"2-й Ватиканский собор не освободил Католическую Церковь от ее основного заблуждения: европоцентризма"
На сайте Патриархия. RU сообщается о реакции православного мира на заявления Ватикана о том, что только Католическая Церковь отвечает задачам христианства. В папском документе говорится, что "Христос создал на земле одну Церковь, целям и задачам которой отвечает Католическая Церковь, а не другие христианские конфессии". Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл сообщил: "Мы с этим заявлением не согласны, но нового ничего в нем нет, это меня не шокирует и не удивляет. Это полностью соответствует учению Католической Церкви… Чтобы иметь честный богословский диалог, надо иметь ясное представление о том, какой позиции придерживается другая сторона. Это помогает оценить степень нашего различия". Иерарх Русской Православной Церкви считает подобные заявления "честными", что "гораздо лучше, чем так называемая церковная дипломатия". Он также отметил: "У Православной Церкви есть иное видение ситуации: Православная Церковь является правопреемницей и наследницей по апостольскому преемству древней неразделенной Церкви. Поэтому все, что сказано в католическом документе, мы с полным правом относим и к Церкви Православной".
Информационная служба Псковской епархии попросила настоятеля Никольского храма в Любятове митрофорного протоиерея Владимира Попова прокомментировать недавнее заявление Ватикана:
"Ничего другого Папа, как глава Католической Церкви и не мог сказать. Но могу предположить, что все-таки это заявление, в первую очередь, адресовано Европе, веками расколотой на католичество и протестантизм, и, если протестантские церкви обязаны происхождением богословию своих основателей, будь то Виклеф, Мартин Лютер или Кальвин, то Католическая Церковь может наглядно и внешне убедительно показать свое происхождение прямо от святого апостола Петра. Но, как очень точно определил глава ОВЦС МП митрополит Кирилл, «все, что сказано в этом католическом документе, мы с полным правом относим и к Православной Церкви". Православная Церковь с полным правом может указать свою преемственность от святых апостолов Иоанна Богослова. Андрея Первозванного, святого апостола Павла, что не подлежит никакому сомнению. Подобно тому, как жизнь человека вообще состоит из множества психических факторов, не подлежащих рационализации, так и жизнь Вселенской Церкви определяется не только рационально выраженным вероучением, но и тем многообразием вероучительного, духовного историко-культурного и мистического опыта, который невозможно выразить через рациональную доктрину и который определяется в Православии как Предание.
Верность Преданию, в значительной мере, определяла поведение Православной Церкви на исторической арене. В течение почти всего первого тысячелетия кафедра апостола Петра находилась в лоне Византийской цивилизации и подчинялась Преданию Православной Церкви, и папский престол имел честь быть"primus inter pares" среди других Православных патриарших престолов. Но к началу второго тысячелетия Христианства в связи с закатом Византии и уходом с исторической арены нехалкидонских Церквей папский престол оказался в радикально новой, доселе неведомой истории человечества, ситуации феодальной Европы. Поэтому, чтобы выжить и продолжить свою вероучительную деятельность папский престол сложился как феодальное государство среди других феодальных государств Европы.
Новая ситуация породила и новое самосознание европейского христианства, каковым стала схоластика, и, в первую очередь, философия св. Фомы Аквината. Синтез христианского вероучения, совершенный этим великим мыслителем, оказался слишком рационалистическим и не способным включить в себя те духовные сокровища Предания, которыми обладала Византийская Церковь, как скажем, учение Симеона Нового Богослова, Григории Паламы и др., и в целом монашеский опыт Святой Горы Афон. Так совершился отход наместников апостола Петра от Вселенского христианства, впрочем, предсказанный Евангелием (Мф. XIY. 22-33) Именно с католической схизмы начался сначала малозаметный, но с Реформацией и Просвещением все более усиливающийся, процесс высвобождения и выпадения человека от богочеловечности, осуществленный Христом и совершающемся в Его Церкви. Даже 2-й Ватиканский собор не освободил Католическую Церковь от ее основного заблуждения: европоцентризма. Именно осознание этой иллюзии избавит католичество от идентификации католичества и вселенскости, умерит вытекающие из этой идентификации притязания папского престола и вернет Католическую Церковь к подлинному единству во Христе, если, конечно, будущее еще будет".
Нет комментариев