16 марта исполняется сорок дней как преставился ко Господу старец Иоанн Крестьянкин
16 марта исполняется сорок дней со дня кончины старца Свято-Успенской Псково-Печерской обители Архимандрита Иоанна Крестьянкина. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, поминовение усопшего в течение сорока дней берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного». До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную, и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного - третий, девятый и сороковой, при этом день кончины считается первым.
Наместник Свято – Успенской Псково – Печерской обители Архимандрит Тихон (Секретарев) рассказал о событии: «Предание Церкви о сорока днях говорит нам: три дня душа на земле находится, в третий день после отпевания отбывает на поклонение ко Господу, с третьего по девятый день ей показываются райские обители: она видит своих родственников, угодивших Богу, Святых, которым молилась. В девятый день до сорокового начинаются мытарства: дается отчет усопшего о своей жизни, каждом ее дне, часе, минуте, и не только о поступках, но и о мыслях, какие цели ставились, чем внутренне человек жил. Этот личный, страшный суд условно заканчивается на сороковой день. Были праведники, которые, как молния возносились на небо, но общее правило для нас грешных – такое. Отец Иоанн преставился ко Господу 5 февраля, в день, когда Церковь вспоминает своих новомучеников и исповедников Российских, всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Страдал за веру Православную и наш батюшка, ему пришлось провести несколько лет в лагерях. Дни же поминовения отца Иоанна сопровождались празднествами икон Божией Матери: погребали нашего старца в день, когда чтили икону Божией Матери «Утоли мои печали». В двадцатый день его преставления чтили Иверскую икону, «благая Вратарница, двери райские отверзающая». Отверзит нашему батюшке двери райские Божия Матерь. И мы с братией в этот день служили панихиду у его гроба в Пещерах. Отпразднуем 15 марта «Державную», образ Пресвятой Богородицы, который связан с новомучениками и исповедниками земли нашей, а на другой день, 16 марта, будет сорок дней нашему батюшке.
И, удивительное чувство, будто это великая суббота, как сказал Епископ Меркурий, ощущение Воскресения и вечности».
Архимандрит Тихон продолжил: «Батюшка наш новый молитвенник, и мы будем свидетелями его благодатной помощи в нашей жизни. Он, подобно Серафиму Саровскому, может сказать: «приходите ко мне на могилку и скажите мне, как живому, ваши вопросы и я постараюсь, если будут дерзновение ко Господу, помочь вам».
На вопрос о жизни монастыря без батюшки отца Иоанна и возможной перспективе канонизации Наместник ответил: «Сиротство чувствуем по – человечески, а по - Божьи нет. Мы осознаем его молитву у престола Божия. В этом мире его болячки связывали и житейские немощи, а там - он весь в молитве. И наши просьбы к нему о помощи, будем верить, ему будут более слышны, нежели это было сейчас на земле. При канонизации придерживаются периода 40 лет со дня преставления, после чего ставится вопрос о канонизации. За это время формируется устойчивое понятие о человеке, твердое, выверенное, пережитое и прочувствованное людьми, которым усопший помогает».
16 марта Священноархимандрит Псково-Печерской обители Владыка Евсевий будет служить панихиду со служащим псковским духовенством, отцом Наместником и братией обители в Пещерах Богомзданных, где упокоился старец Иоанн Крестьянкин. Ниша с гробом будет заложена, но оставляется «окошко» в стене.
Монастырь приготовил православным памятный подарок к сроковому дню поминовения батюшки: Листок с информацией о жизни отца Иоанна и очередное дополненное переиздание «Писем» старца.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин оставил Православному миру свое Духовное завещание и мудрость молитвенника за Россию, за каждую человеческую судьбу: «У Бога нет забытых людей и Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой».
Напомним, родился будущий Архимандрит Иоанн Крестьянкин в благочестивой семье 11 апреля 1910 года в городе Орле, и был восьмым ребенком, которого родители назвали в честь Преподобного Иоанна пустынника. Вся жизнь будущего подвижника веры Православной строилась благословением священномученика Серафима (Остроумова), причисленного к лику Святых в 2001 году. В 1945 году 14 января в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище Митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех Архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Но в 1950 году отец Иоанн был арестован за пастырское служение и приговорен к семи годам исправительно –трудовых лагерей, а по досрочном возвращении из лагеря в 1955 году вскоре был назначен в Псковскую епархию, затем - Рязанскую. Отца Иоанна постоянно перемещали с прихода на приход, и 10 июня в 1966 году в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг совершал Глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов).
5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псково – Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - в сан Архимандрита. Почти сорок лет отец Иоанн Крестьянкин оставался насельником Псково – Печерского монастыря. Ныне остались ауди-видеозаписи его проповедей, изданы труды Архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевше Свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении Архимандрита. Его точные и прозорливые изречения о Христовой вере и времени останутся с нами. Старец говорит: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшшее, - смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог».
Нет комментариев