Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

"Голова болит не столько от качества, сколько от количества употреблённого алкоголя"

17:39, 14 октября 2002, ПАИ
В России производство алкогольной продукции всегда было весомой составляющей экономики страны. Эта сфера - один из мощных источников бюджетного дохода. Поэтому сегодня, после полной либерализации 90-х годов, государство на всех уровнях власти вновь обратило внимание на алкогольный рынок. О степени внимания к алкогольной теме свидетельствует и появление в Госсовете РФ проекта концепции государственной политики по проблемам алкоголя в РФ на период до 2005 года.

С просьбой прокомментировать сегодняшнее состояние алкогольного рынка в России в целом, и Петербурге в частности, корреспондент ИА "Росбалт" обратился к генеральному директору холдинга "Ладога" Вениамину Грабару. Предприятие, которое он возглавляет, - одно из крупнейших налогоплательщиков в Северо-Западном регионе, входит в десятку ведущих российских производителей алкоголя. Доля продукции "Ладоги" на рынке Петербурга составляет 25-27%.


- Сегодня и в Государственной Думе, и в региональных парламентах рассматривается множество законодательных инициатив по регулированию алкогольного рынка. Чем вызвана такая активность законодателей?

- Это вызвано тем, что вторая часть Налогового кодекса и, как следствие, проистекающие из нее другие законодательные акты принимались в конце 2000 года пакетом. Ни для кого не секрет, что российское законодательство несовершенно. В документах есть противоречия между нормами федеральными и местными, в том числе есть и противоречия с Конституцией. И хорошо, что настало время, когда законы разного уровня начинают приводиться в соответствие с Основным законом страны.

- До сих пор периодически возникают разговоры о целесообразности переноса сбора акцизов с алкогольной продукции полностью на спирт...

- Сегодня говорить о переносе уплаты акцизных сборов с алкогольной продукции на спирт поздно. Точнее, либо уже поздно, либо еще рано. Почему? Немногим более года назад алкогольный рынок претерпел кардинальные изменения (были введены акцизные склады), в результате чего с него ушла половина операторов. Изменилась структура работы и, в результате этого, предприятия-производители и оптовые организации понесли большие затраты. За прошедший год положение дел только-только пришло в норму, а реально о полученном эффекте можно будет говорить к концу этого года. Сейчас повышается уровень производства, собираемость налогов, качество продукции. Вымывается с рынка нелегальная продукция в каком-то объеме - пусть небольшом, но это уже хорошо.

В предыдущие годы в алкогольной сфере было очень много изменений. Но на первых порах любое новшество - на руку нелегальным производителям. И только тогда, когда оно структурируется, упорядочивается и берется под контроль соответствующими государственными органами, это дает положительный эффект для промышленности и экономики страны в целом. Поэтому сейчас надо дать предприятиям-производителям полтора-два спокойных года, чтобы, условно говоря, "поднакопить жирку", где-то провести реструктуризацию, модернизацию производства и упрочить свое положение. Легальная продукция сегодня имеет шанс занять более достойное место в общем объеме рынка.

- А какую долю рынка занимает сегодня нелегальная продукция?

- Точные цифры не даст никто. Есть много разных оценок - у Минэкономразвития, МНС, МВД... У каждого ведомства - свои. Свои оценки есть и у легальных операторов. Есть такая норма как количество литров абсолютного алкоголя на душу населения. Если считать отсюда и брать официальные данные об объеме промышленного выпуска алкоголя, то еще недавно соотношение было 50 на 50. Сейчас, я думаю, процентов 5-6, может быть даже 7, у "нелегалов" отвоевано. Это видно даже по тому, что минувшим летом не произошло такого ощутимого спада по алкогольной продукции, как в прошлом году и все предыдущие 10 лет. Люди отнюдь не стали больше пить. Этот факт говорит лишь о том, что 5-7 отвоеванных процентов сгладили провальный пик. Если промышленности дадут еще два года спокойной жизни, то мы отыграем еще процентов 10. Конечно, 100% не будет никогда. Даже в законопослушной Германии нелегальный алкоголь занимает 15-18% рынка.
В России нелегальный алкоголь состоит из трех видов. Первый - в чистом виде самогоноварение. Второй - так называемая "левая" водка: та, что делают в подвалах, гаражах и так далее. Третий - легальный алкоголь с неуплаченным акцизом.

- Вы входите в рабочую группу по решению вопросов, связанных с производством и оборотом алкоголя на Северо-Западе при Экспертном совете по экономическому развитию и инвестициям при полпреде Президента РФ в СЗФО. Чем занимается эта группа?

- Если не в рамках всего государства, то в рамках отдельных федеральных округов надо наводить порядок. Все-таки представительство Президента - это орган, который может взглянуть на проблему не с местнических позиций, а действительно с государственной точки зрения, но в привязке к конкретным условиям. Алкогольный рынок в разных регионах разный. Конечно, он не слишком отличается между собой в таких субъектах, как Краснодарский край и Ставропольский. Он не слишком отличается по своей сути и строению в Архангельске, Мурманске, Петрозаводске, Новгороде. Но кардинально весь северо-западный рынок отличается от того, что есть в Южном федеральном округе. Всё иное - структура потребления алкоголя, структура его производства, сезонный характер.
Участники рабочей группы анализировали документы, внесенные в Думу, выдвигали свои предложения, обрабатывали статистический материал, пытались наработать новые моменты.

- И чего удалось добиться?

- Дело в том, что всякие кардинальные изменения планировались еще в начале этого года. Группа же работала еще с 2001 года, и удалось добиться главного - чтобы кардинальных изменений не произошло. Это было поставлено во главу угла всех документов, которые мы отрабатывали - не надо по истечении полугода что-то менять. Давайте наберем информацию, проанализируем ее, посмотрим динамику. И, по-моему, всех сумели убедить, что пока менять ничего не надо. Я считаю это самым главным достижением.

В состав рабочей группы входят представители предприятий-производителей, оптовики, представители органов власти различных субъектов Федерации. Долго обсуждался вопрос о том уровне полномочий, которые федеральные органы делегируют местным. И, в принципе, проекты, которые сейчас рассматриваются в Думе, совпадают с предложениями, выдвинутыми нами.

- В октябре в Москве состоится Всероссийское совещание по проблемам алкогольного рынка. На ваш взгляд, какие именно проблемы сегодня наиболее актуальны?

- Есть одна глобальная проблема для всей алкогольной промышленности, причем она существует для предприятий всех форм собственности. Это - т.н. "южная водка". На этой проблеме лежит достаточно серьезный социальный отпечаток. В южных регионах производство "левой" водки является зачастую единственным источником существования поселков, городков, семей. И либо надо менять ситуацию силовым путем, либо социально-экономическим, что, естественно, предпочтительнее. Если промышленность ставить на ноги, то решать эту проблему надо прежде всего, чтобы не возникали предприятия-однодневки, которые заполняют российский рынок своей продукцией.
Вторая проблема глобального характера - ежегодное повышение акцизов. Это просто удар по промышленности. Есть некий график, который показывает объемы выпуска продукции каждый год. И если бы хоть один год акциз не повышался, я думаю, что в абсолютном выражении "живых", реальных денег в бюджет было бы собрано не на 15% больше - за счет его повышения, - а в два раза как минимум.

Алкогольная промышленность для нашей страны является базовой - в силу климатических и, если хотите, физиологических особенностей россиян. Есть исторический факт - в нашей стране активно употребляются крепкие спиртные напитки. И их все равно будут употреблять, чтобы там ни кричали про пивной алкоголизм, спаивание страны и прочее. Благое дело - бороться за здоровье человека. Но человек не будет напиваться вусмерть только в одном единственном случае - если ему незачем будет это делать. Если ему больше в принципе нечего делать, кроме как "залить глаза", то он всё равно будет их "заливать". Бессмысленно ограничивать или не ограничивать рекламу, запрещать торговать или нет - человек если хочет, то выпьет.
С другой стороны, если у него всё нормально на работе и в семье, он будет ходить в нормальной одежде и жить в нормальной квартире, то он выпьет нормального напитка, потому что в состоянии будет его купить, и в нормальном количестве. Но выпьет всё равно. Вековые традиции росчерком пера не перечеркнешь. "Уж если я чего решил, то выпью обязательно", - пел Высоцкий. Это данность.

И то, что идут такие серьезные, я бы сказал, "наезды" на промышленность с точки зрения рекламы, это тоже ошибка государства. Что значит нельзя рекламировать? Мы уподобляемся сверхполиткорректным западным институтам, которые говорят: "Нельзя рекламировать табак, потому что от него может кто-то умереть". И что, от этого не станут курить? Просто курить станут всё подряд. Вот в чем ошибка.
На сегодня запрещать рекламу в нашей отрасли глупо по той простой причине, что позволить себе рекламный бюджет и преподать себя официально и публично могут только предприятия, которые стопроцентно отвечают за свое качество и за свою легальность. Тому, кто "левачит", реклама не нужна. А легальным предприятиям не дают себя показать.

Подавляющее большинство алкогольной продукции в России сегодня имеет неплохое качество. Половина алкоголя в стране производится тридцатью предприятиями-производителями, занимающими лидирующие позиции в отрасли. И голова болит не столько от качества, сколько от количества употребленного алкоголя.



Беседовала Елизавета Пономарёва,
www.rosbalt.ru
Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru