15 марта вспоминают два события в истории России и Русской Православной Церкви
15 марта в Русской Православной Церкви чтится икона Божией Матери «Державная», которая самым непосредственным образом связана с трагическими событиями новой истории России. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, в день отречения Царя Николая II 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой произошло явление Богородицы крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, которой был голос: идти в Коломенское и «черную икону сделать красной». После долгих поисков, священник Вознесенской церкви, что в Коломенском, обнаружил среди рухляди в подвале старую узкую черную икону. Когда ее промыли от пыли, присутствовавшим в храме представилось изображение Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках, с благословляющим Младенцем на коленях. Такой список иконы Божией Матери со знаками самодержавной власти до этого времени был неизвестен.
О событии, связанном с чудесным появлением иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском, рассказывает настоятель храма св. Николая Мирликийского в Любятове протоиерей Владимир Попов: «Исполняется 89 лет со дня насильственного отрешения Царя от престола, а вовсе не добровольного отречения, как представляют это историческое событие некоторые историки. И в это же время Церковь празднует явление Державной иконы Божией Матери. Эти два события мистически неразрывно связаны. Когда человечество восстало против власти Бога на земле, самодержавия, и закричало: «распни! распни его!», и русский народ начал рушить храмы и закрывать монастыри, впрочем, не столько народ, сколько молодежь, мобилизованная большевиками, то тогда и началось второе распятие Спасителя на земле. И в явлении иконы Божией Матери есть подтверждение этой мысли и этого факта. Потому что Божия Матерь как бы вновь и вновь присутствовала при Голгофе. Анна Ахматова, сама пережившая голгофу: смерть мужа и арест сына, в своем «Реквиеме» писала:
«Магдалина билась и рыдала,
ученик любимый каменел,
а туда, где молча Мать стояла,
так взглянуть никто и не посмел».
Так Матерь Божия стояла и на русской Голгофе, она стояла незримо, видя и сострадая русскому народу, и печалуясь об отступлении, которое он тогда переживал. Она всегда, в течение всех поворотов русской истории, в решительный момент обнаруживала свое присутствие вместе с народом. И тут она тоже не оставила народ в самый самоубийственный момент, а молилась за него. Может быть, как раз эта молитва спасла и еще спасет Русскую Державу. Несмотря ни на что, несмотря на то, что мы не верны, Бог - верен и Матерь Божия тоже верна, и она поддерживает каждого человека, который понимает всю тяжесть нынешнего времени».
Протоиерей Владимир Попов обратил внимание на «совершенно неожиданный необычный список иконы Держаная, которого раньше мы не знали в иконописной традиции изображения Божией Матери. И это напоминание русскому народу о том, что Царство Божие не от мира сего, и до тех пор, пока русский народ придерживается Царства не от мира сего, тогда и наше царство будет держаться. Но как только мы отречемся от Царства не от мира сего, мы отречемся и от собственного царства».
В Псковской области в конце восьмидесятых годов XX века в Гдове, на месте взорванного во время войны древнего Собора св. Димитрия Солунского, стали возводить на средства жертвователей и архимандрита Льва (Дмитроченко) Собор, освященный по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в честь иконы Державной Божией Матери.
На острове Верхний в приделе иконы Смоленской Божией Матери храма свв. Апостолов Петра и Павла, икона Державная Божией Матери стала мироточить в 2005 году на праздник Сошествия Святаго Духа.
Явление в селе Коломенском иконы Божией Матери со знаками царской власти и отречение Николая II от престола оценивается в предании нашей Церкви, как покров Божией Матери над Россией: Божия Матерь встала на защиту нашей страны после лишения ее помазанника Божьего.