22 апреля в псковском храме Жен Мироносиц престольный праздник
В третье воскресение по Пасхе празднуется память тех, кто был свидетелем смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя, кто послужил Господу, потрудился для Господа. Как сообщили корреспонденту ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 22 апреля в православной Церкви праздник святых Жен Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны. Празднуется и память праведных богачей Нового Завета Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Тело Господа с Креста. Иосиф Аримафейский отдал свой гроб Господу, а Никодим принес Богу алоэ для помазания во Гробе.
Святые жены сопровождали Господа, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу Христа и первыми узнали о Воскресении Христовом. Церковь этими свидетелями указывает на фактическую истинность погребения: были явные свидетели, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона. Синедрион зорко наблюдал за происходящим, с ненавистью наблюдал за Иосифом. Участие в погребении Господа Иосифа - мужественный поступок человека, происходившего из фарисейской среды синедриона, тех людей, которые распинали Христа, казнив Его самой позорной смертью. Фарисей Иосиф решается пойти просить Тело Иисуса Христа у Пилата, игемона, имеет такое мужество, и не боится преследования иудеев, ненавидящих Христа. В нем нет страха иудейска, и своим поступком он исповедует свою веру в Господа, свою любовь и надежду. Этот поступок удивителен тем, что Иосиф еще не знает, что Христос воскреснет, и он готов отдать не только свой гроб, но понимает, что за этот шаг он может пострадать и лишиться жизни, может быть извергнут из синагоги. Но о Воскресении Господа пока не знает никто: ни Апостолы, ни Иосиф, ни Жены Мироносицы, которые идут следом, чтобы помазывать Тело Иисуса во Гробе.
Жены Мироносицы тоже были свидетелями погребения, видят положение Его во гроб, и готовы послужить последним - помазыванием Тела Иисуса. Это тоже мужество – спешить ко Гробу распятого, зная, что там привален тяжелый камень, поставлена печать и охраняет стража, а кругом ненавистники, но они готовы пострадать ради любви к Учителю, своему Господу. Они покупают миро и ждут по заповеди субботнего дня. В первый день по субботе, прежде вошествия солнца, "зело рано", они приходят ко Гробу и несут с собой миро, чтобы им умастить Тело Иисусово. Поэтому они и называются Мироносицами. Но в помазывании Господь уже не нуждается, Он воскресает до помазывания, и Жены являются свидетелями открытого Гроба, от которого уже отвален камень и возле него уже нет стражи. Тогда Мария Магдалина, плача вопрошала: "унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Первому, кому открылся Господь, он открылся Марии Магадалине, бесноватой женщине иудеянке, которую Он исцелил навеки.
Не апостолы проповедуют вселенной, но женщины проповедуют апостолам. Не апостолы пошли с благовониями ко Гробу Господа, чтобы помазать Тело своего Учителя, за них это сделали Жены Мироносицы. За них же они получили первую для мира весть о Воскресшем Христе. Этим Господь вразумляет нас и показывает: первым в рай входит разбойник, смиренные женщины первыми благовествуют Евангелие, благовествуют самим благовествователям. Сам Господь повелевает через Ангелов своих пойти Мироносицам к апостолам и сказать о случившимся.
Мужественность женщин, их старания о храме особенно видны в их служении Церкви, Богу. В это третье воскресение от Пасхи мужчины воздавали должное благодарение женщине за служение в храме, в семье, детям, мужу – и через это служение самому Господу. Этот праздник всегда праздновался достойно, но ныне в традиции народной он утрачен, его помнят и любят только православные. Женщина в этот день именинница, она тоже мироносица и старается по силе своих возможностей послужить Богу.
В Пскове, на улице Коммунальной, стоит храм во имя Жен Мироносиц, который построен на месте погребения (скудельницы) умерших во время эпидемий. Летопись сообщает о постройке храма: "церковь поставиша на скудельницах святых Жен Мироносиц" в 1540 году. Прямоугольный в плане, несколько вытянутый с севера на юг, храм первоначально имел позакомарное покрытие, две пары столбов поддерживают его коробовые своды, многочисленные голосники установлены в каждой стене четверика. Рядом с церковью Жен Мироносиц стоит часовенка, относящаяся к концу XVI - началу XVII века. При храме Жен Мироносиц почти пятнадцать лет работает православная школа.
Нет комментариев