Православные 18 февраля будут вспоминать Адамово изгнание из Рая и просить прощения
Великий пост начинается с вечерни Прощеного воскресения 18 февраля. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, в этот день в Троицком Соборе Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий со служащим духовенством Пскова совершит Чин прощения. По традиции, Владыка обратится к священству и прихожанам с просьбой простить его, а затем, сотворив поклон духовенству и православному народу, совершит Чин прощения. Подобное бывает один раз в году, когда у каждого православного в Соборе есть возможность подойти к священникам, к своему Архиерею и сказать: "Простите ради Христа, отче!", и услышать в ответ: "Бог простит".
В Прощеное воскресение мы приближаемся очень близко к дарованной Господом благодати, когда множество священников: монахи, иереи и протоиереи, молодые и убеленные сединами, когда сам Архиерей просят прощения, а мы - у них, и все вместе мы просим прощения у нашего Господа Иисуса Христа: "Господи, остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим". В Соборе звучат великопостные покаянные песнопения, и произносится древняя "постовая" молитва Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь".
В Русской Православной Церкви это последнее воскресение перед Великим постом имеет еще название "Воспоминание Адамова изгнания". Со времени изгнания Адама из Рая, каждый человек в этой жизни переживает "изгнание из рая", но каждый хочет жить как в раю, потому что место, определенное человеку Богом изначально – рай, постоянно влечет нас. Мы все плачем по раю, по утраченному счастью, ищем рай на земле и пытаемся его построить здесь. Наша Церковь в этот воскресный день вспоминает, как прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода, и из чистых, безгрешных и святых стали несчастными грешниками.
Как говорил в своей проповеди архимандрит Сретенского монастыря Тихон (Шевкунов), "Адамово изгнание, изгнание из Рая непосредственно относится и к нам, и к нашим очень родным людям - Адаму и Еве, именно их кровь течет в наших жилах. Каждый из нас имеет их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире. В Раю, Эдеме (территория современного Ирака) произошло падение первого человека, когда Адам не выдержал испытание свободного выбора: сатана, дьявол, предложил ему и его жене Еве вкусить от запретного древа познания добра и зла - и "станете как боги". Люди не просто ослушались Бога, они, пусть опрометчиво, пусть не подумав, но избрали самый страшный путь, который только можно представить на этой земле - противления воле Божией. А что в этом мире может противиться воле Божией? Ничего: противление воле Божией невозможно! Противление воле Вседержителя, всемогущего Бога - это смерть. И вот на эту смерть обрекли себя родные нам люди, наши предки, прародители Адам и Ева.
Нынешнее тело человека совершенно иное по сравнению с тем, духовным тонким телом, в которое был облечен первый Адам, так пишут святые отцы Церкви. Наша душа наполнена страстями и грехами. Оказывается, то, что мы телесно и духовно из себя представляем, - это и есть состояние "изгнания из Рая". А, находясь в Эдеме, человек имел совершенно иное тело и иную неповрежденную душу.
Мы с вами очень хорошо знаем, что такое "изгнание из Рая"! После того, как наши прародители вкусили плод от древа познания добра и зла, буквально сломя голову сбежали, спрятались, услышав голос Бога. Они не могли выносить присутствия Божия, и по сути сами себя изгнали из Рая, прежде, чем Господь Бог выслал Адама из сада Эдемского. В песнопении за всенощной поется о том, как сидел Адам напротив рая и оплакивал свое грехопадение, оплакивал уже запоздалыми слезами. Каждый из нас тоже имел немало случаев вслед за Адамом оплакать свои ошибки. Но, к счастью, мы видим, как по милосердию Своему Господь и эти ошибки претворяет в наше спасение. И самые падения человеческие Господь Бог использует для покаяния и изменения человека. Адам, конечно, плакал не только о себе самом, но и о многочисленном своем потомстве, среди которых и мы с вами. Он видел, на что обрек сонмы людей, и что не все из них, даже благодаря крестной жертве Господа Иисуса Христа, будут спасены.
Вот к этой древней, и в то же время личной, повторяющейся для каждого из нас, в нашей собственной судьбе, истории возвращает нас Святая Церковь накануне Великого поста. От этой точки грехопадения и изгнания самих себя из Рая к нашему общему печальному, падшему состоянию начинается сегодня вхождение в пост и покаяние".
Напомним, что в воскресный день,18 февраля, у православных заговенье на Великий пост, то есть оканчивается вкушение молочных продуктов.
Нет комментариев