В Русской Православной Церкви наступает последняя неделя перед Великим постом
В Русской Православной Церкви начинается третья, последняя приуготовительная неделя перед Великим постом. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, первая имела название о мытаре и фарисее, вторая – о блудном сыне, третья Неделя называется о Страшном Суде, а в народе - Масленица. Обычно считают, что Масленица ограничивается одним днем, в советские времена этот день назывался «Проводами зимы», но Масленица – последняя седмица перед постом, когда уже не разрешается православным вкушать мясо, в церковном календаре и название у этой недели – мясопустная, но можно еще есть молочное, всю неделю пекутся блины. Три приуготовительные недели перед Великим постом Святая Церковь установила, чтобы православные постепенно входили в строгий Великий пост, в котором, прежде всего, необходимо проникнуться духом покаяния. Церковь уже не венчает в эту неделю, свадьбы не играются. Православному народу надо сужать круг развлечений и задумываться: кто мы? откуда мы? зачем мы живем и по совести ли? что наполняет нашу душу? Вопросов много, и увидеть свое духовное состояние можно в тишине, наедине с самим собой.
В воскресение, 26 февраля, Православная Церковь вспоминает Страшный Суд Божий. Евангелист Матфей свидетельствует нам в Евангелии о пришествиях Господа – первом и втором. О том же свидетельствуют и другие книги Священного Писания, но, как сказал Архимандрит Алипий (1914 -1975) Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, «только для нашего малого детского ума эти свидетельства непонятны, так как написаны они иносказательно». Суд этот, как говорится в Евангелии, совершится, когда в конце земной истории «придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним».
Священник Виталий Скнар, настоятель храма Успения Божией Матери (с Пароменья) рассказывает о смысле Евангельского пророчества:
Второе пришествие Христово будет сопряжено со Страшным Судом, который немин, о чем Сам Господь говорит в Евангелие. Чтобы понимать духовный смысл этого великого события, надо знать, что христианское учение базируется на справедливости. Справедливость Божия или правда Божия выражается в двух аспектах: правда Божия законодательная, которую дает Святой Закон, и правда Божия мздовоздаятельная, воздающая за исполнение и неисполнение Закона. Почему Господь дает этот Святой нравственный Закон, требует его исполнения и воздает за нарушение или исполнение оного? Потому что Бог Сам есть Существо Всеблагое, Любящее, Всесвятое. Он Сам свят и требует святости от других, и на основании этого Он и будет спрашивать за исполнение Закона. Данное положение является догматическим и из него выводится вся истина последнего Страшного и нелицеприятного суда Божия. Конкретно об этом Господь в Евангелие говорит, что «о дне и часе том никто не знает, ни Ангелы небесные, только Отец Мой Один». День, и час Второго пришествия Христова, когда Господь придет судить Вселенную, скрыт даже от Ангелов.
Хотелось бы сказать, предвидя определенные возражения вроде: как жестоко, что Бог будет кого-то судить, и как же тогда Бог есть любовь? В Православном Богословии считается, что не столько Бог будет судить, сколько совесть каждого из нас осудит нас. Каждый сам на этом Суде займет то место, которое ему приличествует, ему подобает. Господь сказал об этом: «не Я буду судить вас, но Слово Мое, которое Я вам сказал, будет судить вас». Поэтому мы должны сверять нашу жизнь со словом Божьим и прислушиваться: что в нашем сердце? Исполняем ли Слово Божие, Заповеди Его, или мы живем в постоянном противоборстве, в постоянной конфронтации со Словом Божиим, в постоянном преступлении Его Святой воли.
Суд Божий есть праведный и справедливый, и мы не должны возмущаться им. Это не суд государства, основанный на юриспруденции, который судит человека по поступкам. Суд Божий – суд нравственный, когда Господь будет судить человека во всей полноте, всеобъемлюще, и будет судить не только за поступки, но и за чувства, за мысли, за желания. Господь мог бы давно прийти, но Он ждет, зная, что многие не готовы к тому, когда обнажаться все тайные деяния человеков, когда свет Божий пронижет всю Вселенную и коснется всех сердец и откроет скрытое во мраке. От Господа ничего не скрыто, а от людей, от человеков наше потаенное скрыто. Но когда мы окажемся перед светом Божиим, все, что есть в наших сердцах, станет очевидным и заметным, как белый день. И это увидят все окружающие, все наши близкие люди увидят, какие мы. Вот тогда и встанем мы сами по правую и левую сторону от Престола Господа, потому что на лбу каждого человека, как будто будет написано его добродетель и его порок. Все станет очевидным и известным для всех, глаза откроются и на себя, и друг на друга. Есть такое известное выражение: все встанет на свои места. Потому что мы увидим духовное состояние друг друга, и встанут праведные к праведникам, а порок к пороку.
Мы предстанем пред Господом, и совесть замучает нас за все то, что мы не дали своим близким, не помогли, не любили, испортили им жизнь. Адские муки это по сути муки совести, когда человек будет мучиться всю вечность и не найдет себе оправдания, и не потому, что Бог не простит его, а потому, что он сам не сможет простить себя.
Далее отец Виталий Скнар заметил: «Воспоминая Евангельские слова Христа о Страшном Суде, мы не пугаем и не смущаем своими предсказаниями – все написано в Священном Писании, в Евангелии. И не надо наклеивать на христианское Богословие ярлыки и клейма, христианство никогда не поощряло страх, как путь к исполнению заповедей Божиих, или воли Божией. Христианство проповедует состояние сыновней любви. Ведь сказал Господь в Евангелие Апостолам и всем нам: «Я не называю вас больше рабы, ибо раб не знает, что творит господин его, Я называю вас - друзья. И все, что слышал от Отца, все сказал вам». Именно друзья Божии, именно дети Божии – вот к таким взаимоотношениям с Господом нас призывает христианство».
В своем Слове на Неделю о Страшном Суде Архимандрит Алипий говорил: «Самая главная книга, которая говорит нам о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о Страшном Его суде над миром – Апокалипсис или Откровение Иоанна Богослова, которая запечатана печатями для умов человеческих. Так как эта книга написана разумом Божиим, то ее и надо читать, имея разум, просвещенный Святым Духом. Но многие прежние и современные богословы избегают ее читать, так как находят очень непонятной, неудобной для ума человеческого. Но я не советую вам избегать этой книги, пусть многое в ней непонятно, но ее надо читать, так как в начале этой книги написано: «Блажен читающий, и слушащие слова пророчества сего» (Откр. 1,3). Ее надо читать и молить Господа о том, чтобы Он открыл и объяснил ее содержание, и Господь откроет».
Нет комментариев