25 февраля в Русской Православной Церкви будут поминать всех от века усопших христиан
25 февраля, в субботу мясопустную, Русская Православная Церковь совершает поминовение всех от века усопших православных христиан. Как сообщила ПАИ информационная служба Псковской епархии, этот важный для нас день называется Вселенской родительской субботой. Он соединяет Церковь земную с Церковью небесной, соединяет нас со всеми православными всех времён и всех стран. Поминовение усопших нужно нам, живым, может быть, даже больше, чем умершим: «Помни о смерти, и во веки не согрешишь», - говорили святые Отцы. Именно с этой поминальной Вселенской родительской субботы начинается великопостное покаяние.
Священник храма свв. Константина и Елены в Пскове Роман Ледин рассказывает о событии: «В Церкви принято вспоминать день смерти, как день рождения человека в будущую жизнь. И эти дни особо отмечаются молитвой о том человеке, который ушел. Мы не знаем, какова его судьба там и молимся, чтобы он упокоился вместе со Святыми. Православные, если помнят день кончины своих близких, заказывают панихиды, литию заупокойную, или подают на Литургии записочки с их именами, молятся о них: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего, прости ему прегрешения вольные и невольные». Но сколько людей, которые умерли, погибли, и о них забыли, или они были сирыми, или их родные все давно умерли. Специально ради поминовения и этих забытых людей установлены две Вселенские родительские субботы, в которые поминаются все. Потому и называется поминальная суббота Вселенской по масштабу и по глубине, когда перед Великим постом - покаянными днями в Церкви, поминаются все почившие христиане. В Великом посту будут три родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделе поста. Название же - родительская суббота – в воспоминание о наших усопших родителях и предках. Вселенская суббота – суббота Мясопустная, за которой следует неделя о Страшном Суде. Шаббат с еврейского - покой. Покой в смысле, что в этот день Господь не творил, а отдыхал в седьмой день творения. И суббота у евреев была седьмым днем, но неделя у них начинается с воскресения. У нас же седьмой день – Воскресение, в память о Пасхе Христовой, и является днем отдыха, но и суббота не оставлена и является праздничной, в субботу и Богослужение немного другое, и поста нет. Обычно в субботу наша Церковь воспоминает всех своих Святых: святителей, праведников, мучеников, преподобных, святых жен, а также усопших. Мы все вместе живые и мертвые составляем одну Церковь. Какая – то часть человечества жива, еще здесь, а какая – то уже там предстоит в лике Святых Господу, или находится в ожидании своей судьбы, ожидая наших молитв, или молится за нас. И поэтому каждую субботу совершается память об усопших.
Вообще в Богослужебном круге только две Вселенские субботы – перед Великим постом – Мясопустная родительская суббота (с этого дня дается отпуст на мясо, т.е. православным запрещается мясоедение на весь пост), и перед праздником Святой Троицы – Троицкая родительская суббота.
Об особенностях Богослужения Вселенской родительской субботы отец Роман Ледин сказал следующее: «Святая Церковь на каждом Богослужении поминает усопших каждый день определенными словами на каждой сугубой ектеньи, а это вечером, и на Литургии: «Еще молимся о прежде почивших отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных». В это время каждый христианин в храме может поминать про себя своих усопших. На Богослужении Вселенской субботы все проникнуто общим поминовением: стихиры, тропари носят заупокойный характер и канон, который в эту Вселенскую субботу особый – поминаются все усопшие, перечисляются всевозможные виды смертей, какие только есть, и способы умертвения человека. Главная особенность Богослужения в родительскую Вселенскую субботу - в центре храма ставится стол - «канун», куда приносятся наши приношения ближним. Таким образом, мы от лица усопших желаем накормить нуждающихся, а также тех, кто трудится в церкви. Сами усопшие этого сделать не могут, а такое наше доброе дело отчасти облегчит их состояние там. Какую – то часть своих приношений мы и сами вкушаем, как благословленную».
Отец Роман Ледин заметил: « Нам нельзя оставлять наших родителей и всех усопших от века почивших православных христиан без молитвы. Наша молитва их утешает, а сама молитва дело нашей любви. Если мы хотим, чтобы и о нас молились, надо и нам молиться о усопших, тогда и нас будут вспоминать в молитве. В самом поминании на Вселенскую родительскую субботу подразумевается призыв к христианской любви, которая любит всех, поэтому мы поминаем в такие субботы не только своих, но и чужих, поминаем всех и молимся за них. Надо внимательно слушать заупокойный канон и молиться за тех усопших, которые умерли, погибли во все времена, и нашли разную смерть: « Господи, упокой души и этих людей, которые так погибли». И верить, что им будет облегчение.
Обязательно православным присутствовать на Богослужении: это необходимо усопшим и живым людям, усопшим – особенно, они за себя молиться уже не могут».
Нет комментариев