Паломничество в Италию православного священника
По благословению нашего Владыки, Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, с 14 по 24 ноября 2007 года руководитель информационной службы Псковской епархии и Епархиального паломнического центра "Вертоград" протоиерей Андрей Таскаев принимал участие в информационно-паломническом семинаре по Италии. Семинар был организован московской паломнической службой "Радонеж", которая предложила своим партнерам - друзьям в России посмотреть Италию. Смысл любого подобного мероприятия в том, чтобы увидеть возможности страны в контексте православного паломничества, какие православные святыни можно посмотреть в Италии, каковы маршруты к святым местам, обслуживание, переезды. Служба "Радонеж" проводила в Италии что-то вроде семинара-практикума, когда руководители паломнических служб на себе проверяют, что предлагается увидеть в паломничестве, определить нагрузку такого путешествия и сопутствующие факторы: гостиницы, питание, транспорт. Информационный тур по Италии сопровождали различные экскурсоводы, знающие Италию, паломники участвовали в Божественной Литургии в православных храмах Италии, их принимали на Русском подворье в Бари протоиерей Владимир Кучумов с матушкой Натальей, паломники встречались с местными туроператорами, побывали на традиционном итальянском обеде. Участники паломнического семинара убедились, что в Италии для такого путешествия неплохие гостиницы, вполне комфортный сервис. Начался тур с аэропорта Римини, потом двигались в Бари, Салерно, Амальфи, Сорренто, Неаполь, Помпеи, Рим, Флоренция, Монтекатини, Венеция. Отцу Андрею очень понравилась Венеция, где хранится великое множество святынь, святых мощей, но имена многих святых неизвестны. Есть в Венеции такая святыня, как мощи апостола Марка, и к ним можно приложиться, чего обычно не бывает с другими святынями в Италии, они недоступны для поклонения. Были паломники в Падуе, где хранятся мощи апостола Луки, видели Равенну с ее великолепными мозаиками.
О своем, наболевшем, говорили с коллегами, отец Андрей?
В таком путешествии есть редкая возможность, совершая паломничество, познакомиться друг с другом, обменяться информацией о своих, российских, паломнических службах. Например, я могу рассказать о наших псковских святынях, кто-то о своих, мы можем обменяться информацией, обсудить проблемы наших паломнических служб, в частности, проблему регистрации паломнических служб, которые регистрируются при храмах. Государство признало Устав Церкви, в котором записано, что Церковь имеет право заниматься паломничеством, но мы не можем внести финансовых гарантий. Как быть в этом случае, если по Уставу мы можем заниматься паломничеством? Такое общение коллег-друзей приносит практическую пользу – мы попутно рекламируем свой регион, и мне радостно видеть моих добрых знакомых. Пока мы были в Италии, уже договорились, что две паломнические службы привезут своих паломников к нам во Псков.
А духовная польза в таком туре как-то определяется?
Естественно. Мы, прежде всего, хотели оценить возможности православного паломничества в Италии. Есть ли доступ к святыням, какой, в какое время, в какие дни? Нам даже представляли разных экскурсоводов, показывающих Италию, чтобы можно было и здесь выбрать. Если говорить о самой Италии, как цели паломничества, то впечатления неоднозначные, сложные.
Вы представляли себе что-то конкретно?
Представлял Италию, конечно, как католическую страну, которая хранит много святынь первых христиан. Например, на Святой Земле, в Израиле, самая главная Святыня – Гроб Господень, а в Италии я себе представлял – катакомбы, для меня центром поездки были – Рим, катакомбы первых христиан. К сожалению, здесь было разочарование. Катакомбы ничего особенного не представляют.
Если сравнивать с пещерами Богомзданными в Псково-Печерском монастыре, то римские катакомбы гораздо выше, в них больше улиц в виде маленьких узеньких проходов, но по площади, возможно, не больше наших монастырских пещер. В катакомбах первые христиане особо не молились и не жили, катакомбы – это римское кладбище, где погребали и язычников, и христиан, а Богослужения совершались в домах знатных римских вельмож. Само первоначальное название храма пошло от римского слова "базилика" – это двор и дом вельможи, в котором проходили Богослужения. Со временем базилика трансформировалась в другие виды храмов, от обычного дома в Риме пошла культура строительства храмов. Базилика веками видоизменялась и до русского крестово-купольного храма.
Что значит православные святыни в католической Италии, объясните, пожалуйста, нашим читателям, отец Андрей?
До XI века была единая Церковь – кафолическая, вселенская, географически состоящая из Западной и Восточной Церквей. Между этими Церквами существовало культурное разделение, в большей степени этнографическое, национальное, чем богословское. Мы сегодня видим по телевизору, как православные арабы празднуют Пасху, что выглядит почти кощунственно в сравнении с нашей аскетической северной традицией, но такие культурные различия не оказывают влияния на веру. И тогда обрядовые различия не мешали единству Восточной и Западной Церкви, пока Западная Церковь не начала омирщаться, появились мистические учения, более занимающиеся размышлениями о Боге, а вера Востока развивалась в сторону монашеской аскезы, молитвы, Богообщения. Папа Римский стал идентифицировать себя наместником Бога на земле, которому должны подчиняться епископы всей вселенной, иерархи всей Церкви. Восточная Церковь не могла согласиться с этим, потому что почти в каждой восточной христианской стране был свой Патриарх. В XI веке, когда накопились и догматические различия, раскол уже состоялся юридически, тогда Западная Церковь решила отлучить Восточную, а Восточная перестала поминать всю Западную во главе с Римом. Восточная Церковь называется – кафолическая, то есть вселенская, а Западная - католическая, что тоже самое, различие внешнее в одной букве. С этого времени разность между Церквами стала не только культурной, но и догматической, сакральной, например, в учении Западной и Восточной Церквей о душе, о спасении…
Теперь мы только видимым образом похожи, а в существе своем различны. Но, можно сказать, в Риме формировалось Православие, и потому там очень много святых мест, связанных с началом формирования Православной Церкви. Триста лет в Риме гнали христиан, вся Италия, Рим политы кровью первых мучеников. В тех же катакомбах погребали мучеников и молились на их костях. Особенно, правда, катакомбы не посмотришь, все рассказывается перед их посещением, а потом дается пять минут, чтобы пройти, посмотреть, даже помолиться не успеваешь. Но что радует, почти в каждом городе Италии, где мы были, есть православный храм, в котором служит русский священник, можно помолиться на Литургии, поисповедоваться и причаститься, если ты в паломничестве.
А храмы до разделения Церквей сохранились?
Очень много храмов до разделения Церквей IV- VI веков, в которых прекрасно сохранившиеся древние мозаики, много святынь и святых. Теперь, когда я побывал там, я буду предупреждать наших паломников, что ехать в Италию неподготовленному православному человеку тяжеловато – культура католицизма напрягает: огромные роскошные соборы, потрясающие статуи святых, столько пышности, что создается ощущение, что ты ходишь по дворцу или музею, потому что в храмах висят картины великих итальянских художников, на которых обнаженные фигуры, это смущает и сильно напоминает картинную галерею, Эрмитаж. С точки зрения искусства католические храмы потрясают воображение, но к православным святыням доступ затруднен, как правило, они видны, но к ним не приложишься, как принято в нашей русской православной традиции. Это очень похоже на то, когда посещаешь музей, в котором выставлены иконы, и не можешь ни помолиться образу, ни приложиться к иконе: "руками не трогать". Православные святыни в Италии что-то вроде музейных экспонатов: смотреть можно, а дотронуться – нельзя. Поэтому я бы все-таки назвал паломничество по Италии религиозным туризмом, то есть это путешествие с пользой для души.
Видели ли Вы в Италии "отголоски" крестовых походов Западной Церкви?
Да, католики после своих походов на Святую Землю и Византию, вывезли оттуда много святынь – святых мощей, икон, богослужебных предметов. Но в католической Церкви утрачена культура почитания святых, какая есть у нас, у них культ Папы Римского, поэтому мощи святых находятся или внизу в криптах, или наверху, и до них не дотянуться, помолиться можно издали. Мощи святого Амвросия Медиоланского покоятся в соборе его имени в Милане, но к ним не подойти. Любопытно, в Венеции при очередном набеге врага, венецианцы собрали все святые мощи и священные предметы в одном из храмов, закрыли и запечатали, когда храм открыли, то поняли, что не знают, кому принадлежат те или иные святые мощи, какого святого. Такое незнание принадлежности святыни мы встречали не только в Венеции, но и в других местах Италии, и когда нам говорили, что это мощи такого-то святого, мы не были уверены, что это истина, и смущались: молиться – не молиться. Нам говорили, что прикладываемся к честной главе святителя Иоанна Златоуста, а мы знаем, что она находится на Афоне и т.д. Но, конечно, есть святые места, вне всякого сомнения – это Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского, с уверенностью можно сказать о святых мощах Амвросия Медиоланского, местах захоронений первых мучеников. И все-таки осталось двоякое ощущение от святых мощей, похожих на музейные экспонаты. Потрясли древние римские храмы, мозаики Равенны, когда ты понимаешь, что здесь молились первые христиане, православные люди нашей Церкви.
Зачем православному человеку ехать в Италию?
На этой земле пролито много крови христианской. Я бы сказал, что поездка в Италию для православных - это возможность познакомиться с древней культурой страны, побывать на земле христиан-первомучеников и поклониться ее православным святыням. Там начиналась наша православная культура, там рождалась наша Православная Церковь – великолепные мозаики, выложенные христианами, святые мощи первомучеников. Православному человеку, симпатизирующему католикам, было бы полезно побывать там. Они бы увидели католицизм во всей своей красе, когда над алтарем храма нависают мощные изображения обнаженных фигур, когда вместо свечей, лампочки и статуи Папы Римского превалируют над Престолом Божиим. Вообще католицизм становится в большей степени морально-нравственным учреждением, чем воинствующей Церковью. В католицизме не человека поднимают до Христа, а Христа опускают до людей: в католицизме все для человека, чтобы человек отдыхал и рассуждал о Боге, католицизм адаптирует Господа к легкому и удобному пониманию смыслов христианской веры. Практически в каждом итальянском храме возле алтаря есть статуя Папы Римского, обычно, масштабная, благословляющая престол. Я не предполагал, что в Италии существует такой сильный культ Папы, которого почитают здесь больше, чем Самого Христа.
Мне трудно представить, чтобы в наших храмах были изображения или скульптуры Патриархов. Интересно, что Муссолини, придя к власти, дал преференции Католической церкви, а мировой центр католицизма, Ватикан, получил юридические права государства. Так что "государство Ватикан" было узаконено главой фашистского правительства – Муссолини. В итальянских храмах мы увидели очень интересные подсвечники, как пошутил один наш паломник:"Чубайс отдыхает, так продавать электричество еще никто не догадался". В храмах, в несколько рядов, стоят лампочки в виде свечей на специальных приспособлениях с монетоприемниками. Бросаешь денежку, нажимаешь на кнопочку, и лампочка загорается. Это и есть католическая свеча, которая горит ровно на ту сумму, которую ты бросил в монетоприемник. Очень удобно: свечей не надо покупать, ничего не надо убирать от воска, чистить. В этом новом обычае утрачен древнейший смысл свечи, не только как нашей жертвы на храм, но свеча - символ горения нашего сердца к Богу. Пока мы смотрели Италию, из-за обилия католичества душа начинает содрогаться и требовать причастия, хочется подкрепить свою душу православной службой, православным храмом, которые есть почти в каждом городе, где мы были.
Какой Вы увидели Италию?
Сама по себе Италия страна очень интересная, культурная. У итальянцев развито чувство самоидентификации, любовь к малой родине, к месту, где они родились. Они знают досконально свою историю, они любят свой родной угол: каждый городок, каждая деревенька там ухожены с большой любовью, украшены цветами. Они позиционируют себя как уроженцев определенной области: неаполитанец, венецианец, флорентинец, римлянин… Они не называют себя итальянцами, и не любят, когда их так называют, кроме одного раза в четыре года, когда сборная Италии играет в чемпионате мира по футболу. Нам хорошо было сказано за одним гостеприимным столом, когда мы благодарили хозяина за великолепную кухню, а он обиделся на слово "итальянская кухня", сказав нам, что вы ведь не белорусы, не украинцы, а – русские, так и я - не итальянец.
Итальянские области, графства и княжества, объединились совсем недавно в государство Италия, в XIX столетии. Но, объединившись, итальянцы сохранили свои этнические, областные особенности в языке и культуре. Например, у них есть такое многовековое понятие "сиеста", когда с 12.00 до 16.00 часов все отдыхают, и гость Италии должен знать, что в это время он никуда не попадет – сиеста. Все уходят на обед, который состоит из множества перемен блюд, вина и собирает всех родных: родителей, детей, внуков в родительском доме. Родные общаются на этой трапезе, обедают, разговаривают о жизни, обсуждают какие-то проблемы – такая настоящая христианская традиция. Очень похоже на наши агапы после службы–вечери любви, продолжение богослужения, напояние душевное. Люди уважают себя, свою культуру, свою расу и берегут себя. Как нам сказали в одном доме: вы, русские, живете, чтобы работать, а мы работаем, чтобы жить. Если бы я готовил маршруты паломничества по Италии, я бы разъединил север и юг Италии, эти части Италии принципиально отличаются, но вообще меня восхитили культурные традиции Италии.
Что вас особенно потрясло, вызвало восхищение?
В Италии я встретился с Псковом: в Бари находится Русское подворье, где служит наш священник протоиерей Владимир, а храм на подворье псковской архитектурной традиции. Автор проекта храма известный архитектор Щусев, когда он думал над проектом, он точно знал, что там непременно нужно строить русский храм, русской формы, и он взял формы псковской архитектуры. Ты видишь этот храм и восхищаешься. Он большой, но он наш, псковский. Знаменитый город Бари, где покоятся мощи святителя Николая Мирликийского, располагается на юге, и этот город, без сомнения, является центром православного паломничества. Встретил много псковичей в Италии, нас, например, по Риму водила псковичка. Вообще в Италии заметно расширяется кругозор православного человека, но нужно быть готовым к тому, что Италия – католическая страна, поэтому там есть духовное напряжение. Паломничество все-таки еще и труд, в нем надо трудиться.
Ваши впечатления от Рима, отец Андрей?
Рим – город апостола Петра, он там проповедовал, он там был казнен. Чтобы Рим понять и увидеть, по нему надо ходить пешком. Мы ходили по римским камням ровно два дня, это тяжело для ног, но полезно для понимания Рима. Все посмотришь, потрогаешь руками...
Собор Санта Мария Маджоре, святая святых – Лестница. Эту Лестницу, по которой Господь восходил к Пилату, привезла в Рим из Иерусалима святая Елена. Мы поклонились мощам священномученика Климента, храм, посвященный ему, есть у нас в Пскове возле областной больницы. Поклонились святым мощам св. Кирилла – просветителя славян, мощам святой Елены, были в храме Алексия человека Божия, св. Вонифатия, посетили Ватикан… Мы видели в Риме Аппиеву дорогу, где Иисус Христос встретился с апостолом Петром, который покидал Рим, потому что римляне косные люди, с ними разговаривать невозможно, и апостол Петр покидает Рим, а навстречу ему идет Спаситель, идет в Рим. "Господи, Ты куда идешь? - Господь отвечает: Иду второй раз распяться за народ, за Рим". И Петр понял, что Господь его обличает, что нельзя бросать римлян, он возвращается в Рим, где, как мы знаем, он и пострадал. На этой Аппиевой дороге стоит храм, посвященный событию, и указывается место, где по Преданию, стоял Спаситель.
Отец Андрей, сколько стоит путешествие по святыням Италии?
Нужно понимать, что в таком путешествии слишком много составных частей: размещение, питание, транспорт, и что хочет увидеть паломник. Средняя поездка стоит около тысячи долларов за 8-10 дней, двухразовое питание, экскурсии, проживание, дорога. Сейчас решено, что Епархиальный паломнический центр "Вертоград" будет организовывать большие, псковские сборные группы один раз в год. 11 декабря отправилась большая группа псковичей в первое общеепархиальное паломничество на Святую землю, в Израиль. Думаю, мы будем делать по одной поездке в год: на Святую землю, в Грецию и в Италию. Но, если кто-то хочет индивидуально совершить православное паломничество в любую страну мира - никаких проблем, пусть желающие обращаются к нам в Кремль, Колокольня Троицкого собора, 72-05-35. Такие московские сборные группы существуют на каждый месяц уже не один год. Здесь мы выступаем агентами московских паломнических служб Московской Патриархии и "Радонеж".
Информационная служба Псковской епархии.