Память пяти мучеников-воинов празднуют сегодня в Крыпецком монастыре
Во времена гонений первых христиан особенными подвигами исповедничества веры Христовой прославились именно воины Римской империи – каппадокийцы, севастийские воины-мученики и др. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, во имя мучеников-воинов Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста в XIX столетии был освящен престол в нижнем храме собора апостола Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря.
Царствование императора Диоклетиана на Востоке в начале IV века ознаменовалось страшным по своей жестокости гонением на христиан. Император, желая возродить угасающую языческую религию, в 302-ом году издал указ, которым предписывалось разрушать христианские храмы и лишать христиан всех гражданских прав и должностей; позже он издал второй указ, предписывающий употребить все меры к тому, чтобы склонить христиан к отречению от своей веры, а непокорных казнить. Вскоре по доносу врагов тюрьмы наполнились христианами-епископами, пресвитерами и мирянами. В Армении был схвачен пресвитер Аравракинской церкви Авксентий, который вместе с другими христианами был отдан под суд областному правителю Лисию, жестокому гонителю христиан. Евстратий, начальствующий над войском в Саталионе, муж благочестивый, проповедник христианского образа жизни, узнав, что пресвитер Авксентий находится в городской тюрьме, объявил себя христианином. Разгневанный Лисий велел лишить Евстратия всех воинских званий и предать истязаниям. Друг Евстратия - Евгений, тоже военачальник, пожелал разделить участь своего друга Евстратия и всенародно объявил себя христианином. Он тотчас же был закован в цепи и вместе с другими брошен в темницу. На утро всех заключенных повели в город Никополь. В цепях, под ударами воины погнали святых мучеников, а Евстратию надели еще сапоги с гвоздями, которые пронзали его ноги. Следуя по своему страдальческому пути, мученикам пришлось проходить через свой родной город Аравракин. Граждане вышли навстречу, чтобы видеть Евстратия, которого все любили и уважали, но не смели подойти к нему, потому что боялись навлечь на себя гнев и гонение начальников.
Только христианин Мардарий пренебрег опасностью. Оставив свою семью, он последовал за своими друзьями, готовыми принять мученический венец. На все угрозы Лисия Мардарий кротко отвечал: "Я христианин". Пресвитер Авксентий, Евгений и Мардарий после многих пыток были казнены. На смену только что замученных христиан привели новых мучеников, готовых своей кровью запечатлеть свою верность и любовь ко Христу. Правитель Лисий, увидев крест на груди своего воина Ореста, спросил: "Не христианин ли ты?" Орест не стал отпираться: "Я раб Бога Всевышнего", - ответил он. Его тот час же схватили и присоединили к прочим мученикам, он был замучен на раскаленном одре на глазах у Евстратия, которого за исповедничество сожгли в печи.
Севастийские мученики стали прообразом того сонма угодников Божиих, которые потом имя Христово принесли по горам и весям Армянской земли. Кровь мучеников пролита не зря, на этой крови выросла Армянская церковь и не только: вся христианская Церковь вставала на крови мучеников, на святых костях. Божественная Литургия - Приношение, бескровная Жертва совершается, в буквальном смысле слова, на костях, на антиминсе, в который вшиты частички святых мощей мучеников. Без антиминса священник не имеет права совершать Литургию. Даже, если не будет храма, можно постелить антиминс на пенёк, на стол и совершать Литургию. Вся наша Церковь освящена и укреплена мученической кровью и святыми мощами Божиих Угодников и исповедников веры Христовой.
Нет комментариев