Сегодня в Русской Православной Церкви начинается Великий пост
Сегодня, 19 февраля, в Русской Православной Церкви начинается Великий пост - самый продолжительный и строгий, он длится шесть недель. Его называют Святой Четыредесятницей, за ней следует Страстная седмица - воспоминание страстей Христовых, которые добровольно принял на Себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная седмица заканчивается главным и самым светлым христианским праздником - Пасхой или Христовым Воскресением.
Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, Святая Четыредесятница есть Богом определенная десятина каждого года, которую мы, отрешаясь на это время от житейских развлечений и всевозможных увеселений, посвящаем преимущественно на служение Богу - на спасение своей души. Первая неделя Великого поста отличается от прочих особенною строгостью поста и продолжительностью Богослужения.
Проректор псковского Духовного училища священник Андрей Вахрушев сказал, что "пост – установление очень древнее, и все-таки каждый раз удивляешься, насколько пост необходим сегодня. Вглядываясь в общество сегодняшнего дня, видишь его общее направление – потребительство, когда человек потребляет все вокруг, мир стоит возле него как слуга. И человек уверен, что все вокруг должно ему непременно служить: люди, предметы, достижения прогресса - все подчинено ему, между тем, как сам человек не хочет ничего давать. В человеке должна быть идея самоограничения, самоотречения, умение держать себя в руках – не все, что я хочу, мне позволено. "Но с чего начать, когда я совершенно не умею ограничивать себя? С великих дел? Они мне не под силу". Думаю, процесс самовоспитания надо начинать с доступного, с того, что мы можем понести - это пост. И сказать себе: "Я могу начать ограничивать себя с того, что вкушаю каждый день". Начинать надо с малого, с элементарного, которое под силу. Особенно сейчас, когда происходит продажа первородства за чечевичную похлебку, когда пища оказывается сильнее человека, пост ставит нас перед необходимостью, хотя бы в малом, ограничить себя".
Отец Андрей не сомневается, что "подлинное счастье человека есть в единении с Богом. Можно построить себе какое-то иллюзорное счастье, и всем казаться счастливцами, но при этом внутри будет тяжело на сердце, вечерами человек готов будет расплакаться, понимая, что его счастье - радужный мыльный пузырь, и ненадежно. Путь к счастью все – таки лежит через борьбу с собственными искушениями, через возстание с помощью Божией. Поэтому пост - это такое поприще, когда человек умом и сердцем обращает внимание на самого себя, и ему, может быть, впервые за год приходит мысль, что он не так хорош, как казался все это время. Без осознания этой немощи, без борьбы с самим собой едва ли возможно почувствовать грядущее торжество Пасхи Христовой. Исполнение заповедей Христовых приводит к осознанию своей немощи, и ставит человека перед необходимостью, бия себя в грудь, молить на небо: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!"
Священник Андрей Вахрушев напомнил, как еще в IV веке великолепно выразил мысль поста святитель Иоанн Златоуст: "толстое чрево не родит тонкого смысла", и добавил: "Прежде всего, мы начинаем утоньшаться, начинаем совсем по-другому смотреть даже на мир, на природу. Уверяю, если вечером выйдет постящийся и взглянет на небо, он уже по-другому посмотрит на звезды, и откроет, что есть небо и есть звезды. Утончая свое тело и, сажая на цепь этого самого непостоянного нашего льстивого сопутчика - тело, мы приобретаем тонкость мысли, более результативно упражняемся в делах духовных, в молитве, в Богопознании. Пост, конечно, не цель, но средство ее достижения. Однажды мне довелось услышать от одного состоятельного молодого человека, что он постится. "Каким образом? – спросил я его. - Он мне ответил: Я очень люблю свинину с белым вином, это входит в рацион моего питания, в период поста я не ем свинину и не пью белого вина, ем баранину и пью красное вино". Конечно, не без улыбки можно это выслушать, но я подумал: и, правда, он недалек от поста. Это было много лет назад, думаю, что сейчас он уже ест только злаки растительные, потому что он начал с ограничения, и сумел отказаться от любимой привычки, а это самое сложное – отказаться, ограничиться. Человек вообще не от чего не хочет отказываться: "я рабочий человек, я работаю, рано встаю, устаю, мне нужен кусок мяса". Но, хочу сказать, что всю свою жизнь я вижу своими глазами наше священство, священство Русской Православной Церкви, уверяю вас, что встают они в семь утра и приходят домой, зачастую, к одиннадцати вечера, вкушают один раз, но я не знаю и не знал такого священника, который не несет пост, и не видел ядущего в пост мясо".
Отец Андрей отметил, "что постящегося человека касается особая благодать Божия, и нельзя, проведя первую седмицу поста, потом расслабляться. После Четыредесятницы – Страстная седмица, и 8 апреля – торжество из торжества - Пасха Христова. Есть рамки определения Пасхи, связанные с природным вычислением, и в этом году действительно ранняя Пасха – 8 апреля. Люди обращают особенное внимание на совпадения, но никаких совпадений не нужно бояться, а нужно искать духовный смысл, который гораздо глубже цифровых совпадений. В этом году редкое совпадение: празднование Благовещения Пресвятой Богородицы (7апреля) приходится на Великую субботу – Пасха уже рядом".
Напомним: во все дни Великого поста православным разрешается только растительная пища, но в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля) и в Вербное Воскресение - Вход Господень в Иерусалим (накануне Страстной седмицы), приходящихся на этот пост, разрешается есть рыбу. Накануне Вербного Воскресения - в Лазареву субботу - можно есть рыбную икру. Некоторые благочестивые христиане во время поста предпочитают ничего не есть до трех часов дня по средам и пятницам. Особенно усердно положено поститься в первую, Крестопоклонную и Страстную седмицу. Для православного человека на время Великого поста отменяются увеселения, просмотр телепередач; до окончания Светлой седмицы Церковь не венчает.
Нет комментариев