12 февраля в Спасо-Елеазаровском монастыре отметят престольный праздник
В воскресенье, 12 февраля, Русская Православная Церковь празднует Собор трех вселенских учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, они были современниками (IV в.), блестяще образованными Богословами и защитниками Истины Православной веры. Святители явились основоположниками Православного догматического вероучения, и сумели не только обобщить, систематизировать, но и отстоять догматы Православия.
В России есть единственный Собор во имя Трех Святителей в тридцати километрах от Пскова в Спасо-Елеазаровском монастыре. Этот один из древнейших монастырей России основан пострижеником Снетогорского монастыря Ефросином в 1425 году. В 1447 году был построен каменный Трехсвятительский Собор, который имеет приделы в честь Рождества Богородицы, и нижний храм – в честь Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы.
Игуменья Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета (Беляева) рассказала:
«И по жизни, с человеческой точки зрения, и по служению, и по дарам, которые Господь им дал, это были величайшие Учители вселенские. Если Апостолы просветили весь мир и созиждили Церковь, камень которой есть Христос, то Три учителя и Святителя Василий, Григорий и Иоанн – для всей вселенской Церкви стражи истинного Православия. И величие этих Святых, наверное, никогда никем не будет превозойдено из тех, кто подвизался на земле ради Христа. Их свет веры виден на всю Вселенную.
И что удивительно, на Псковщине, в нашем убогом местечке, Господь отметил это место - именно здесь совершается поклонение Трем святителям. Когда Преподобный Ефросин (Елеазар) был в Константинополе, у него были определенные цели и задачи путешествия - выяснение некоторых вопросов обряда Православного Богослужения. А миссия оказалась другой: Патриарх Геннадий II, дав ему в дар икону Божией Матери Цареградская, благословил собрать учеников и на этом месте, на псковской земле создать Святую обитель. Преподобный Ефросин пришел в пустынное место, где уже была немногочисленная братия, поселился на Святой горе. Мечтая провести свою жизнь наедине, безвестно, построил первую церковку Онуфрия Великого, дав понять, что это будет пустынный монастырь, где монахи будут искать только духовной жизни и единения с Богом, как можно дальше пребывая от мира. И как всякий подвижник, устрояя обитель, он молился Господу, какой же соборный храм построить в обители и в честь кого он должен быть? После долгой молитвы Преподобному Ефросину было видение Трех Cвятителей на том месте, где стоит наш Трехсвятительский Собор. Причем удивлен был Ефросин, удивлена была и братия: место было показано за пределами пустыни, на берегу реки, в неудобном месте. Но Господь указал именно так. При жизни Преподобного Ефросина на том месте, где явились ему Три вселенских Святители, началась постройка Трехсвятительского Собора. Есть монастырское предание, что и сам Собор был показан в видении Ефросину. Дивны пути Божии! Почему это место посетили Три светильника вселенских, почему они его отметили, почему именно здесь соблаговолили, чтобы на этом месте было поклонение? Конечно, до сей поры это остается тайной, думаю, до поры".
Матушка Елисавета убеждена, что «Господь откроет миру эту тайну и явит ее нам, когда придет время пришествия Господня. Но то, что здесь Три Святители явили знамение свое в России – это великое благо для всей Псковской земли, а проводником знамения, блюстителем, хранителем и созидателем был избран у Господа Преподобный Ефросин. Он, по сути дела, как слуга Святителей, который по их воле воздвиг здесь Собор в их имя. Мы пока до конца не осознаем величие и святость этого места, похоже, что у этого места какое – то особое предназначение пред Господом. Может быть, смысл того, что здесь задумано Господом, еще и не совершилось до конца. Даруя такое знамение маленькому пустынному монастырю, Господь, возможно, предполагает особое значение этого места не только для нас, но и для Вселенной. Все Три Святителя были епископами Константинопольской Церкви, прославляемы и почитаемы в своих приделах, но то, что они духом и явлением своим отметили это Святое место, и говорит о его вселенскости. Именно Спасо-Елеазаровский монастырь является родиной идеи Третьего Рима, сформулированной старцем, учеником Преподобного Ефросина Филофеем. Россия есть символ вселенскости Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь и знамения такого, и такого явления Трех Святителей, столпов Православной Церкви. Объяснение этому может быть только одно: Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо-Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный. Тайна здесь велика есть, и мы не можем проникнуть в нее и постичь ее. Но через этот монастырь устроялась Русская государственность в XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государствообразующая идея: Россия - Третий Рим. А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы еще не знаем, но предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это еще и дом Трех Святителей. И первое название у монастыря было: Трехсвятительский».
12 февраля в день памяти Трех Святителей в Спасо-Елезаровском монастыре будет совершаться Божественная Литургия Архиерейским служением.
Нет комментариев