храме, попросил своих знакомых людей попеть, и теперь у нас здесь поют дочь священника Веселова-Суднова, который похоронен рядом с храмом, невестка его поет, культпросветработники поют. А учил их такой человек непоседливый, псаломщик Никита с Коневца. У меня год побыл, уехал, потом опять через год вернулся…
Буквально сегодня была панихида, умер мужчина, который через пьяночку прошел. Мы служим, а его двоюродный брат в храм пришел пьяный, он мой сосед, и раньше не пил, а сейчас пьет. Не знаю, что такое. Пьянство – это большая болезнь, она уже вон, сколько веков длится. У нас привыкли – любая работа идет через бутылку, кто удержался смолоду не пить – тот держится, а так ведь модно было пить – как не выпить? Вот и пристрастились. Обыкновенный наркотик. Поэтому за три месяца у нас пять усопших и одни крестьбины. Страха Божьего не стало ни у кого, ничего народ наш не боится – вот это главная беда. Нет страха даже у тех, кто не пьет. Живут так, как будто Бога нет. Приходят вроде бы, почитают Его, но какие-то не православные, да и мы все такие не стопроцентные православные, а спасаться надо всем, тогда страх будет, и погибать не будем.
Церковь нужно ремонтировать: обшивку менять, фундамент ремонтировать, кровлю крыть. Один человек составил нам смету, говорит, миллиона три на все понадобится, а где же мы столько возьмем? Храм пока помогают содержать наши жертвователи, а не прихожане, да и сам ищу деньги, прошу, а живу на мамину пенсию, ей 85 лет, сейчас она уже лежит, слабенькая, и мне не выехать никуда, а так бы надо съездить в Москву, попросить помощи». Покидая Зобки, мы попросили батюшку разменять 500 рублей, чтобы хоть маленькую жертвочку оставить в храме. Отец Иоанн ответил: «Нет у меня сейчас. Была панихида, оставили 90 рублей, больше нет», - и рассмеялся.
Адрес храма: Псковская область, Пыталовский район, деревня Зобки, Никольский храм, священник Иоанн Дубков, телефон 8 (247) 2 22 80
на фото: Отпуст, отец Александр Рясинский
Надо сказать, что наша сопровождающая прихожанка Борисоглебского храма Нина Евгеньевна Сорокина, оказалась человеком открытым и заботливым. Она преподает в Бороусах литературу и русский язык, а дом ее невдалеке от Вышгородка, и из дома Нины Евгеньевны хорошо виден Борисоглебский храм на горе. В ее родительском доме на стенах висят грамоты: и областного Управления образования, и Епархиальные, есть и Патриаршие. Нина Евгеньевна рассказывает: «Однажды мы получили приглашение из Духовной академии Троице-Сергиевой Лавры принять участие в конкурсе на лучший Урок православной культуры. Я не могла не откликнуться, а потом получила известие, что мой урок «Духовная поэзия протоиерея Николая Гурьянова» в числе лучших, и меня пригласили на средства Академии на торжественный акт вручения Патриарших грамот. Очень порадовала возможность посетить Лавру, помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского. На конкурс было прислано около 300 уроков, из которых отобрали шестнадцать. И когда мы вошли в Академию, то на стенах увидели красиво оформленные наши уроки, и это очень тронуло. Нам вручили грамоты, а потом приехал представитель благотворительного фонда и сказал, что надо добавить к грамотам Святейшего Патриарха «чего-нибудь еще», и мы все получили по 10 тысяч рублей. Это была огромная сумма для меня, но Патриаршая грамота – благословение: Нине Евгеньевне Сорокиной, деревня Пунино.
Недавно я приняла участие в национальном приоритетном проекте образования, не подозревая, что могут быть какие-то деньги за это. Там учитывался процентный рост успеваемости, и другие показатели у меня получились хорошие, немало наградных грамот. И когда все это отослали, куда надо, то мне дали грамоту, как одной их тех, кто является «Лучшим учителем России» в 2006 году за подписью министра Фурсенко, и грант Президента В.В.Путина в размере 87 тысяч рублей. У меня таких денег ни в жизнь не было, я не верила, что так бывает, но со мной это было. Впрочем, сейчас их уже нет. До сих пор не знаю, что означает слово «грант», не люблю иностранных слов.
Шесть лет подряд участвую в Корнилиевских чтениях в Печерах. Впервые выступала с темой «Пушкин и православие». Не Бог весть какой доклад получился, потому что очень спешила, надо было успеть, а времени мало дали, но приехала, прочитала, меня оценили и поблагодарили, что было очень трогательно. Среда на Чтениях такая же, как в Троице-Сергиевой Лавре - православная. Тебя благодарят, к тебе внимательны и доброжелательно расположены, и ты понимаешь, что ты еще нужен, потом возвращаешься домой просветленный и сильный. Со мной директор нашей Бороусовской средней школы стал ездить Николай Александрович Васильев, учитель географии, заслуженный учитель России. Учителя нашего района теперь тоже ездят на Корнилиевские чтения, так что в нашем полку прибыло.
Я очень высоко оцениваю Корнилиевские чтения. Во-первых, это общая молитва у мощей преподобного Корнилия, все начинается с нее и заканчивается ею. Потом монахи нас всех любят и помогают нам, дарят огромное количество нужных книг, которые потом мы читаем весь учебный год, делимся ими, растем. На Чтениях мы слушаем московских ученых, беседуем с ними напрямую, что очень важно. Пленарные заседания, общее Родительское собрание, которое готовится и насельниками монастыря, в том числе, и отец наместник Тихон – мы все вместе. Такой великий монастырь, и нас таких маленьких благословит, и мы трудимся, как можем, весь год. В одном месте, как бывает на Корнилиевских чтениях, такого количества единомышленников ты никогда не встретишь, как здесь. Поэтому после Чтений сил хватает точно на полгода,затем опять обрастаешь грехами, но вообще мы весь год живем от Чтений до Чтений - мы так все говорим».
Вот такая путеводительница нам попалась в нашем паломничестве по Пыталовскому благочинию, непростая.
на фото: храм свв. Бориса и Глеба в Вышгородке
У отца Александра Рясинского, наместника храма свв. Бориса и Глеба в Вышгородке мы побывали на всенощной, и снова в одиночестве, но на Литургии в воскресение 6 апреля народу в храме уже было гораздо поболе, чем накануне в субботу. Тяжело нынешним православным дается всенощное бдение, а ведь, говорят, что на всенощной Сам Господь нам служит, а мы отворачиваемся от Него на житейскую потребу, занимаемся домашними делами. Борисоглебский храм большой, торжественный, даже пышный в своей архитектуре. Впервые он упоминается под 1427 годом, когда Вышгородок был крепостью-пригородом в защите Пскова от Ливонского ордена. В том столетии первый Борисоглебский храм и был сожжен неприятелем. Нынешний храм во имя святых братьев-страстотерпцев был построен в 1891 году на средства островского помещика Владимира Алексеевича Изъединова с помощью прихожан, рядом с храмом – погост. Храмовые праздники – дни памяти святых Бориса и Глеба и Казанской иконы Божией Матери.
на фото: отец Александр служит всенощную
Отец Александр рассказывает: «Святые Борис и Глеб – для меня образец преданности воли Божьей, что для многих из нас является очень трудной наукой. Господь им послал испытание, и они его выдержали, хотя и принуждали их, вся дружина уговаривала убить Святополка, но они доверились воле Божьей, и ценой своей жизни избежали греха.
Храм постепенно ремонтируем с помощью наших прихожан, окна заменили, крышу перекрыли частично, угол отремонтировали, он разваливался. Ждем строителей, будут ремонтировать дальше: стоки обрушились, вода течет по стенам, кирпич новый уже ждет. Храм наш не закрывался, но обворовывался, как и другие храмы благочиния, и ни один раз. Из казны храмовой мы покупаем облачение, вот окна верхние недавно в куполе поменяли, денег скопили и люстру отремонтировали. Остальные окна нам поменяли благодетели, у нас их два Бориса: один из Москвы, другой из Питера. Господь видит мое нерадение, мою немощь, и приводит нам благодетелей. Не могу я просить. Дедушка у меня был священником, служил в Палкино в Никольском храме протоиерей Евлампий Рясинский, там и похоронен в 60- году, потом после его смерти моя мамочка приняла постриг, стала монахиней Евфросинией. До того, как рукоположился, был токарем, сварщиком, сантехником в Пыталове нашем, на гитаре играл в ансамбле. Но в храм ходил, и большое влияние на меня оказал тогда архимандрит Сергий (Сосновский), я постоянно к нему ездил, когда он в Елинах служил. Сейчас он служит в Острове в Троицком соборе, благочинный. Он меня и приметил, стал я читать по его благословению, так постепенно и пришел в себя. Владыка Евсевий рукоположил на Успение, потом служил в Троицком соборе в Острове. Сюда в Вышгородок попал служить по просьбам наших прихожан, и с 1993 года служу здесь.
на фото: всенощное бдение
Храм у нас не топится, мы делали попытки устроить отопление, но здесь есть конструктивные сложности, поэтому храм не отапливается, но я привык. В будущем, правда, планируем делать электроотопление. Литургий у меня в месяц получается пятнадцать- шестнадцать, народу в воскресение 25-30 человек, на всенощную народ не особенно ходит, человек пять бывает, наберется. Певчих в храме пять, это, в основном, учителя музыкальной школы. Наши прихожане люди не местные, из Пыталово, хотя народу в Вышгородке живет немало, дома трехэтажные, большой поселок человек триста живут, но в храм не ходят. Мне больно на все это смотреть, тяжело. Призываю, наверное, слабо. Надо спасаться, храмы открыты, а мы не бываем на службе, тонем в грехах, и нужно много времени, чтобы восстановить былое, а спасаться можно только покаянием и молитвой. Принуждать себя надо, без принуждения ничего не получится. Как спортсмен, чтобы получить награду, получить славу не жалеет себя, и с утра до вечера тренируется, так же и мы, чтобы спастись, выплыть из греха, нужно побеждать свой грех, напрягаться, стараться, чтобы выйти победителем. А мы не хотим, ленимся. Спортсмен, даже когда перестает быть чемпионом, не перестает тренироваться, чтобы не потерять формы, иначе он уже не спортсмен, так и мы не христиане, если не понуждаем себя, не пытаемся спастись. Нужно понимать, что главный смысл нашей жизни, нашего существования - в спасении.
на фото: Евхаристический канон. Ксения.
Бывают и среди наших прихожан люди, которые вроде бы молятся, и обряды исполняют, но как стена внутри них не пробиваемая – только обиды, отчаяние, смущение. По исповеди видно за эти годы, что грех не меняется, он один и тот же: раздражительность, злость, ненависть, обиды, сплетни, и конечно, основной грех – осуждение. Но всему грех – гордыня, потому что самое большое заблуждение наше состоит в том, что мы считаем себя лучше других, не хотим себя унизить. Поэтому, полагаю, что причащаться нашему народу надо чаще. Причастие - это ведь как духовное рождение, как в крещении очищение от грехов, так и в причастии Христовых Тайн. Вся проблема в том, чтобы не быть как Иуда – поцеловать Чашу и предать Господа, отойдем от Чаши и начинаем тут же злиться, раздражаться…Но вот молодежь, которая сейчас идет в храм, она по-другому уже относится к Причастию. Грамотно молодые исповедуются, каются не ради благочестивого обычая, а их беспокоит состояние своей души, и они приходят в храм осознанно. Мне это нравится».
на фото: юные прихожанки
За Литургией отец Александр сказал проповедь на Евангельское чтение от Марка (гл.9) об исцелении бесноватого юноши:
«В этом повествовании говорится, как Господь исцелил бесноватого. Как всегда Он исцелял больных, обличал гордых, так и сейчас Он также изгнал духа нечистого из мальчика, которому даже ученики Иисуса Христа не могли помочь, пока отец обратился к Господу об исцелении сына своего. И Господь сказал: «все возможно верующему», и эти слова говорят нам о том, что мы должны верить в Господа, в Его силу, которая нам всегда помогает и не оставит ни в какой беде. Не унывать и не отчаиваться, что самое главное для нас и чего нам постоянно не хватает: часто мы унываем и отчаиваемся, считаем, что нас несправедливо обижают, ропщем на Самого Господа Бога, потому что у нас и судьба хуже, чем у других, и живем мы хуже, чем другие, хотя заслуживаем лучшего - и все это говорит о нашем неверии. О том, что мы не верим в Господа Бога, не верим в Промысл Божий, не верим в то, что все, что происходит с нами, для нас полезно. Мы должны это терпеть, не унывать и не отчаиваться, все невзгоды переносить с терпением и уповать на Господа, на Его волю. Как сказал отец мальчика: «Господи! Верую, помоги моему неверию», так и мы должны просить у Господа о помощи, и говорить: «Господи, помоги нашему неверию, помоги сделаться верующими, дай нам веру, которая нас спасает и введет в Царство Небесное!»
Будем верить в то, что Господь нам обязательно поможет, а если Он и попускает, когда мы в несчастии, в болезни или в беде – это все для нашего спасения, потому что в болезни мы вспоминаем, что есть Господь Бог, что мы, значит, чем-то прегрешили, поэтому обращаемся к Нему, просим помощи и прощения. А Господь, видя наше раскаяние, прощает нас. Вот уже две тысячи лет прошло, как Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века», а Он всё с нами, Он все терпит и ждет от нас, когда мы все-таки исправимся, станем на путь истинный. Долготерпение Господа нас и приведет ко спасению, если мы будем стремиться к этому сами, когда будем видеть в себе неправду, видеть, как неправильно живем не по заповедям, а по своим похотям и прихотям, и часто забываем Господа Бога. Выбираем веселье и пиршество вместо того, чтобы помолиться Господу Богу, попросить у Него прощение, попросить о помощи святых Его угодников, прийти в храм Божий и помолиться.
Всё мы меняем на развлечение этой жизни, чтобы услаждать свое тело, но получается, что тело истлеет, и развлечения все уйдут, и ничего мы не соберем для будущей жизни, для души своей. Душа останется, и как мы ее подготовим к жизни вечной, будет зависеть от нас. Давайте стремиться с радением относиться к своей душе: будет душа здорова, здорово будет и тело, а душа страдает постоянно. Вы это сами чувствуете: мы постоянно в смущении, к чему-то стремимся… К чему? Не к утехам, а к жизни с Богом, к жизни по заповедям Божиим надо стремиться, и это станет возможным, если мы будем читать Евангелие, божественную литературу, знать, как жили святые, и подражать их подвигам. Особенно в Великом посту надо задуматься над своей жизнью, задуматься над тем, как живем, и у Господа Бога, если не видим в себе грехов, попросить, чтобы Он нам их показал, потому что за множеством грехов уже не понимаем, что грешим. Думаем, что все нормально, как и у всех, и многие каются, и говорят: «грешен, как и все», а о своей душе не думаем. Совершаем первый грех – каемся, совершаем второй – каемся меньше, а третий уже не считаем за грех. Если мы не молимся Господу Богу и не ходим в храм, значит, мы не помним о Господе. Нам нужен только телевизор и прочее, нам нужны сериалы, увлечения, скоморохи с утра до вечера нас веселящие, а пост и жизнь добродетельная нам не нужны. Куда мы придем?
на фото: Божественная литургия в Борисоглебском храме
Поэтому давайте задумываться о своей душе почаще, и больше заботиться о ней, чем о своем теле. Господь в Евангелии сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, а остальное приложится вам» - вот туда мы и должны стремиться, поэтому почаще исповедоваться, причащаться и просить прощения. Аминь".
Адрес храма: Псковская область. Пыталовский район, с.Вышгородок, храм. свв. Бориса и Глеба, священник Александр Рясинский 8-921-210-27-89
Вот такая обычная проповедь в деревенском храме. Ощущение родства, пока мы колесили по маленькому Пыталовскому благочинию, было постоянным. Будто давно знаем и батюшек, и Нину с ее внучкой Ксенией… Родство духа - понятие известное, но редко испытываемое нами в нашей обычной жизни, и только когда выдается возможность такого паломничества, начинаешь реально чувствовать, что такое родство душ и единение в Духе. Батюшки в этих местах отличаются от других в человеческом, в каждом благочинии есть какая-то своя «психологическая особенность»: где-то батюшки умники, где-то шутники-осторожники, а в Пыталовском благочинии батюшки простодушные, впрочем, простодушие есть основное свойство православного человека. Они не озабочены глобальными проблемами земного бытия, они стоят у престола в своих полупустых храмах, как были поставлены архиерейским благословением, и молятся нашему Господу Иисусу Христу: «Господи, милостив буди нам, грешным».
Нина Евгеньевна вспоминала, с какой радостью ученики в ее школе ходили в храм пешком за несколько километров, молились. Хотя не очень тогда это поощрялось в начале 90-х, а потом выросли, купили машины, а до храма уже не доехать. «Много званых, но мало избранных».
Помоги всем, Господи, спаси и помилуй!
В данном материале были использованы сведения из книги Н. Цветкова "Храмы Пыталовского района".