От туристического бреда и туристического брэнда к Православным Святыням?
В последние несколько месяцев в СМИ дебатируется, правда, достаточно вяло тема туристического брэнда Псковской области. Тема, по сути, серьезная, и связана с тем, что администрация области объявила конкурс на лучший туристический брэнд, который поможет продвигать и пропагандировать область как «туристический продукт» на рынке услуг. Помимо того, что всякий «брэнд» схематичен и неточен, хотелось бы еще отметить, что сама формулировка «туристический брэнд» относительно Псковской земли режет ухо и не является корректной, особенно в контексте нашей Православной истории. Мы, люди взрослые, и понимаем, что не «брэнд» популяризирует историю края, а принципиально другое, мы бы рискнули сказать – правильное, точное представление об истории Пскова, как одного из первых центров русского Православия и Православного города. Можем предположить, что если бы цель туризма в области была определена как посещение Православных святынь земли Псковской, то тогда надо было бы разрабатывать специальную программу, которая абсолютно заново решала бы задачи экскурсионных маршрутов, их цели и выбор объектов. Но насколько это возможно в индивидуальной системе туристического бизнеса, в котором каждый сам себе – голова? Если поменять таким образом цель маршрутов по Пскову и Псковской земле, то «туристическая привлекательность» Пскова стала бы явной и оригинальной, но с одним условием, если целью туризма в Пскове будут псковские Православные Святыни, в число которых входят, прежде всего, храмы, иконы, обители, часовни, источники, а не безликие «достопримечательности», сопровождаемые пошлым экскурсионным текстом. Православные Святыни – это реальная история Псковской земли, все то, на чем вырастала Русская земля, и Псковская тоже, на чем формировался характер русского человека, русская культура. Наши Православные Святыни – это результат жизни с Богом, православной, повседневной исторической жизни псковичей.
Публичная лекция искусствоведа Тамары Шулаковой, прочитанная ею в псковском ИНЖЭКОНе, эти наши, не Бог весть какие оригинальные мысли, подтверждает. Лекция имела название «Псков – Дом Святой Троицы» и была построена на материалах исследований ученых, архитекторов, историков Н.Н.Воронина, Ю. П. Спегальского и академика Г.Я Мокеева. Последний довольно давно на суд псковской общественности, ученой и неученой, представил свою интересную гипотезу архитектурного строительства Дома Святой Троицы на земле, то есть исторического центра Пскова в пределах Кремля и Довмонтова города, но был освистан прагматическими знатоками. Поэтому пользоваться своими материалами и своей концепцией Геннадий Яковлевич не очень позволяет, чтобы не искушать ученые умы. Необходимость подобной лекции была вызвана не столько искусствоведческими задачами, как сказала Тамара Шулакова в начале, сколько актуальной необходимостью дать будущим специалистам по туристическому и гостиничному бизнесу, которых выпускает учебное заведение, более глубокое и оригинальное представление о Пскове Православном. То есть о том Пскове, которым он и был во всю свою историю, за исключением советских десятилетий. Тамара Шулакова, сразу оговорила, что в своей лекции она опирается на спорные, но актуальные данные. Надо признать, что гипотеза Мокеева красива, и такие построения в нашей научной, до сих пор советской системе доказательств, не встретишь. Но в ближайшее время гипотеза Мокеева действительно бездоказательна: нельзя доказать ни ее правоту, ни ее ошибочность. По своему замыслу она держится на вере, в прямом и переносном смысле этого слова. Тамара Шулакова в своей лекции поставила задачу ответить на вопрос: что стоит за именем Псков? Что представляет феномен Пскова, города, основанного Великой княгиней и христианкой Ольгой.
Строительство в городе за несколько десятилетий до Крещения Руси первого деревянного храма, который был именован Св. Равноапостольной Ольгой по Божьему Промыслу в честь Святой Троицы, это действительно феномен, мало понимаемый и осознанный. Архиепископ Евсевий на одной из встреч недавно произнес справедливые слова: «Псков сегодня, к сожалению, не оценен, как Дом Святой Троицы, а в союзе с Новгородом – это величие и начало государственности России». Вот Тамара Васильевна, собственно, и посвятила свою лекцию знакомству с этим незнакомым псковичам городом, напоминая, что Святая Троица – Имя Бога, и в летописных источниках Псков называют «Домом Святой Троицы», то есть Домом Бога на земле. Как строилась, создавалась общественная, военная, государственная, сакральная жизнь псковичей в таком городе лектор и рассказала очень убедительно, используя концепцию Мокеева. Тамара Васильевна представила гипотезу о возрастании Пскова как Дома Святой Троицы на земле, начиная со строительства Соборов Святой Троицы, которых до 1682 года было три, обращая внимание на архитектурные особенности, обрисовывая общую картину организации общественно – политического и Православного Центра Запада Руси, как некую сакральную крепость, которая возводилась с помощью Бога, для Бога и была Им защищена. Если вспомнить историю города, когда практически каждый день средневековый Псков вел войны со своими западными соседями – католиками, то тогда понятным будет и название небольшой реки «Великая», ставшей водоразделом Западного католического и Русского Православного миров. Русский Псков был выдвинут на запад, граница с католическим Западом проходила в нескольких километрах от города. Мы не шли походами на западные соседские территории, но западные соседи с католическими знаменами нередко выступали большими походами против веры Православной: ливонцы в 1299 году сожгли и убили игуменов двух псковских монастырей Преподобных Иоасафа Снетогорского и Василия Мирожского вместе с братией, но потом их разбил псковский князь Тимофей у стен храма св. Апостолов Петра и Павла, который и сегодня стоит, правда, уже на дороге к центральному рынку Пскова. И это только одно из типичных военных событий истории Пскова. Воюя постоянно, отбиваясь от врага, Псков не был взят в честном бою ни разу. Крепость Православной веры, а значит, стойкость боевого духа объективно оценивал и враг, говоря о том, что не стены псковские крепки, а дух псковских людей. Как заметила лектор: «Защита Бога была распростерта на единственную обитель Бога на земле – Псков - Дом Святой Троицы. Все было устремлено к Троице, стоявшей в центре Кремля величественным Собором, все устремлено под Ее защиту и все жило под Ее покровительством». Здесь и старую военную молитву Довмонта вспоминается: «Мужи – псковичи, кто млад – будет брат, кто стар – будет отец, потягнем за Дом Святой Троицы». Отступление же псковичей от веры Православной закончилось в июле 1941 года вступлением в Псков немецких захватчиков – в городе не было ни одного действующего храма.
Тамара Шулакова рассказала об архитектурной идее, положенной в основу строительства города, как Дома Святой Троицы, которую, по мнению Г.Я. Мокеева надо искать в описаниях Апокалипсиса, где в видениях Евангелиста Иоанна Богослова явлена символически Святая Троица. Вся система городского храмового строительства была выстроена в Пскове, по мнению Мокеева, на сакральной идее Святой Троицы. И уникальность архитектурного Православного облика города была определена тем, что главный и первый храм Псковской земли был назван в честь Святой Живоначальной Троицы, между тем, как первые Православные храмы Киева и Новгорода имели имя одной из ипостасей Бога – Софии (Премудрости).
Как развивался город, что он представлял в своей архитектурной и общественной идее, как шло взаимодействие архитектурной идеи с именем Божьим и обычной жизнью псковичей, на примере Кремля, Троицкого Собора, храмов Довмонтова города и рассказала искусствовед Тамара Шулакова. Представляя концепцию строительства древнерусского православного города, лектор показала и тот путь, по которому идеологически должно идти развитие туристической пропаганды, псковского туристического бизнеса.
В псковской Академии туризма пошли именно таким оригинальным неизведанным путем, изучая псковские территории, как территории с многовековой православной историей и традицией, а потом уже рассматривая возможность необходимых сопутствующих сервисных услуг. Поэтому студенты этой Академии знают, какие великие Святыни можно показать нашим гостям в глухом и неизвестном Стругокрасненском районе, или какой необыкновенной красоты монастыри и церкви в Островском и т.п. И такое явление как живой Святогорский монастырь, на территории которого упокоился великий русский поэт А. Пушкин, закончивший свою жизнь как истинный христианин, возможно, гостю будет интереснее, чем весь Пушкинский заповедник, как выращенное советское культурное явление? Реальнее и честнее вернуться на круги своя, вспомнить, что Псков - Дом Святой Троицы, понять Православные истоки архитектурных шедевров, и тогда можно и без брэнда встречать туристов - набегут.
Поэтому, хотелось бы предостеречь оптимистов: прежде, чем сочинять брэнд области, пользуясь услугами художников, дизайнеров и других творческих личностей, надо определиться с тем, какую историю и какой Псков вы им будете показывать. И если мы грамотные и образованные люди, то, наверное, сможем понять что история Пскова – это Православная история и история русского Православия. Поэтому самое лучшее и великое в нашем городе и в нашей Псковской земле не «достопримечательности», а Святыни Православия, и данный факт не подлежит никакому сомнению. Когда российские туристы едут в Рим, Париж, Таиланд и др. они видят религиозную культуру, культуру имеющие очень зримые религиозные корни, будь то языческий Восток или католическая Европа. Господь творит мир и все в нем, и если туроператоры это осознают, тогда не нужно будет сочинять туристический брэнд Пскова, а правильное представление особенностей Православной истории Пскова и будет реальной пропагандой на туристических рынках мира. Хочешь понять, что такое Православие – приезжай в Псков!
Спасибо за ссылку. Действительно очень интересные материалы. А вы в курсе, наши-то власти определились с брендом? Что-то как-то я не слышал в последнее время ничего.