Православная педагогика на VIII Корнилиевских чтениях
На Православных образовательных VIII Корнилиевских чтениях, которые проходили со 2 по 4 марта под эгидой Псково-Печерского монастыря и Православного педагогического общества на базе Печерской гимназии, шла работа в секциях. На секции «Православная педагогика», которую вел священник Псковской епархии Андрей Таскаев, был выслушан ряд интереснейших докладов, как представленных учеными, так и учителями.
Заслуженный учитель РФ, преподаватель истории Печерской гимназии Александр Сасоев давал открытый урок МХК в 11 классе гимназии по теме «Христианские мотивы в творчестве великих художников П.Рубенса, Х.Рембрандта и А.Иванова». Александр Алиевич выбрал принципиальные работы художников «Христос в терновом венце», «Возвращение блудного сына» и «Явление Мессии». В процессе урока учитель, рассматривая основную идею художественных полотен мастеров, обращался к ученикам с непростыми вопросами, и отметил, что художников, будь то писатели, поэты, музыканты, которые не обращались бы к христианской теме - нет. По мнению преподавателя, там, где в творчестве художника нет христианского контекста - есть только гимнастика ума. По ходу урока Александр Сасоев обращал внимание учеников на сложные вопросы, поставленные в Священном Писании, и на самый главный: что есть Истина? Вопрос, который и сейчас стоит перед каждым человеком, как заметил преподаватель, но не все могут на него найти ответ. На уроке учителем были обобщены ответы учеников по теме. Попутно преподаватель делал некоторые обобщения, в частности, он отметил в процессе урока, что СМИ и телевизор так влияют на сознание человека, что совершенно уводят, особенно молодежь, от христианской жизни. Подводя итоги урока, Александр Сасоев сказал, что в наше материалистическое время, когда можно все купить за деньги, нельзя купить только любовь, потому что Источник любви Бог, и Он Сам ее дает.
Александр Алиевич сознательно вводит христианский контекст в преподавание своих предметов, потому что, по его мнению, в современном обществе материальное берет верх, а красота уходит из жизни. И если не будут преподаваться в школе, а в семье воспитываться высокие нравственные идеалы, то в обществе будут серьезные проблемы, и они уже есть. На Конференции у Александра Сасоева были еще два доклада: «История как постижение национального духа» (по исторической концепции В.О.Ключевского) и «Современен ли Иван Ильич». Преподаватель Печерской гимназии глубоко убежден, что Православие, как мировоззрение, несет самые высокие нравственные идеалы, и к ним непременно надо приобщать, не навязывая, молодежь.
Кандидат геолого-минералогическх наук, преподаватель МГУ Александр Лаломов прочитал на секции лекцию на тему «О происхождении жизни на земле», в которой отметил, что этот, веками обсуждаемый вопрос, сейчас лежит за рамками материалистической науки, хотя еще Луи Пастер утверждал, что из неживого не может родиться живое. В последние десятилетия заметно расширились научные знания о живой клетке, и материалистическая наука не может дать адекватный ответ о происхождении жизни на Земле.
В концепции о происхождении жизни до сих пор борются две точки зрения – материалистическая и идеалистическая. Ученый уверен, что в основе жизни лежит не Большой взрыв, когда из мертвой материи родилась живая клетка, а Идея.. А. Лаломов также отметил, что непредвзятость ученых – это миф: каждый ученый признает только свою точку зрения и ее отстаивает, и ученые – материалисты даже не допускают (хотя как ученые должны бы были это допускать) божественного вмешательства и принимают только материалистическую картину мира. Рассматривая проблему, ученый пошутил: «Легче соединиться под сильными порывами ветра частям разрушенного Боинга, лежащим на свалке, чем мертвой материи превратиться в живую клетку. А «Большой взрыв» в основе мироздания - это все равно, что сбросить с неба тонну типографского шрифта, который сложится в произведение Достоевского «Братья Карамазовы», сам собой. Продолжая подобный ряд сравнений, ученый отметил, что устройство космического корабля в миллиарды раз проще, чем строение и функционирование простой бактерии, невидимой в микроскоп.
Надо бы давно признать, что спор о происхождении жизни на Земле – вопрос веры, и псевдонаучен, как и рассуждения о возможности постройки вечного двигателя. Кто-то верит в Творца и творение мира, а кто-то, и среди ученых таких большинство, в «Большой взрыв». Но происхождение жизни на Земле после Большого взрыва при нынешнем развитии науки о живой клетке, сказал А. Ломанов, доказать все труднее. Тем не менее, материалистическая концепция происхождения жизни остается господствующей, видимо, потому, что мир атеистичен, впрочем, можно надеяться, что этот вопрос будет снят в недалеком будущем с повестки дня, как снята теперь проблема обсуждения постройки «вечного двигателя».
А. Лаломов представил на секции свой учебник биологии для школы, изданный с благословения Святейшего Патриарха, и построенный на системе православных приоритетов.
Любопытным было выступление на секции директора школы п. Новосокольники (Псковская область) Светланы Кубло, которое она начала довольно грустным, но реалистическим заявлением: «Не скоро еще у нас появится православная педагогика».
Свое утверждение директор школы аргументировала достаточно убедительно. Светлана Кубло сказала, что сама является слушателем и участником многих Православных конференций: Рождественских чтений, Глинских, Корнилиевских, в ее школе преподаются «Основы православной культуры», но Православная педагогика, по ее мнению, возможна только в обществе, пронизанном Православием. И, если в государстве, в обществе нет Православной традиции, то и Православная педагогика не скоро появится. В современной системе школьного образования, которое постоянно реформируется, не учитывается воспитательный компонент, и все школьные программы носят чисто образовательный, дидактический характер. Христианские ценности, конечно, должны стать основой преподавания, лежать в основе образовательных программ в школе, потому что нравственная основа школы - не культурные ценности, а Православная традиция. «Православная школа будет, - считает С. Кубло, - но тогда, когда будет православно ориентированное государство, православно ориентированное общество».
Очень профессиональным, можно было бы сказать, и это будет точно, православным, было выступление учителя МХК Новосокольнической школы в коррекционном классе Татьяны Прощенковой. Выступление Татьяны Прощенковой на секции оставило четкое впечатление об учителе, одаренном добротой, пониманием своего сложного ученика. Татьяна Михайловна явно одарена также точным понимаем задач православного педагога, хотя на нее этих задач никто не возлагал. Сообщение Татьяны Прощенкой очень ярко показало, что работать в коррекционном классе без христианской любви невозможно. Вся суть ее метода заключается в любви к ребенку и способности педагога использовать свое знание библейских истин. Татьяна Прощенкова уверена, что православно ориентированная школа должна быть, а Православная педагогика, по ее мнению, это педагогика воцерковления.
Она сама видит главную задачу школы, задачу Православного образования – воспитать будущих мужа и жену, чтобы дети выросли достойными мужьями и женами. Казалось бы, несколько непривычная трактовка задачи учителя в школе, но глубоко продуманная и осознанная Татьяной Прощенковой в ее учительском опыте преподавания православной традиции своим трудным ученикам. Известно, - говорит Татьяна Прощенкова, - что семья – это «малая церковь», и она начинается не только в семье, но и в школе, где ребенок иногда проводит гораздо больше времени, чем дома. Ее ученики видят свою задачу, как можно больше трудиться и учиться, чтобы, как сказал, один мальчик учителю, исправить себя, «иначе, если я такой плохой, чему я научу своих детей».
Вот так мыслит ребенок в коррекционном классе православного учителя Татьяны Прощенковой. В своем эмоциональном и умном выступлении на Чтениях Татьяна Прощенкова сказала, что, как она поняла, Православная педагогика строится на понятии спасения, будущей вечной жизни, поэтому у такой педагогики должна быть другая система ценностей и приоритетов и на предметных уроках. Татьяна Прощенкова вспомнила слова Наместника Псково – Печерской обители Архимандрита Тихона, который, выступая перед учителями на Чтениях, посоветовал, чтобы они не наделись только на себя, «не всё мы можем, есть еще и благодать Божия. На нее и нужно полагаться в опыте православного учительства».
Можно вспомнить разные высказывания на секции «Православная педагогика», например, очень точно сказал на своем уроке ученикам Александр Алиевич Сасоев: «Семья - это священное дело». Или вспомнить замечание одного из педагогов, преподающей «Основы Православной культуры» в псковской школе о том, что раньше не было проблем прав и обязанностей детей, полового воспитания и многого другого в школе, потому что была Православная традиция, детей не воспитывали, дети просто жили Православной жизнью.
На секции «Православная педагогика» было много интересных и серьезных выступлений, в частности, Ирины Шамковой, учителя русского языка и литературы из сельской Першинской школы Великолукского района, которая показала, как можно с пользой применять компьютер в школе в деле православного краеведения. Интересным было выступление московского педагога школы №141 Юлии Харитоновой о краеведческой работе со школьниками, которая ведется достаточно необычно и вызывает большой интерес у учащихся.
Воспитатель группы продленного дня школы №16 Елена Кийс предоставила слушателям много интересных наблюдений о своей работе в группе продленного дня с маленькими первоклассниками на тему «Священное Писание о творении мира и человека». Как она работает с некоторыми первоначальными понятиями Писания, чтобы дети точно и верно поняли, о чем говорится, и отметила, что детям нужно давать оригинальный текст Библии, а не адаптированный текст Библии для детей, который на самом деле мешает детям понимать Слово.
Подводя итоги работы секции «Православная педагогика», отец Андрей Таскаев отметил возможность практического применения многого сказанного педагогами в продвижении Православной традиции в школы.
Священник предостерег от увлечения известным постулатом советской воспитательной системы «Все лучшее – детям». Пожелал учителям, работающим в системе православного опыта преподавания, почаще встречаться в своих городах, районах, селах, не ожидая раз в год Корнилиевских чтений. Встречаться, обсуждать вопросы и проблемы Православной педагогики в кругу своих единомышленников, и объединяться. Вечером у священника собраться дома за чашкой чая и думать, как решать проблемы и возникающие вопросы. Отец Андрей сказал: «Я призываю вас, как священник, «трясти» священников на своих приходах: один отказал, идите ко второму, второй отказал, пишите Владыке, звоните нам в пресс – службу, чтобы Церковь помогала вам всеми силами, и мы будем работать вместе, вместе легче. И не забывайте о Боге, больше надежды возлагайте на Бога. К сожалению, в нашем деле работы одной школы мало, есть семьи, где все могут перечеркнуть. Надо, чтобы родители загорелись нашим Православным делом и вас поддерживали в перемене жизни ребенка, в его дороге к Богу. Нам надо работать вместе, с двух сторон, но в одном направлении».
Информационная служба Псковской епархии.
Картина Иванова "Явление Христа народу", насколько я помню, всегда висела в Третьяковской галерее (сколько раз там бывал, всегда она там висела), а не в Эрмитаже. Видимо, авторы сообщения там не бывали, а информацию проверить поленились. Жаль, что в нашем мире респространением информации занимаются нерадивые и невежественные люди.
Дети. Снова как всегда - дети. Эффект -октябрят. Застать человека в возрасте некритического мышления и несформеровавшегося мнения-очень важная задача. Вырастить себе паству поскольку сейчас она в принципе отсутствует, а та что есть -приходиться делить с конкурентами. Порадовали фразы: - Священник предостерег от увлечения известным постулатом советской воспитательной системы «Все лучшее – детям» действительно "Все лучшее - церкви" вот так правилние -отметила, что детям нужно давать оригинальный текст Библии, а не адаптированный текст Библии для детей, который на самом деле мешает детям понимать Слово Предлагаю начать с текста про Елисея "23. И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24. Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка" Что там еще? Лаломов отметился. Ветеран креационных войн- человек в 21 м веке считающий что Земле 7000-10000 тыс. лет являеться преподователем МГУ-весело. В остальном -обычный набор штампов
Юджин, вот вы чужие цитаты приводите преизрядно, а разве вы со всем в них согласны? Ну сами-то их читали внимательно? Чужие глупости повторяете как свои - а оно вам надо? Ох, составляйте архив, составляйте. Вячеславъ
Ты от темы-то в обличительную болтовню не уходи, друг. А тему задал Атеист, поддержал Юджин, и т.д. Перечитай сначала реплики. А уж если утверждаешь что-то о ком-то - потрудись обосновать свои утверждения. А так вот бросаться "медь", "пафос", "37 год" - впору пословицу к себе примерить "неча на зеркало кивать..." Вячеславъ