15 февраля в Русской Православной Церкви отмечают Двунадесятый праздник Сретение Господне
15 февраля в Русской Православной Церкви отмечают Двунадесятый праздник Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, богословский смысл Сретения - события, описанного в Евангелии от Луки, - это встреча двух Заветов - Ветхого и Нового. Ветхозаветный праведник Симеон, живущий при Иерусалимском храме, принимает на руки Того, Кому посвящены все чаяния и упования народа Завета. Праведный Симеон был переводчиком Священного писания с еврейского на греческий. Ему явился Святой Ангел, который сообщил усомнившемуся Симеону Богоприимцу о том, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества: Спаситель родится от Девы. На 40 день после рождения младенца Христа Дева Мария и Иосиф принесли в Храм, чтобы по обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому тогда уже исполнилось 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя, и произнес: «ныне отпускаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром». Эти упования оправдались, обетование свершилось, и человек своими телесными очами видит так долго ожидаемого Спасителя, Творца видимого и невидимого. В более общем понимании, событие Сретения или Встречи знаменует собой встречу не только старца Симеона и Спасителя, но и встречу души человека с Богом.
Настоятель храма св. Анастасии Римляныни (в Кузнецах) священник Евгений Ковалев остановился на фактической стороне Евангельского события: «Смысл Евангельского повествования глубок и таинственнен. Согласно Закону, данному Богом через пророка Моисея, родители принесли своего первенца в Храм. Давайте не будем углубляться, а остановимся на этой фактической стороне праздника.
Мы, в большинстве своем, являемся родителями, так зададим же себе сегодня вопрос: «Где наши дети»? Что нами сделано для того, чтобы они пришил к Богу? Этот праздник научает нас тому, что без Церкви ничего доброго в жизни детей не произойдет. И надо не только нам молиться о своих детях, но и просить их молитвы за нас. А чтобы наши дети могли молиться, они должны знать имя Божие, должны быть в храме.
Можно говорить о трудной социальной и экономической ситуации, в которой мы живем, и полагать главной родительской заботой: обуть, накормить и выучить своих детей. Но мы забываем о главном, о чем нам говорит Господь: «не препятствуйте детям приходить ко Мне». В этот праздник нам надо оценить себя как родителей: исполняем ли мы волю Божию? Знаем ли, что чадородие - дар Божий и за это надо благодарить Господа. Господь посылает ребенка в мир не для того, чтобы он стал нам утехой, а для того, чтобы был еще один помощник Ему, соработник Богу.
Мы видим в храме, как родители приносят маленького ребенка на руках, потом он идет своими ногами в церковь, часто по принуждению родителей. Митрополит Антоний Сурожский вспоминал, как однажды он зашел по дроге в храм за своими знакомыми, в семье собирались в церковь, а один маленький мальчик оставался в стороне. Оказалось, как сказали его родители, он вел себя, как бесенок, и «не заслужил прийти в храм». Приход ребенка в храм должен быть для него радостью и праздником, а не повинностью, и всякое принуждение вызовет только отторжение. Поэтому нам надо понимать, что дети смотрят на нас особым рентгеном и видят то, что мы пытаемся сокрыть и от Бога, и друг от друга, а от детей и Бога не скроешь. И когда есть ложь и формализм, то ничего и в душе ребенка не отзовется. Научить можно только своим примером, а все начинается с семьи, которая по слову Священного Писания должна быть «малою церковью».
По своему пастырскому опыту могу сказать, что молитва детей, и в этом я сам убеждался не однажды, во много раз действеннее нашей взрослой молитвы, если ребенок просит искренне о помощи своим родителям, близким – это исполняется, и совершаются чудеса: люди перестают пить, восстанавливаются семьи по детской молитве. Мы приводим детей в храм, но и они нас вымаливают у Бога. Господь говорит: «Будьте как дети», дети ближе к Богу, и они для нас более пример, чем мы для них. Они видят в храме то, что мы не видим, и рассказывают об этом. У нас есть маленькие прихожане , которые видят Ангелов, потому что их душа чиста и более открыта миру Небесному, миру духовному».
Отец Евгений сказал также: «Как настоятель церкви св. Анастасии Римлянки, располагающейся в Детском парке, которую совсем недавно вернули верующим, хотел бы попросить, и очень прошу, родителей с детьми прийти в нашу церковь, подражая родителям Господа: Пречистой Божией Матери Деве Марии и Иосифу Обручнику, которые принесли своего первенца в храм Божий. Пусть ваш маленький ребенок сделает свои первые шаги, которые могут определить всю его последующую жизнь, в храме. Давайте сделаем храм св. Анастасии Римлянки полным детьми. Нельзя отделять детей от Церкви, от Христа. В крещении ребенка в нашей Церкви у него есть восприемники, духовные родители, крестный и крестная, которые берут на себя ответственность перед Церковью и перед Богом за этого крещеного ребенка. Поэтому будущим крестным надо хорошо подумать, когда они идут в восприемники родителей, и надо помнить о своих крестниках, всегда молиться о них, вести их к вере Православной. В этот праздник Сретения мы снова вспомним и о своих крестниках, и своих детях, помолимся о них и будем помогать им. У нас много работы: у родителей, у восприемников от купели, будем ее делать с Божией помощью, помощью Господа нашего Иисуса Христа, который тоже был младенцем, таким, как мы, но Предвечным. Он нас научает сегодня: Самого Господа принесли младенцем на руках Матери на сороковой день в храм. Это ли нам не аргумент для того, чтобы крестить наших детей, приводить в храм с малых лет? Нам нужно только любить и трудиться в молитве.
Мы предполагаем, организовать при храме св. Анастасии Римляныни Православный центр семьи, где можно будет встречаться с православным священником, консультироваться у православного врача, возможно, мы будем встречаться с желающими в ЗАГСе по вопросам семьи, Таинства венчания».
Священник Евгений Ковалев напомнил: «Наша Церковь заботится о детях, что определено и в церковных требах, где есть специальные молитвенные последования о первом дне рождения, о женщине, которая только что родила, о наречении имени младенца. С самого рождения Церковь печется о младенце. Помню, мальчик нашей прихожанки родился в роддоме, когда мы однажды молились о помощи ей в родах во время Литургии. Закончил свой комментарий отец Евгений Ковалев строками стихотворения Иосифа Бродского «Сретение».
«И старец сказал, повернувшись к Марии:
В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Сегодня Всенощное бдение будет совершать Его Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий в Свято -Троицком Кафедральном Соборе Пскова, а Божественная Литургия на праздник Сретения Господня будет проходить в Сретенском храме Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архиерейским служением.