17 апреля празднуется Радоница - "Пасха мертвых"
Во вторник, 17 апреля, в Радоницу, Русская Православная Церковь после Пасхи возобновляет молитву об усопших. Как сообщили корреспонденту ПАИ в информационной службе Псковской епархии, по свидетельству Святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников сразу после Светлой пасхальной недели как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
Радоница - не уставная служба, а традиция Русской Православной Церкви ради народа. В день поминовения усопших, в Радоницу, мы несем радость Пасхального Торжества умершим, христосуемся с умершими. Этот день называют еще "Пасхой мертвых". Панихида в Радоницу приобретает другой смысл, пасхальный и состоит из пасхальных стихир, песнопений, тропарей – все поется радостно, торжественно. Православные молятся не о прощении грехов усопших, а приветствуют их: Христос Воскресе! Ради умершего народа через неделю после Пасхи несем "Христос Воскресе!" усопшим.
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, совершается поминальная трапеза, а часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых". В Воскресении Христовом все едины, у Господа все живы. С праздника народного поминовения усопших – Радоницы, наша Церковь возвращается к обычному последованию молитв об усопших.