Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

«7 самураев» Сергея Чехова: Вы ничего не поняли? Это нормально

11:19, 09 ноября 2019, ПАИ

Фото Андрея Кокшарова

8 ноября труппа Псковского академического театра драмы представила публике первую премьеру в новом сезоне - спектакль «7 самураев» в постановке режиссёра Сергея Чехова. Он известен псковской и не только псковской публике по «Реке Потудань», номинированной по итогам 2018 года на «Золотую маску»

Пространство спектакля «7 самураев» начало поглощать зрителей ещё до начала постановки. В боковых фойе театра разместились большие инсталляции. Одна из них – огромный белый помост с воронкой посередине и экраном, на который было выведено безмолвное видео с девушкой. Другая инсталляция обрамлялась не то высохшими коконами, не то эмбрионами и сопровождалась звуками прямо откуда-то из коллективного бессознательного. Дополнить и преобразовать звуковой ряд мог кто угодно, достаточно было поныть что-нибудь в стоящий здесь же микрофон. В ожидании действа публика, растворяясь в тягучем саунде, неспешно кочевала из одного крыла театра в другое и обратно. Не понимать происходящее не воспрещалось, можно было просто чувствовать.

Накануне премьеры Сергей Чехов рассказал, что номинально спектакль поставлен по мотивам фильма японского режиссёра Акиры Куросавы «Семь самураев» (1954). Помимо названия кино и спектакль связывают некоторые структурные характеристики. И здесь, и там семь самураев, и здесь, и там они защищают: или  крестьян от захватчиков, или себя от собственных страхов. Плюс несколько палок в роли катан и пара выкриков со сцены на японском. На этом, пожалуй, всё. Но и бес с ними с самураями. Во-первых, это (происходящее на сцене) красиво. Не зря художественный руководитель театра Дмитрий Месхиев похвалил хороший вкус Сергея Чехова и отметил стильное обрамление всех его спектаклей. Всё и в самом деле так: звук, свет, движения и голоса всех семи актрис создавали удивительную атмосферу.

Во-вторых, (выкручиваю ручку снобизма на максимум) не ходите на этот спектакль, если вы в восторге от «Очень громкой премьеры» или чего-то подобного. В «7 самураях» нет ни понятного сюжета, ни готовых пояснений, ни заранее известных эмоций, которые должны испытывать сидящие в зале.

«Что увидит зритель… Возможно, каждый увидит абсолютно не то, что в итоге задумал режиссёр, и вот как раз это будет хорошо», - говорил Месхиев, анонсируя постановку журналистам. Более точной формулировки не подберёшь. Здесь как с конфетами «Берти Боттс», которые Гарри Поттер поедал по пути в Хогвартс, - никогда не узнаешь какой вкус попадётся, пока не попробуешь сам. Для каждого сластёны конфеты имеют разный вкус.

«Надеюсь, получится создать спектакль, который будет не спектаклем, а средой, в которую зритель попадает и начинает чувствовать что-то своё», - так презентовал предстоящую постановку сам Сергей Чехов.

В результате мне показалось, что я попала в кабинет к психотерапевту, где семь девушек (Илона Гончар, Екатерина Красногирова, Екатерина Миронова, Наталья Петрова, Ксения Соколова, Анна Шуваева, Дарья Чураева) в попытке наладить отношения с собой и с миром пытаются проговорить, пропеть и продекламировать страхи, которые мешают им жить, довлеют над ними, как этот чёрный камень, все полтора часа нависающий над сценой. Это спектакль-депрессия, спектакль-исповедь, спектакль-борьба, спектакль об огромном множестве страхов и угроз. Они или существуют в реальности, или только плод болезненного воображения и печального опыта? Как бы то ни было, эти страхи ослепляют и не дают жить.

Наталья Петрова. Фото Андрея Кокшарова

«7 самураев» получился максимально женским и максимально жутким спектаклем. Некоторые страхи, озвученные девушками в виде отрывочных словосочетаний и предложений, пожалуй, даже слишком совпадали с собственными переживаниями зрительниц. А когда кто-то с такой ювелирной точностью выдёргивает из головы твои мысли (да ещё со сцены) одновременно становится и очень не по себе, и очень круто. Допускаю, что мужчины спектакль не поймут. Для них это препарирование ужаса покажется какой-то странной дичью, поэтому развлекаться придётся рассматриванием женских прелестей в полупрозрачных облегающих трико. Может, поэтому (как символ непонимания) в полном безмолвии, спиной к залу, с невидящими глазами, обращёнными в сторону пустующих экранов, на протяжении всего действа как раз и сидели двое мужчин (Юрий Новохижин и Виктор Яковлев).

Виктор Яковлев. Фото Андрея Кокшарова

«7 самураев» - пугающе точный и подробный атлас женских страхов: «мама болеет, мама не берёт трубку, я еду-еду-еду…», «подруга не вернулась домой», «тёмные гаражи, я, он, убегаю», «он меня бьёт, я возьму нож…», «куда мне идти», «ребёнок начал задыхаться», «остаться одной, нет, лучше потерпеть, нет, не лучше», «полный автобус, что в сумке у этого подозрительного человека», «автомобильная… дети остались одни, без родителей». И ко всем эти страхам подводится общий знаменатель в виде одного из любимейших женских вопросов: «Что дальше?», то есть «Как жить дальше?»

Фото Андрея Кокшарова

Потом девушки, как истинные самураи, успокаиваются, пытаются свои страхи «продышать», затем берут в руки «катаны» и по очереди разрезают ими воздух у чёрного камня-клубка угроз, и, наконец, готовые на всё, но похоже окончательно запутавшиеся (из камня в этот момент валит густой непроглядный дым), с «клинками» танто у животов нараспев уговаривают себя: «Я ничего не боюсь». Занавес. Точка. В смысле точка на занавесе – как будто вместо надписи The end. На самом деле финал открыт, следовало бы поставить многоточие: мы или справляемся со своими страхами, или они справляются с нами. Как будет на этот раз - неизвестно.

Фото Андрея Кокшарова

Даю стопроцентную гарантию, что в Пскове у «Самураев» аншлагов не будет. Солд-аут не случился даже в день премьеры. Более того люди уходили из зала, не дождавшись «финальных титров». Ставить такой спектакль на большой сцене – определённо вызов псковскому консерватизму, но по-другому никак: это не камерная постановка, на малой сцене ей будет тесно.

Илона Гончар. Фото Андрея Кокшарова

Вместо послесловия. Дмитрий Месхиев: «Идти на эксперименты – это не риск, а моя обязанность. Только так театр будет развиваться. Конечно, несложно поставить десяток коммерческих пьесок, девять из которых будут комедиями, но тогда театр умрёт как место культурной силы в регионе, поэтому я сознательно дал согласие на творческий эксперимент Сергея Чехова. Не всем нужен лёгкий жанр, хиханьки и хаханьки со сцены».

Ольга Машкарина
Все новости
  • Мнение зрителелей в соцсетях:
    вчера в 20:39
    "7 самураев-провал! И не надо говорить, что просто люди в Пскове не доросли до такого!!!"
    вчера в 21:22
    "да! Худшее что можно было придумать! Жаль потраченного времени."
  • "Чайка" Чехова тоже когда-то была провалом
  • На странице театра клмментарий зрителя:
    "Сходили с женой. Был бы один ушёл бы минут через 15 после начала. Жена ждала появления какого-либо смысла, но так и не дождалась. В итоге жалко убитого времени и денег. Попытка горе журналистов создать какой-то мифический образ "нового искусства" на сцене театра вызывает внутреннее негодование. Ещё одна такая постановка и театр опять окажется без зрителя."
  • Спектакль, судя по всему, очень зрелищный. Рецензия, как всегда у нынешних журналистов, безграмотная. Куча бессмысленных американизмов, типа "инсталляции"

    "Солд-аут" ( от аутизм???)
    в тягучем саунде (Кто его тянет и куда?)
    конфетами «Берти Боттс» (А если я люблю "Сникерс"?)
    Допускаю, что мужчины спектакль не поймут (Оскорбление по гендерному принципу. Автора в каталажку!)
    Нельзя ли получить ссылку на видео, чтобы посмотреть эту интересную постановку. НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ (дабы не нарушить авторские права!) гарантирую.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru