Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

От туристического бреда и туристического брэнда к Православным Святыням?

18:14, 17 марта 2006, ПАИ

Псков

В последние несколько месяцев в СМИ дебатируется, правда, достаточно вяло тема туристического брэнда Псковской области. Тема, по сути, серьезная, и связана с тем, что администрация области объявила конкурс на лучший туристический брэнд, который поможет продвигать и пропагандировать область как «туристический продукт» на рынке услуг. Помимо того, что всякий «брэнд» схематичен и неточен, хотелось бы еще отметить, что сама формулировка «туристический брэнд» относительно Псковской земли режет ухо и не является корректной, особенно в контексте нашей Православной истории. Мы, люди взрослые, и понимаем, что не «брэнд» популяризирует историю края, а принципиально другое, мы бы рискнули сказать – правильное, точное представление об истории Пскова, как одного из первых центров русского Православия и Православного города. Можем предположить, что если бы цель туризма в области была определена как посещение Православных святынь земли Псковской, то тогда надо было бы разрабатывать специальную программу, которая абсолютно заново решала бы задачи экскурсионных маршрутов, их цели и выбор объектов. Но насколько это возможно в индивидуальной системе туристического бизнеса, в котором каждый сам себе – голова? Если поменять таким образом цель маршрутов по Пскову и Псковской земле, то «туристическая привлекательность» Пскова стала бы явной и оригинальной, но с одним условием, если целью туризма в Пскове будут псковские Православные Святыни, в число которых входят, прежде всего, храмы, иконы, обители, часовни, источники, а не безликие «достопримечательности», сопровождаемые пошлым экскурсионным текстом. Православные Святыни – это реальная история Псковской земли, все то, на чем вырастала Русская земля, и Псковская тоже, на чем формировался характер русского человека, русская культура. Наши Православные Святыни – это результат жизни с Богом, православной, повседневной исторической жизни псковичей.

Публичная лекция искусствоведа Тамары Шулаковой, прочитанная ею в псковском ИНЖЭКОНе, эти наши, не Бог весть какие оригинальные мысли, подтверждает. Лекция имела название «Псков – Дом Святой Троицы» и была построена на материалах исследований ученых, архитекторов, историков Н.Н.Воронина, Ю. П. Спегальского и академика Г.Я Мокеева. Последний довольно давно на суд псковской общественности, ученой и неученой, представил свою интересную гипотезу архитектурного строительства Дома Святой Троицы на земле, то есть исторического центра Пскова в пределах Кремля и Довмонтова города, но был освистан прагматическими знатоками. Поэтому пользоваться своими материалами и своей концепцией Геннадий Яковлевич не очень позволяет, чтобы не искушать ученые умы. Необходимость подобной лекции была вызвана не столько искусствоведческими задачами, как сказала Тамара Шулакова в начале, сколько актуальной необходимостью дать будущим специалистам по туристическому и гостиничному бизнесу, которых выпускает учебное заведение, более глубокое и оригинальное представление о Пскове Православном. То есть о том Пскове, которым он и был во всю свою историю, за исключением советских десятилетий. Тамара Шулакова, сразу оговорила, что в своей лекции она опирается на спорные, но актуальные данные. Надо признать, что гипотеза Мокеева красива, и такие построения в нашей научной, до сих пор советской системе доказательств, не встретишь. Но в ближайшее время гипотеза Мокеева действительно бездоказательна: нельзя доказать ни ее правоту, ни ее ошибочность. По своему замыслу она держится на вере, в прямом и переносном смысле этого слова. Тамара Шулакова в своей лекции поставила задачу ответить на вопрос: что стоит за именем Псков? Что представляет феномен Пскова, города, основанного Великой княгиней и христианкой Ольгой.

Строительство в городе за несколько десятилетий до Крещения Руси первого деревянного храма, который был именован Св. Равноапостольной Ольгой по Божьему Промыслу в честь Святой Троицы, это действительно феномен, мало понимаемый и осознанный. Архиепископ Евсевий на одной из встреч недавно произнес справедливые слова: «Псков сегодня, к сожалению, не оценен, как Дом Святой Троицы, а в союзе с Новгородом – это величие и начало государственности России». Вот Тамара Васильевна, собственно, и посвятила свою лекцию знакомству с этим незнакомым псковичам городом, напоминая, что Святая Троица – Имя Бога, и в летописных источниках Псков называют «Домом Святой Троицы», то есть Домом Бога на земле. Как строилась, создавалась общественная, военная, государственная, сакральная жизнь псковичей в таком городе лектор и рассказала очень убедительно, используя концепцию Мокеева. Тамара Васильевна представила гипотезу о возрастании Пскова как Дома Святой Троицы на земле, начиная со строительства Соборов Святой Троицы, которых до 1682 года было три, обращая внимание на архитектурные особенности, обрисовывая общую картину организации общественно – политического и Православного Центра Запада Руси, как некую сакральную крепость, которая возводилась с помощью Бога, для Бога и была Им защищена. Если вспомнить историю города, когда практически каждый день средневековый Псков вел войны со своими западными соседями – католиками, то тогда понятным будет и название небольшой реки «Великая», ставшей водоразделом Западного католического и Русского Православного миров. Русский Псков был выдвинут на запад, граница с католическим Западом проходила в нескольких километрах от города. Мы не шли походами на западные соседские территории, но западные соседи с католическими знаменами нередко выступали большими походами против веры Православной: ливонцы в 1299 году сожгли и убили игуменов двух псковских монастырей Преподобных Иоасафа Снетогорского и Василия Мирожского вместе с братией, но потом их разбил псковский князь Тимофей у стен храма св. Апостолов Петра и Павла, который и сегодня стоит, правда, уже на дороге к центральному рынку Пскова. И это только одно из типичных военных событий истории Пскова. Воюя постоянно, отбиваясь от врага, Псков не был взят в честном бою ни разу. Крепость Православной веры, а значит, стойкость боевого духа объективно оценивал и враг, говоря о том, что не стены псковские крепки, а дух псковских людей. Как заметила лектор: «Защита Бога была распростерта на единственную обитель Бога на земле – Псков - Дом Святой Троицы. Все было устремлено к Троице, стоявшей в центре Кремля величественным Собором, все устремлено под Ее защиту и все жило под Ее покровительством». Здесь и старую военную молитву Довмонта вспоминается: «Мужи – псковичи, кто млад – будет брат, кто стар – будет отец, потягнем за Дом Святой Троицы». Отступление же псковичей от веры Православной закончилось в июле 1941 года вступлением в Псков немецких захватчиков – в городе не было ни одного действующего храма.

Тамара Шулакова рассказала об архитектурной идее, положенной в основу строительства города, как Дома Святой Троицы, которую, по мнению Г.Я. Мокеева надо искать в описаниях Апокалипсиса, где в видениях Евангелиста Иоанна Богослова явлена символически Святая Троица. Вся система городского храмового строительства была выстроена в Пскове, по мнению Мокеева, на сакральной идее Святой Троицы. И уникальность архитектурного Православного облика города была определена тем, что главный и первый храм Псковской земли был назван в честь Святой Живоначальной Троицы, между тем, как первые Православные храмы Киева и Новгорода имели имя одной из ипостасей Бога – Софии (Премудрости).

Как развивался город, что он представлял в своей архитектурной и общественной идее, как шло взаимодействие архитектурной идеи с именем Божьим и обычной жизнью псковичей, на примере Кремля, Троицкого Собора, храмов Довмонтова города и рассказала искусствовед Тамара Шулакова. Представляя концепцию строительства древнерусского православного города, лектор показала и тот путь, по которому идеологически должно идти развитие туристической пропаганды, псковского туристического бизнеса.

В псковской Академии туризма пошли именно таким оригинальным неизведанным путем, изучая псковские территории, как территории с многовековой православной историей и традицией, а потом уже рассматривая возможность необходимых сопутствующих сервисных услуг. Поэтому студенты этой Академии знают, какие великие Святыни можно показать нашим гостям в глухом и неизвестном Стругокрасненском районе, или какой необыкновенной красоты монастыри и церкви в Островском и т.п. И такое явление как живой Святогорский монастырь, на территории которого упокоился великий русский поэт А. Пушкин, закончивший свою жизнь как истинный  христианин, возможно, гостю будет интереснее, чем весь Пушкинский заповедник, как выращенное советское культурное явление? Реальнее и честнее вернуться на круги своя, вспомнить, что Псков - Дом Святой Троицы, понять Православные истоки архитектурных шедевров, и тогда можно и без брэнда встречать туристов - набегут.

Поэтому, хотелось бы предостеречь оптимистов: прежде, чем сочинять брэнд области, пользуясь услугами художников, дизайнеров и других творческих личностей, надо определиться с тем, какую историю и какой Псков вы им будете показывать. И если мы грамотные и образованные люди, то, наверное, сможем понять что история Пскова – это Православная история и история русского Православия. Поэтому самое лучшее и великое в нашем городе и в нашей Псковской земле не «достопримечательности», а Святыни Православия, и данный факт не подлежит никакому сомнению. Когда российские туристы едут в Рим, Париж, Таиланд и др. они видят религиозную культуру, культуру имеющие очень зримые религиозные корни, будь то языческий Восток или католическая Европа. Господь творит мир и все в нем, и если туроператоры это осознают, тогда не нужно будет сочинять туристический брэнд Пскова, а правильное представление особенностей Православной истории Пскова и будет реальной пропагандой на туристических рынках мира. Хочешь понять, что такое Православие – приезжай в Псков!

Все новости
  • Вопрос анонимному автору: а разве в первую мировую войну немцы в Псков не входили?
  • в облаках витаете
    Когда российские туристы едут в Рим, Париж и Таиланд, они ищут рынки, кабаки и плотские утехи - и плевать они хотели на религиозную культуру.
  • первому
    ЧИТАЙ ТЕКСТ ЛУЧШЕ!!! Если этот текст тебе непонятен, ты безнадежен! "...Отступление же псковичей от веры Православной закончилось в июле 1941 года вступлением в Псков немецких захватчиков – в городе не было ни одного действующего храма..."
  • По-моему, так безнадежен автор - то у него Псков не был в честном бою взят ни разу, то у него в 41 году немцы Псков взяли (интерсно, честно или нет) - а в первую мировую немцы все-таки Псков брали? честно или нет? да писанина у этого анонима просто невнятная. а читателей винить - на Руси по этому поводу хорошая поговорка есть про танцора, которому вечно все мешает.
  • последнему
    для особо одаренных дубль 2: ЧИТАЙ ТЕКСТ ЛУЧШЕ!!! Если этот текст тебе непонятен, ты безнадежен! "...Отступление же псковичей от веры Православной закончилось в июле 1941 года вступлением в Псков немецких захватчиков – в городе не было ни одного действующего храма..."
  • предыдущему
    Похоже, предыдущий товарищ на компьютере только клавишу "Enter" знает :) На все вопросы один и тот же текст в ответ. Еще пару дублей, пожалуйста :)
  • Хайям
    Наиболее перспективным на мой взгляд мог бы быть брэнд -" Псков - Русь Православная". Уже давно приезжает масса паломников.Встречал даже из Л. Анжелесса русскоговорящих организованных паломников. Природа, климат, притоны у нас так себе.По сравнению с Эстонией, Латвией, Финляндией, Швецией. И в лучшую сторону в ближайшие 50 лет не изменятся. Привлечь можно только историей ( школьники, пенсионеры), но в основном историей православия и культуры( П. Горы). И из этих соображений формировать региональную политику туризма в первую очередь.Не забывая, впрочем,сельский(хуторской) и экотуризм. В любом случае, бюджетообразующей эта сфера услуг не станет никогда и не надо строить иллюзий.
  • а кузя в своей стратегии развития области написал, что доходы от туризма повысятся в 100 раз!
  • Здравый
    В статье вообще полный брЕд написан. Если удариться в религиозное русло, потом нужно будет срочно года через три (почему сами понимаете) придумывать новый брэнд. Вопрос к размышлению: вы когда едете туристом, Вы сами очень хотите окунуться в тонскости буддизма, ислама, различных направлений христианства??? 95% туристов просто хотят окунуться в чужую атмосферу. При этом турист строит конечно выжную заинтересованную физиономию, когда слушает экскурсию. Но ждет он содержания бытового а не умственной работы. Туристу будет очень интересно посмотреть силуэты цервкви, зайти в Троицкий, сходить в бар и уснуть в гостинице. А религия - это сопутствующее отдыху туриста, а не стержень. И по большому счету, если позиционировать Псков как Центр Православия - то как глупо у нас будут смотреться Суперы и Ягуары, рекламные щиты и сверкающие вывески. Придется Обладмину все доводить до аскетизма Печорского монастыря. И главное не забудьте, что брэнд придумывают в для области а не для г.Пскова - а сводят все стрелки на Дом Святой Троицы. Ведь Псковская область это не Дом Святой Троицы. ДСТ это только один из ее городов.
  • Хайям - Здравому
    "шушеры" и " гепарды" есть везде, они НИКАК не влияют на общую картину, являясь так сказать единым общенациональным фоном.Короче, не Лас - Вегас. Вопрос-почему через 3 года менять брэнд? И почему-бы и нет? Но заиметь оригинальное туристическое лицо выгодно для продвижения бизнеса. Единственное видимое преимущество перед прочими городами РФ - Православный облик города. Да и паломнический туризм не ограничивает возможностей для прочих видов туризма.Наоборот-формирует благоприятный облик города. Не являясь мусульманином с удовольствием съездил бы в Мекку и Медину.Не являясь верующим, любой турист также с удовольствием ознакомится с Православным городом.
  • здравому
    изучите сначала историю. Дом Святой Троицы - это как раз Псковская область, а не только город Псков.
  • Ксафан
    По-моему, если и есть что показывать, так это "историческое православие" (собор, монастыри, крепости, церкви, всё в кучу единым целым). Рассчитывать на доминанту обрядности бессмысленно. У нас, кажется, только Пасха может претендовать на шоу, некий яркий праздник. Правду пишет Здравый, что туристы едут глянуть на экзотику, не вникая в подробности. Им одинаково плевать на отличия православия от ислама. Они хотят иметь фото на фоне белых стен и золотых куполов. Таковы туристы повсеместно, везде в мире. Так что любое переусердствование в идее толкования основ религии так же глупо, как пропаганда Пушкина для каких-нибудь финнов. Вы знакомы с творчеством величайшего поэта Камбоджи? Вот и остальным это неинтересно. Все углубления имеют смысл только для российского туриста. Но вот вопрос, а какой турист потратит у нас больше - француз или череповчанин? Думаю, после ответа всё станет ясно. Будем поднимать кассу РПЦ, или добьёмся чистых клозетов по европейским санитарным нормам?
  • Ксафан
    Тут покопался немного в инете, нашел пример разработки бренда для Санкт-Петербурга. Много деталей, объяснений идеи, что к чему, вплоть до того, откуда пришла идея логотипа и как раскрашивать городской транспорт. См. здесь - http://okaydave.com/projects/saintpetersburg/index.html Интересно было бы еще узнать, принял Питер эту концепцию, или нет. Кто-нибудь в курсе?
  • Здравый Ксафану
    Тут http://www.tdnwr.ru/news/news/ активно разрабатывается тема Питерских окон в качестве брэнда СЗ.
  • Ксафану
    Надеюсь, что Питер концепцию отверг - уж больно мрачно сделано, ну прямо похоронное бюро. Питерцам, может, оно и привычно, но туристов сразу отпугнет.
  • Между прочим все брэнды колоссов турбизнеса (Греция, Туриция, Кипр, и т.д.) очень нейтральные - с первого взгляда модно сказать "размазня". Но эту абстракию деньги вкладывают и брэнд мелькает везьде. Чтобы Псковский бренд заработал, надо чтобы он был принят большинством из бизнеса и в него надо первоначально вложить боооольшие деньги на раскрутку его визуального образа. А инече ниодин трейдмарк не работает.
  • Ксафан
    Спасибо за ссылку. Действительно очень интересные материалы. А вы в курсе, наши-то власти определились с брендом? Что-то как-то я не слышал в последнее время ничего.
  • Леонид
    Родные, деньги от туризма это в первую очередь не брэнд мэнэджмент, а нормальная транспортная /гостинично-ресторанная / познавательно-развлекательная инфраструктура. Без последнего ни одна супер-пупер маркетинговая и рекламная компания не поможет. Деньги на ветер.
  • Ксафан
    >>> Ксафан (12:07 23.03.2006):
    Ксафан
    Спасибо за ссылку. Действительно очень интересные материалы. А вы в курсе, наши-то власти определились с брендом? Что-то как-то я не слышал в последнее время ничего.
    Так ведь никто с этим и не спорит.
  • Леонид
    Я рад...)) А вот в комитетах - не понимают. Привлечение туристов вообще занятие не из простых. Питер заплатил BCG $500,000 (сколько это от псковского бюджета?)) в прошлом году за разработку стратегии развития туристической индустрии в городе. И что? Туристическая посещаемость то падает. Я не буду проводить здесь анализ почему - просто констатация медицинского факта. При этом сравните брэнд рекогнишн Питера и Пскова..
  • Ксафан
    В Питере количество туристов снижается? Интересно, почему? Может быть это временное явление, связанное как раз с началом реализации новой стратегии?
  • кстати
    Не надо думать, что туристам нужны ваши пятизвездочные гостиницы и европейская еда. Им нужна русская тотальная качественная кухня, наша история и наша традиция, а она у нас Православная. Совсем не обязательно тыкать Православием в лицо и глаза, это ясно из того будет, когда пойдет рассказ и будет показ. Не случайно у нас столько в России кришнаитов и всяких оболдуев, потому что все начинается с визуального восприятия,и заканчивается усвоением,но если еще и объяснишь почему СВЯТЫНЯ, тогда все станет яснее и понятнее, тогда потянуться. Но это мало, кто понимает, а из присутствующих на форуме -почти никто. И не надо думать, что будем зарабатывать миллионы, у нас никогда не будет индустрии туризма. Не будет и все. Страна такая, не дает себя показать, ей это не надо.А кто видит, тот уже в Россию навсегда влюблается. Псков -для избранных.
  • Здравый предыдущему
    Говоришь "...у нас никогда не будет индустрии туризма..." - как всегда мы особенные, мы не такие как они. А твое "Псков -для избранных" - это вообще пафосно. Для меня слова Псков, Святыня и т.д. значат ровно столько же сколько и для всех остальных, если только "Кстати" не из другого теста сделан. Вспомните лет через 10-15 слова о том, что псковский туризм - это исторический туризм, что 5-звездные гостиницы не нужны, евроеда не нужна. История и т.д. будет только приманкой для всего остального, что можно обозвать "ПРОСТО ОТДОХНУТЬ". Понятие "хорошо отдохнуть" у каждого свое, и не обязательно оно должно быть аскетичным. И в целом Псков будет в выигрышном положении отчасти за счет близости к границе, и отчасти за счет истории.
  • Про бренд
    Новости про бренд на www.tourism.pskov.ru .Все заглохло,а хорошо начинали.
  • Специалист
    1.Сама статья интересна в плане дискуссии. Сама концепция, вряд ли, будет реализована по ряду объективных причин. 2.Занятие Пскова немцами зимой 1918, если рассуждать формально также укладывается в мистическую схему. Оно произошло после того, именно Псков стал местом, где Царя вынуждали отречься. Да и Советская власть к православию имело совершенно конкретное отношение. Зато немцы были христиане. Не случайно они и в 1941 открыли храмы, в том числе Троицкий собор. И вернулись Советы во Псков, только после известного поворота к церкви. 3.Православие тоже разное существует. Есть греческое, есть сербское, есть русское.
  • специалисту
    Спасибо за уточнения.Но Православие сербское ли, греческое или русское -это не разное Православие, есть обрядовые разночтения, но не догматические.
  • ВДВ
    А почему в Пскове ни одна гостиница не может быть достроена и введена в эксплуатацию ? Михайлов когда на первый срок шел, обещал на набережной достроить, а воз и ныне там. Около ПГПИ был недостой под корень срыли, просто непруха Пскову. А город от туризма бы мог много получить.
  • Да Михайлов много чего обещал. До выполнения вот только не дошло. За то и выгнали.
  • Ага! Только вот Михайлов как раз и развивал туризм. А Кузя разогнал комитет, отдав его в КУГИ, где туризмом занимаеться не хотят в силу того, что денег на туризм ни фига нет. При Михайлове и то не хватало на эту строку, а сейчас и подовно... А жаль... А потом кричим, что туризм не развивается! Без гос. поддержки ничего не выйдет (усилиями одних турфирм)
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru