Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Принеси мне тазик: «Хорошие девочки попадают в рай» Дмитрия Месхиева — невнятная псевдофилософская драма с Юлией Пересильд

17:48, 20 октября 2021, ПАИ

На стриминговом сервисе «КиноПоиск HD» вышла новая картина режиссера, художественного руководителя Псковского драмтеатра Дмитрия Месхиева «Хорошие девочки попадают в рай». Кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов разбирает эту петербургскую псевдофилософскую мелодраму.  

Молодой парень в цветастом свитере Павел (Алесь Снопковский) совсем недавно выписался из психиатрической лечебницы и страдает глубокой депрессией: от него ушла жена, мама находится, по его словам, в некоем «санатории», до кучи еще и жить приходится в Санкт-Петербурге. В общем, жизнь, куда ни плюнь, – невыносимая боль и страдание. Определенную «встряску» в, кажется, никчемное существование Павла привносит новый знакомый, уволенный из автобусного парка борзый охранник Ромыч (Евгений Терских): вместе они устраивают сильно попахивающий уголовщиной дебош в кабинете у начальника предприятия, а потом просто скрываются. Ромыч вскоре отваливается с поэтично-пацанской фразой «Случайно встретились – случайно разбежались», еще через некоторое время к Павлу случайно подваливает фонящая перегаром незнакомка с поехавшим макияжем (Юлия Пересильд), в которую герою, разумеется, суждено будет влюбиться и попытаться спасти свою серую жизнь. 

Дмитрий Месхиев, как известно, решивший в какой-то момент своей режиссерской карьеры развернуть творческий вектор и перейти с сомнительных исторических военных драм на что-то более вразумительное и говорящее о днях сегодняшних, с «пилотной серией» своего амбициозного замысла не справился. Если не сказать, миссия провалилась с треском – освоить, казалось бы, вовсе не замысловатый, но незнакомый ему современный жанр роуд-муви с «Двумя билетами домой» именитому постановщику не удалось. Фурора на 29-м «Кинотавре», увы, не случилось, и после донельзя примитивная и безынтересная сиропная драма о девочке-сироте отправилась в никуда, стремительно канув прямым рейсом в черную дыру кинематографа. В очереди на следующий поезд в ту же сторону, судя по всему, стоит и новая работа Месхиева: теперь режиссер взялся обеими руками за камерную городскую мелодраму, написав во время всеобщего карантина сценарий по мотивам рассказов молодого петербургского прозаика Кирилла Рябова, и то, что вышло в итоге не вызывает в общем-то каких-либо положительных эмоций, кроме отвращения. Здесь и далее, как выяснится, понадобится тот самый тазик, который жалобно просит в фильме героиня Юлии Пересильд после очередного алкотрипа. 

Все эти многочисленные «карантинные проекты», которые еще полтора года назад было модно запускать, лишь бы чем-то заполнить образовавшуюся благодаря грянувшей эпидемии коронавируса скуку (и навариться легкой прибылью), оказывались практически все полным недоразумением, к тому же еще и почти что неотличимыми друг от друга, как по стилю, так и по содержанию. И пока на стримингах вываливалась какая-нибудь «Чума», в двери больших художников ломилась «муза»: к примеру, Алексей Герман младший достал с полки пирожокстарый сценарий и сделал «Дело»; Нил Бломкамп («Район №9») худо-бедно, но добрался до экзорцизма, сняв в пандемию откровенно глуповатый «Демоник»; а Дмитрий Месхиев после излишне сентиментального роуд-муви пустился философствовать на окраину Санкт-Петербурга. Чтобы доказать одно – он тоже может выстругать что-то камерное, экономное, но при этом невероятно, как ему кажется, дерзкое и смелое, грязное и циничное. 

Все перечисленное выше слиплось в одну вязкую непонятную массу и прилипло огромной старой жвачкой под массивными перилами в петербургской парадной – именно такой, опять же, как окажется, малозаметной, субстанцией и получились «Хорошие девочки». Да, это работа Месхиева в разы проще его предыдущего творения по структуре, выглядит увереннее, но здесь концепция «даешь больше жесткого гиперреализма на экране!» возведена в самую высокую степень настолько, что обо всем другом режиссер откровенно забывает. Это превращает картину в противный парад плевков (видимо, как раз отсылка к одноименному рассказу Рябова), соплей, харканий и других известных человеческих жидкостей, что здесь как будто бы вовсе неуместно, такой натурализм смотрится максимально нарочито и будто не вписывается в облик самой картины и выбранного жанра. Давайте будем честными, все же это не «Золотая перчатка» Фатиха Акина, где такое выглядит органично. Очевидно, что Месхиев здесь немного перемудрил с «жесткостью», попытавшись ко всему прочему усилить эффект русским матом, нескончаемо льющимся из уст персонажей сразу после слюны. Видимо, такие вещи как-то должны, по убеждению авторов, шокировать, рвать шаблоны и переворачивать стулья вместе с устоявшимися представлениями о режиссере, а также замаливать его грехи после неудачи с предыдущей работой. Ни того, ни другого они не делают.

Следуя концепции, в «Хороших девочек» не поместили ни одного положительного героя, поэтому сплошь и рядом одни страдающие мудаки. Паша, разгуливающий весь фильм в белых тапочках, парень не глупый, но потерявшийся в жизни еще подросток, при первой возможности залезающий в трусы героини Пересильд, которую, к слову, здесь никак не называют. Она грешна настолько же, как и персонаж Алеся Снопковского, поэтому, конечно же, спрашивает, попадет ли в итоге в рай, поскольку, как гласит поговорка, «туда попадают только хорошие девочки». Устоявшийся образ воинственной доярки Пересильд режиссер тоже решил деконструировать, поэтому здесь она то ли содержанка, то ли просто питерская пьянь, разводящаяся с мужем — максимально невозмутимая и амебная «Пересильд с похмелья» выглядит по итогу забавно и ведёт себя так, будто минуту назад спустилась из космоса, прилетела из другой галактики. На фоне ее игры Снопковский кажется маленькой серой точкой, уменьшающейся по мере приближения к финалу ленты. 

Дмитрий Месхиев увлекается условностями так же сильно, как и предпочитает раскрывать характеры героев через хорошенько высушенные диалоги, а не через действия персонажей в сценах или, быть может, хотя бы через изобретательно снятые флешбеки. Это подчеркивает скудную драматургию и молниеносно угасающую динамику в «Хороших девочках», которые просто поленились интересно придумать и насытить ими фильм. Еще один излюбленный режиссерский прием и показатель авторской посредственности, ее жирный маркер — ничем не оправданная музыка, внезапно врывающаяся в сцену с ноги, когда нужно чем-то заполнить пустоты и молчания. К этому же относится и бессмысленные движения камеры в угоду пафосу и моде. 

По пути к неизбежному, к счастью, финалу, необходимо задаваться разумными и резонными вопросами. Какие девочки? Почему рай? А может герой уже в аду или раю, почему он носит белые кеды? Кем был Ромыч и откуда вообще взялся? В начале был ад, а мы поднялись наверх? Нам откроют? И главный —сколько уже осталось времени до конца? Казалось бы, столько загадок, выпуклых символов и образов удалось рассыпать Дмитрию Месхиеву по всему фильму, а вот попасть в зрительский нерв — вряд ли. То есть попытка присутствует, но едва ли ее можно назвать удачной: режиссер всеми силами, серьезно пытается шокировать сегодня русским матом, и сценами, где актера псковского театра пытаются заставить под дулом пистолета изнасиловать своего начальника. В итоге (ментальное) насилие совершается в отношении зрителей, уже давно искушенных во всех возможных позах студийными и авторскими триллерами, хоррорами, да и всяческими нетфликсовскими «Кальмарами». Поэтому то, что предлагает в качестве «жесткого» режиссер Месхиев — оказывается до одури, скорее, смехотворно и беззубо, а к прилагательному «философский» добавляется приставка «псевдо». Вся эта авторская, якобы, смелость здесь заканчивается где-то после первого акта, а там начинается уже другой — половой, с Пересильд, тоже, видимо, призванный раздвинуть рамки дозволенного для режиссера. Но они почему-то так и не распахиваются в разные стороны, а лишь тихонечко приоткрываются, с небольшим скрипом, который издает пружинная кроватка, где и происходит нелепый подростковый секс, снятый, к тому же, почему-то как древний клип «Серебро». А всего лишь надо было подсмотреть хотя бы к Евгению Сангаджиеву в «Happy End», разумеется, после уже посмотренных «Ангела-А» и «Небо над Берлином».  

Вся картина, все полтора часа «Хороших девочек» — царствие кринжа, свергнуть, увы, не получится, попасть в рай кинематографа с такой лентой — тоже явно не суждено. Дмитрий Месхиев, видимо, решает также передать привет рассказу Кирилла Рябова, пропуская в финальный монтаж откровенно бракованный дубль, где персонаж грузчика смотрит строго в камеру — вот настолько автору тоже, как бы, плевать на произведение. Товарищ статист, моргни, если ты снялся в дерьмовом фильме, о чем постоянно, настойчиво напевает здесь солист группы «Курара»

И вроде идея обмануть зрительские ожидания здесь понятна, но механизм не срабатывает как следовало: фильм начинается бодро, почти как криминальный боевик, но совершенно нелепо обрывается, дробя весь сюжет на «до» и «после» этого эпизода, резко происходит скачок в любовную мелодраму, маскирующуюся под философскую притчу об ангелах и людях. Кажется, режиссер снова заплутал среди жанров, так и не определившись и не найдя выход. «Заблудишься — кричи «Ау!», - решительно рекомендует героиня Пересильд своему новоиспеченному бойфренду. Дмитрий Дмитриевич, кажется, пора. 

Муслим Камалов
Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru