Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

«Моя семейная история»: как стать участником конкурса в Псковской области

18:51, 11 апреля 2019, ПАИ

В Псковской области в третий раз стартовал конкурс «Моя семейная история». Его участникам предлагается составить и представить на суд экспертов своё генеалогическое древо. О том, для чего нужен этот конкурс, кто может в нём участвовать, с чего начать изучение семейной истории рассказали гости ПАИ-live директор Государственного архива Псковской области Валерий Кузьмин и руководитель регионального отделения организации «Волонтеры Победы» Екатерина Родина.

- Валерий, архив, как известно, проводит такой конкурс не первый раз. Как ты оцениваешь активность молодежи в изучении своей семейной истории? И как бы ты сформулировал мотивацию – зачем людям это нужно?

В. К.: Вообще, это нормальный процесс, когда человек интересуется историей своей семьи, но он не знает, с чего начать. В этом конкурсе кроется еще одна важная вещь – это полезно и для родителей школьников. По обращениям в архив прослеживается такая тенденция: самое большое количество запросов именно генеалогического характера. Люди интересуются этим, но в архив обращаются те, кто знает, как начинать. А большая часть людей не знает, с чего начать. Важный момент: возраст интересующихся семейной историей в районе 30 лет, когда человек окончил университет, начал работать, завел семью, появились дети. Второй пик интересующихся – это люди, уже отправившиеся на пенсию, в районе 60 лет. Они тоже пытаются искать свои корни, чтобы затем передать своим детям, внукам, и самим интересно, конечно же. Поэтому конкурс не только для школьников, но еще и для родителей, которым тоже наверняка интересно, но которые заняты другими важными вещами. А здесь совмещается и приятное, и полезное.

- Сколько человек подавали заявки на предыдущие два конкурса?  

В.К.: В первом было поменьше, во втором – побольше, увеличилась география: представлен был юг области, север, центр, было очень много участников. Этот конкурс от прошлых отличается тем, что он гораздо проще: мы просим, по условиям конкурса, представить только генеалогическое древо в любой форме. Можно нарисовать на компьютере, изготовить своими руками. Он проще, потому что участнику не нужно писать эссе, например, о подвиге своего деда или еще что-то. Ему просто нужно собрать и сделать древо в любом виде, варианте.

- «Волонтеры Победы», что вы делаете для популяризации идеи составления своего семейного древа?

Е.Р.: На федеральном уровне многие организации, в том числе «Волонтеры победы», начали сталкиваться с тем, что не всегда праздники и патриотические мероприятия посещающие их школьники, студенты и остальные считают важными лично для себя. Если мы говорим даже про «Бессмертный полк», то и здесь не срабатывает личностное понимание, что эта история, эти события касаются тебя. В связи с этим наше региональное отделение начинает взаимодействовать с архивами различных областей, для того чтобы направить вектор работы наших волонтеров, наших участников на свою собственную, личную историю. Изучив ее, они приходят на мероприятия и более осознанно воспринимают все, что происходит вокруг. Естественно, у нас первоочередным было все, что связано с Великой Отечественной войной, поскольку это основное движение работы организации. Но сейчас стараемся «копать» чуть глубже: уходить раньше 40-ых годов, искать свои корни, которые часто находятся в других областях и появляются на других территориях Российской Федерации, за пределами страны. Поэтому на всех мероприятиях стараемся включать пункт, который касается личностной истории, личностного семейного древа.

- Это для ваших коллег, для волонтеров?

Е.Р.: И для волонтеров, и для участников мероприятий. Учитывая этот факт,  мы сейчас плотно работаем со школами в районах области - Печорский, Порховский, Невельский - проводим обучающие занятия по тематике, в основном, Великой Отечественной войны. В эти занятия стараемся включать аспект, который связан с тем, с чего начать изучать свою собственную историю. Школьникам, педагогам,  работникам в сфере молодежной политики рассказываем и об этом конкурсе, чтобы они понимали, куда направить свою молодежь в районах. Конкурс сам по себе является мотивацией для ребят. Они видят слово «конкурс», понимают, что могут что-то выиграть, заявить о себе.

- А что выиграть можно?

Е.Р.: На данный момент еще обсуждается, призовой фонд формируется. В этом нам будет помогать Фонд развития Псковской области «Равноапостольной Княгини Ольги».

- Это материальное поощрение или нематериальное? Может быть, поездка куда-нибудь?

Е.Р.: Это не денежные призы, но материальные вознаграждения. Пока еще обсуждаем, не буду говорить, что конкретно.

- Валерий, можешь выделить районы, учебные заведения, которые активнее других участвуют в конкурсе?

В.К.: Великие Луки очень активно участвуют. В прошлом году, например, были две возрастные категории, то есть 6 победителей – по 3 места на категорию. Из Пскова был только один человек, остальные – из районов. Из Гдовского района семья победила. Были участники из Новосокольников, Великих Лук. Районы очень активно участвуют.

- Кто и как оценивает работы претендентов?

В.К.: Как правило, в жюри входят люди, которые имеют отношение к истории, либо связаны с молодежной деятельностью, политикой, специалисты из системы образования.

- Председатель жюри известен?

В.К.: В данном случае список еще дополняется. Сюда входит и специалист архива, и специалист псковского Молодежного центра, кто-то из «Волонтеров Победы», кто-то из состава Псковского госуниверситета. Состав жюри уточняется, потому что работ пока нет, соответственно, оценивать нечего. Работы принимаются до 5 мая, после этого начнется уже активная деятельность.

- О «Волонтерах Победы». Прежде чем оправляться в районы, очевидно, вы проходите теоретическую подготовку с помощью специалистов архива. Расскажите об этом. Как это выглядит и что получается в итоге?

Е.Р.: В этом году мы уже провели одно такое обучающее мероприятие, которое прошло в честь Дня архивов, 11 марта. У нас было целых три мероприятия. К одному мы привлекали педагогов из школ – учителей истории. Затем мы проводили обучающий мастер-класс волонтеров, после этого у нас было ознакомительное занятие для жителей города и области. Для того, кто смог приехать, и кому это было интересно. Поэтому, конечно, мы консультируемся у работников архива и вместе мы уже составили специальную ознакомительную листовку для тех, кто захочет больше узнать о своей личной истории и информационный буклет. Когда работаем в районах со школьниками, с потенциальными участниками конкурса, мы предоставляем им эти материалы. Они могут с ними ознакомиться, забрать себе, и потом, надеюсь, прийти в архив.

В. К.: Как правило, всегда сложно начать. Сначала, кажется, что это сложно и нереально, но потом становится не так, как казалось.

- Насколько профессиональные исследования нужны для этого конкурса? Достаточно ли, например, предоставить года жизни и имена мамы, папы, дедушки?

В.К.: Достаточно будет любой информации. Изначально нужно собрать всю устную информацию, имеющуюся в семье, опросить всех, кто что-то помнит, а потом уже верифицировать ее. У мамы могут быть одни данные касательно прабабушки, а бабушка говорит несколько иную информацию о своей маме. Здесь множество нюансов, поэтому лучше записать все, что говорят, чтобы иметь какую-то зацепку в дальнейшем при обращении в архив, чтобы подтвердить, опровергнуть или попытаться что-то найти. Во-вторых, нужно собрать все имеющиеся документы: свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, браке, трудовые книжки, различные выписки. Кажется, что это неважная информация, но на самом деле это может помочь. Например, человек работал на каком-нибудь заводе. Если этот завод сейчас существует, то можно обратиться туда для предоставления данных личного дела. Даже самый нелепый документ может быть очень важным.

- Для тебя, как человека, который будет оценивать работы, что имеет принципиальное значение? Сложность, когда мы находим информацию о родственнике, про которого никто ничего не знал, но вдруг каким-то образом находится трудовая книжка и вся информация всплывает, или работа человека, который дошел до своих дворянских корней?

В.К.: К дворянским корням было бы хорошо представить какое-нибудь подтверждение. Это ведь не просто основано со слов соседей, а действительно есть какое-то доказательство. Если имеются какие-то документы, то их нужно представить для того, чтобы увидеть, что проделано исследование. Естественно, что это работа не одного месяца, но, может быть, действительно, кто-то разрабатывал свою историю много лет и предки своими корнями уходят в 1800-е годы. Поэтому, нам хотелось бы понять, на чем основано это мнение.

- Получается, что главным критерием является документальное подтверждение всего того, что участники представили?

В.К.: Чем больше будет подтверждений, тем больше шансов на победу, естественно.

- Количество поколений имеет значение?

В.К.: Конечно, глубина проработки имеет значение.

- По опыту двух конкурсов, как бы ты сформулировал самые слабые места работ участников? На что следует обратить внимание?

В.К.: Дело в том, что первые шаги, которые мы делали – это просто проба. Что вызывает интерес или, на что большее внимание обращают участники. Очень много работ были связаны с подвигами времен Великой Отечественной войны. Например, описывали фронтовой путь прадедушки, прабабушки, какие награды получили, в каких событиях участвовали.

- К генеалогическому древу это имеет не самое прямое отношение?

В.К.: Имеет прямое отношение к истории семьи. Конкурс генеалогического древа, где было бы представлено именно древо, мы проводим в первый раз, до этого тема была достаточно широкой. Можно было представлять все, что связано с историей семьи. Поэтому нет каких-то слабых вещей. Все работы, особенно те, которые заняли призовые места, велись не наскоком, а видно, что в школе и педагоги помогали, и в семье к этому относятся очень серьезно. Если смотреть текст, то можно увидеть, что стилистически он написан не пятиклассником, а всей семьей. Папа, мама, бабушка - все помогали, кто-то оформлял, учитель правил текст. На самом деле – это и есть цель, чтобы семья работала вместе над своей историей.

- Можно напомнить, куда и как приносить заявки или отправлять письма?

Е.Р.: Заявки собирает Государственный архив Псковской области, в положении конкурса у нас указан электронный адрес gapo@obladmin.pskov.ru, куда можно отправить работы в электронном формате, а материальные работы можно приносить в проектный офис «Команды 2018» на Некрасова, 19 в Пскове.   

В.К.: В Великих Луках точно также есть отделение Государственного архива на улице Лизы Чайкиной, куда можно приносить работы. 

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru