Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Священник Михаил Иванов: "Проблема молодежи в том, что её все бросили"

12:52, 02 ноября 2007, ПАИ

4 ноября в Русской Православной Церкви празднуется Казанская икона Божией Матери, которая спасла Москву и Россию от польско-литовской оккупации.

Псков

Храму Казанской Божией Матери, что в Святых Горах (Пушкинских Горах), более двухсот сорока лет. Он расположен в старой части посёлка, недалеко от Святогорского Свято-Успенского монастыря. Храм деревянный, имеет двухъярусную колокольню, с которой открывается вид на окрестности. Эта церковь всю свою историю была действующей. На вершине кладбищенской горки, рядом с храмом, располагается Покровская часовня. Это первый приход настоятеля храма священника Михаила Иванова, он служит здесь семь лет. Информационная служба Псковской епархии в одно из воскресений навестила батюшку, отец Михаил рассказал, что богослужения совершаются в праздничные и воскресные дни, "служим всенощную в субботу, Литургии в субботу нет: в это время в посёлке рынок устраивается, люди все на рынке. Но в Великий пост мы служим обязательно Литургию в среду, пятницу, субботу, воскресение. Наша храмовая служба – иконе Божией Матери Одигитрии совершается 30 июля, этот праздник "под число", а переходящий храмовый праздник, в народе "девятник", празднуется приходом в девятую пятницу по Пасхе. 30 июля богослужение обычно проходит Архиерейским служением, к нам приезжает Владыка.

Псков

Перед Литургией мы на Тимофеевой горке служим водосвятный молебен, на том месте, где жил и молился блаженный Тимофей, возле Покровской часовни. Праздник иконе Одигитрия - наш престольный праздник, как и Казанская".

 

Отец Михаил рассказывает о храмовых иконах: "На Казанской иконе Божией Матери, если внимательно посмотреть, можно увидеть крестообразный след от удара на лике Богородицы и Богомладенца. Рассказывают, как вошел человек в храм, а это было в 1922 году, ударил острым предметом Образ, и Матерь Божия тут же поразила нечестивца: он пал мертвым здесь же. Возможно, поэтому наш Казанский храм никто не пытался закрыть, здесь в советское время тоже совершалось богослужение, и молитва в храме не прерывалась со времени его строительства 1765 года. Недавно мы ремонтировали лестницу, и под ней обнаружили древнюю каменную лестницу, мы ее оставили, а рядом сделали новую. Но каменную мы отреставрируем, предположительно, эта лестница вела еще к часовне, которая была здесь до строительства этого храма. Помогали нам строить лестницу к храму наши жертвователи из Питера, они помогли и с рабочими, а наши местные жители помочь не захотели, видимо, им это было безразлично. Наши прихожане, в основном, немощные люди, они помочь в реставрации и строительстве не могут, но в храме за последние годы немало сделано: покрасили храм, поменяли окна, пол теперь керамический, утепленный, можно зимой стоять на богослужении. Хор у нас из бабушек, регента нет, ищем, можем дать зарплату и даже найти жилье.

 

Псков

После революции, когда закрыли Святогорский монастырь, три чудотворных монастырских иконы были перенесены в наш храм: Феодоровская, Одигитрия и Умиление. Феодоровская и Одигитрия остались в храме, потом отец Александр Балыш, наш настоятель, почивший о Бозе, передал их в Святогорский монастырь, когда он открылся. Икону "Умиление" забрали когда-то в райком партии, и где она теперь –неизвестно. Это та икона, которую узнал блаженный Тимофей, когда пришел в Георгиевскую церковь городища Воронич (1569 г.). Сейчас у нас здесь списки с чудотворных икон Одигитрии и Умиления. Мы эти иконы чтим, прикладываемся к ним, молимся перед святыми образами. Отец Александр сохранил Казанский храм от разграбления, была такая опасность, что иконы мог забрать музей, но его ревностное служение позволило ему сохранить и монастырские святыни. Не многие понимают и знают цену такому служению отца Александра. Сейчас в храме есть икона с частичкой мощей св. Луки, Архиепископа Симферопольского и Крымского, написанная тогда, когда мы эту святыньку получили. Недавно отреставрировали икону Рождества Христова, ждем, когда киот будет готов, чтобы поместить икону на паперть, где она и была раньше.

Псков

При входе в храм можно увидеть очень необычную икону, она называется "Напоминание о смерти", на ней такая безыскусная надпись:
Взирай с прилежанием тленный человече,
Как век твой проходит и смерть не далече!
Готовься на всяк час, рыдай со слезами,
Яко смерть тя восхитит с твоими делами.
Ангел твой хранитель тебе извествует,
И краткость твоей жизни перстом показует.
Как текут часы времен и лет во мгновении ока,
Как солнце шествует к западу с востока.
Содержай меч мщения в своей деснице,
Увещевает тя выну и глаголет сице:
Убойся сего меча, отселе покайся,
Да не посечет тебя, зело ужасайся.
Приидите людие, с верой просвещенной,
Грядите во святый храм кротко и смиренно.
Молитву прилежную к Богу возсылайте,
На сие писание умильно взирайте.
Прочти всяк усердно, много прослезися,
От многой ревности, сердцем умилися,
Яко смерть вселютая, вземлет человеки,
Переселяет от мира на вечныя веки.
Кратко об этом сюжете можно сказать словами святых отцов: "Помни, человек, час последний и вовек не согрешишь".

 

Каким образом, отец Михаил, Вы оказались в Церкви?

Псков

Родился в Пскове, вырос в Пушкиногорье, поступил в Политехнический институт. Но в моей жизни тогда меня многое не устраивало, я понимал, что что-то делаю неправильно. Как-то мне попали книги, рассказывающие о Церкви. Книга протоиерея Фомы Хапко "Основы Православия", читал Евангелие, что-то из Ветхого Завета, и думал, что Евхаристия уже в церкви не совершается. Откуда я знал, что это не так, меня никто этому пониманию не учил, родители были не церковными людьми. А из книги отца Фомы узнал, что в Церкви есть причастие, уже после первого курса института понял, что мне нужно ходить в церковь. Начал ходить в храм Михаила Архангела в Пскове, потом в Троицкий Кафедральный Собор, где есть ранняя Литургия, когда до учебы можно было сходить в храм и даже причаститься в праздники, немного опоздав на лекцию. Через некоторое время на помазание наш Владыка Евсевий спросил меня: "А ты где учишься? - Да в Политехническом. - Переходи к нам, - сказал". Я смутился очень, ничего не ответил и ушёл. Потом на праздновании 200-летия Пушкина в монастыре служил Владыка, я опять на помазании – он увидел меня, узнал и спрашивает: "Ты что, местный? – Да, - говорю". Владыка пригласил меня на беседу, я приехал к нему в Епархиальное управление, после беседы он отправил меня к отцу Николаю на Залит за благословением, потом мы взяли с матушкой благословение на брак и на священство у отца Николая. Сообщили об этом Владыке, и он рукоположил меня в октябре во диакона, а 2 января 2000 года на праведного отца Иоанна Кронштадтского – во священника, я тогда был еще студентом. Перешёл на заочное отделение и институт окончил заочно. Дипломную работу я делал по электроснабжению комплекса зданий Казанской церкви, мне посоветовали в институте, потому что может пригодиться в будущем.

 

Реализовали?

 

Реализовал, но в другом виде, появляются уже другие системы, мы сделали специальную систему молниевой защиты – храм расположен на холме, и такая защита необходима. Я по специальности инженер-электрик, поэтому сам рассчитываю все электросистемы храма, сам провожу эти работы, потому что мне неприятно, если системы электроснабжения и защиты в храме не соответствуют новым нормам.

 

На кладбище сгорел Дом причта, где Вы жили с матушкой?

 

Да, сгорел в 2006 году, мы с матушкой остались в чем были: вышли из дома по делам, а дом загорелся моментально, но причина не в электрике дома, а в неисправности электрооборудования холодильника "Стинол" Липецкого завода. Мы сейчас судимся с фирмой о возмещении ущерба: церковь лишилась дома, мы жили в церковном доме, и я бы лишился жилья, но добрые люди оказали помощь, мы быстро построили дом. Конечно, лучше бы было не вести разбирательства в суде, а решить проблему добровольным соглашением: с Церковью судиться недостойно.

 

У Вас в семье прибавление: родился Михей?

 

Господь не оставил нас своей помощью и своим благословением, мы лишились дома, но дом нам построили, а в браке мы уже не первый год, и вот такая радость - назвали мальчика в честь Михея Радонежского.

 

У Вас, отец Михаил хороший сайт храма, он все время обновляется. Вся жизнь прихода и ваши приходские дела – все как на ладони.

 

Сайт сделан таким образом, чтобы мне было удобно работать, стараюсь все новости наши приходские помещать на сайте.

 

Что Вы можете сказать, как молодой человек, о нравственном состоянии нашей молодежи?

 

Они ничего все равно не услышат. Когда я посещаю школу, мне задают вопросы, но в храм не приходят. Даже единиц нет детей, которые пришли бы в храм на исповедь. Они готовы поехать в  Печерский монастырь, задать вопросы, что-то узнать для себя, но не решаются переступить порог церкви.

 

Почему?

Псков

Потому что неверующие родители и среда влияет таким образом, что им сложно прийти в храм. Но вот псковская городская молодежь ходит в храм, и там такой проблемы нет. Городская молодежь более развита, меньше комплексов, а здесь, если кто-то пойдет в храм, окружающие его друзья будут смеяться. У нашей сельской молодежи нет такого понятия, как уважение к другому человеку, к сожалению. Проблема молодёжи в том, что её все бросили. Родители полагаются только на школу и уткнулись в телевизор. Школа полагается на родителей и пишет им в дневниках письма. Воспитанием молодёжи сейчас никто, или почти никто, не занимается! Только телевизору отдана эта работа с молодыми. Единицы людей, которые занимаются с детьми, как правило, не находят поддержки у других. Вот трубу прорвало - это проблема. Этим занимаются, а духовное состояние молодежи всем безразлично.

 

Отец Михаил, а какие Вы видите духовные проблемы в нашем обществе?

 

Люди надеются только на свои силы, и мало кто уповает на Бога, а ведь Он – наш Творец, Творец жизни, всего живого. К тому же люди имеют очень неправильное представление о Церкви, существует ее магическое восприятие, когда в церковь приходят, как к колдуну – обратился и должно "помочь", а православное вероучение не знают и не хотят знать, многие даже не знают, что это такое – вера Православная. Причина этого опять - же в том, что надеются только на себя, а Господа не чтут.

 

Вы из тех священников, кто с компьютером "на ты"?

 

Компьютер – это инструмент, и его можно использовать как во благо, так и во вред. На моём компьютере нет игр…

 

А ребёнок и компьютер?

 

Компьютер ребёнку не нужен, только если по школе понадобиться, но это будет работа, а не игра. У нас в сельской местности, рядом лес, река, можно выйти собирать грибы, кататься на лыжах - это более интересно, чем сидеть весь день за компьютером.

Псков

Отец Михаил, Казанская церковь очень небогата, если не сказать – приход бедный, а вот к Вам сейчас пришел человек и просит денег на дорогу до Печерского монастыря?

 

Здесь надо понимать, кто действительно нуждается в помощи, тем и помогать. У нас в Пушкинских горах есть Святогорский монастырь, туда доехать денег не надо, он в ста метрах от нашего храма. Церковь не несет социального служения, это дело – государственное, у Церкви другие задачи. Но, если приход богатый, он может помочь сирым и убогим, и помогают, а наш приход нищий. На Литургии молятся 15-20 человек, в основном, это пожилые люди, у них едва хватает денег на свечу и записочку поминальную. Храм нужно ремонтировать, содержать достойно, благоукрашать, платить за свет, отопление – в этом нам помогают наши благодетели. Дай Бог им здоровья.

 

Наша беседа была прервана появлением в церкви людей, которые занимаются ремонтом крыльца. Батюшка пошел показывать сделанную работу. Мы попрощались.

Все новости
  • Все верно. О. Михаил узрел корень проблемы современного воспитания. Жаль, что этого не понимают другие, надеясь на то, что кто-то или что- то сделает из наших детей хороших людей, а самим-то нам часто не до них. Хорошо сказал Иоанн Крестьянкин по этому поводу: "Не оставляйте детей и их воспитание на самотек.Молитесь, и насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. То, что осознали Вы во взрослом состоянии, они должны увидеть и понять еще в детстве. Труд-то какой?!И бойтесь однако отдать детей телевизору и улице бесконтрольно. ...Не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением". Спасибо за материал.
  • Согласен: Михаил Иванов очень ясно выразил тревогу церковных служителей: молодежь стала независимой и надеется на свои силы, а не на бога. В перспективе это чревато гибелью церкви как таковой, поэтому для нее очень важно не допускать того, чтобы наши дети росли самостоятельными и независимыми. Единственный способ добиться этого - промывать мозги детям с самого раннего возраста, когда те неопытны и наивны, принимая на веру то, что взрослые потребуют доказать. Именно поэтому церковь так настоятельно призывает ввести уроки религиозного образования в государственных школах: им нужна тупая масса, количество, а не качество. Вместо нынешней численно малой, но убежденной церкви они хотят заполучить как можно больше прихожан, что откроет дверь к новым финансовым ресурсам. Нынешнее поколение они прозевали; надежда на наших детей. Родителям следует быть настороже.
  • cвящ. Михаил Иванов
    Выпускники (бывшие ученики) нашей школы, да, вероятно, и других школ регулярно оканчивают жизнь самоубийством. Эту проблему не отрицают учителя. Как раз нас, священнослужителей, и зовут учителя с писменного согласия родителей побеседовать с детьми. И бойтесь однако отдать детей телевизору и улице бесконтрольно.(цитата(06.11.2007 18:00)) Родители предпочитают все же TV.
  • К сожалению, безответственных родителей хватает. Да и дети изменились. Информационная перегрузка и кажущаяся доступность информации играют злую шутку с детьми и подростками: они не стремятся осмыслить информацию, а лишь получить ее - поэтому она в них не задерживается. По роду работы я с этим сталкиваюсь ежедневно. А склонность к самоубийству у подростков выше, чем у взрослых, вследствие определенных возрастных особенностей (в том числе и гормональных) - специалисты-медики это знают. Подростки склонны видеть жизнь более негативной, чем взрослые, они склонны преувеличивать свои поражения и недооценивать успехи. Именно поэтому в школах стран Западной Европы и Северной Америки принято детей почаще хвалить, тем самым уменьшая стрессовую нагрузку. Помощь служителя религиозного культа, вероятно, лучше, чем ее полное отсутствие (хотя профессионал-психолог был бы более предпочтителен) - при этом, надеюсь, соответствующие служители понимают ответственность, которую они на себя берут.
  • Давайте разберемся
    Проблема, которая была затронута в этой статье, актуальна. В сфере образования происходит настоящее "брожение" различных идей, концепций, подходов. Все это происходит потому, что нет той основы, на которой можно было бы построить современный воспитательный процесс. В дореволюционной России эта основа была (это прежде всего духовно-нравственное, религиозное, воспитание), в советской России - коммунистическое воспитание, реализация принципа партийного подхода, а сейчас - полная "абстракция". Церковь не уважаем, как-то не пристало после почти векового воинствующего атеизма снова к традиционному воспитанию возвращаться - это, на наш взгляд, мракобесие и отсталость. Мы уж лучше пойдем вслед за прогрессивным человечеством, за Западом тобишь, они лучше знают, как наших детей воспитывать. Зачем нам Церковь "кормить", мы лучше психологам платить будем, они-то уж всяк получше в душе человеческой разберутся, чем наши "отсталые" попы. И в итоге все у нас теперь по западной модели: и образование, и воспитание, и культура, и даже русская речь приобрела у нас какую-то несвойственную ей интонацию. И сходят с ума наши дети, веселясь на Холуинах и Валентинах, и знать ничего не знают ни о своей культуре, ни о своих традициях. И взрослые веселяться, каждый на свой лад: кто пограмотнее - так те все за свободу ратуют, за независимость (причем, уже по инерции,должно быть, так как у нас этого добра хоть ешь), за воспитание индивидуальности (не дай Бог превратят в "тупую массу"), за светское образование (зачем нашим детям свою культуру знать, которая вся стоит на православной традиции, пускай лучше западную подучат, глядишь, пригодится в каком-нибудь Гандурасе)и пр.; те, кто поглупее - так те равняются на грамотных, в рот им смотрят, все повторяют, как те скажут, так и будет; и только единицы по-настоящему образованных родителей прислушиваются к тому, чему учит Церковь и водят своих детей в Воскресные школы. Что из этого всего получится, посмотрим, время покажет. PS: А упование современных участников воспитательного процесса на помощь профессионалов-психологов, на мой взгяд, наивно. Тот же Запад уже пожинает плоды. Самоубийства, насилие, массовые убийства своих учителей и одноклассников. Куда ж там тогда психологи смотрят? Чего ж не помогли этим душенобольным детям? Мир полон агрессии, и от этого страдают, в первую очередь, наши дети, потому что они слабы и не могут ему противостоять, поэтому первое, что страдает у наших детей в современном мире - это душа. А Церковь с такими болезнями помогает справляться и детям и их родителям. Поэтому не надо плевать на Церковь (как это часто делается на форуме), ибо не в том вы источник зла видите, он находится совершенно в ином месте.
  • Предыдущий автор тоскует по "основе" воспитательного процесса - то есть, по "сильной руке", будь то церковь или коммунисты. Все идет к тому, что "основу" такую скоро все получат. Хотя что может быть проще: в демократической, многонациональной, многоконфессиональной стране такой основой должны являться общечеловеческие ценности, права человека. Все хотят мира, никому не нравится агрессия, а кто лучше ей противостоит, церковь или профессиональные психологи, показывает время. Вот статистика самоубийств, напрочь опровергающая заявления предыдущего автора:(http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_suicide_rate). Россия, в которой церковь поддерживается высшими лицами государства уже почти 20 лет, на 3 месте в мире. Франция - на 20, Германия - на 29, Америка - на 46, Британия - на 60. Далее. По убийствам на 100 тысяч населения: Россия (с церковью) - 19.8, Америка (с профессиональными психологами) - 5.9 (http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_homicide_rate). Более чем в три раза разница. Так что на церковь плевать, конечно, не надо - но не надо плевать и на опыт прогрессивного человечества. Его изучать надо.
  • Спасибо большое за информацию, но хотелось бы еще получить ссылочку на статистические данные по количеству самоубийств конкретно среди школьников. А то как-то слишком "общо", все же мы имеем конкретный предмет беседы.
  • На здоровье :) А ссылочку на количество самоубийств среди школьников если хочется получить, то советую предпринять соответствующие усилия - сеть одинакова для всех :) Вот, к примеру, ссылочка на статистику самоубийств среди молодых мужчин: http://www.nationmaster.com/graph/hea_sui_rat_you_mal-health-suicide-rate-young-males - разница между Россией и Штатами опять более чем в два раза (догадайтесь, в чью пользу). Делается, правда, оговорка, что лишь приблизительно пятнадцать процентов от этого числа - школьники, но соотнишение от этого не изменится)
  • И все же, по поводу основы. Еще Ушинский в свое время говорил о том, что в воспитании и образовании нужно следовать принципу народности. То есть воспитательная система должна ориентироваться на народное самосознание, менталитет, культурную среду, традицию. И ни в коем случае нельзя искусственно перекладывать опыт одной образовательной системы (даже,если он положительный) на другую, ибо это не даст положительного результата. Вот вам пример - контрактная армия. На Западе эта система почему-то работает, а у нас? Каков результат? То же самое и в сфере образования. В конечном итоге это все приведет к утрате самобытности. И потом, я не против психологов, но все ж не стоит обольщаться по поводу их всесильности. Не переоценивайте их возможности, на самом деле они довольно ограниченные.
  • И, кстати, что вы имеете ввиду, когда пишете "Россия с Церковью". Да, всли б Россия была с Церковью мы бы с вами в Раю жили. А так там пока только единицы, а остальные, либо рассуждают на эту тему, либо вообще имеют о ней слабое представление, а то и никакого вовсе. Вот эти остальные и отражаются в ваших статистических таблицах. :)).
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru