А ты точно продюсер?..
Известие о том, что популярная актриса, псковичка Юлия Пересильд попробует себя в качестве режиссёра на сцене Псковского театра появилось в середине августа 2017 года. Руководитель Театрально-концертной дирекции, кинорежиссёр Дмитрий Месхиев неожиданно рассказал об этом в прямом эфире ПАИ-live, анонсировав премьеру «Каштанки» зимой. Уши псковской «Каштанки» торчат из Детского парка, именно здесь однажды летним днём Пересильд и Месхиев обсуждали предстоящую постановку по рассказу Чехова.
Незадолго до премьеры своим 153 тысячам подписчиков в Instagram актриса рассказала, что Чехов - её любимый автор и если бы можно было выбирать, с кем встретиться в ином мире, то она просила бы посиделок с Чеховым и Пушкиным.
Читки чеховского текста с актёрами псковской труппы Юлия проводила ещё ранней осенью в пейзажах Пушкинского заповедника, но настоящая подготовка и репетиции начались за две недели до премьеры. «Времени катастрофически мало. Катастрофически. Сделать спектакль за 14 дней - это безумие, но и вызов. Мы на это пошли. Мы все в одной лодке. Спасибо моим актерам, что они вспахивают целину!», - написала Юлия Пересильд на своей странице.
Пересильд любит, даже обожает своих актёров, актёры отвечают ей взаимностью. Слухи в маленьком Пскове распространяются быстро, один из них гласит, что после нескольких дней тяжёлых репетиций режиссёр пришла и сообщила труппе: «А сегодня мы идём в клуб, танцевать и развлекаться!» Тимбилдинг по-пересильдовски.
В другой своей записи в Instagram Юлия признаётся, что «всегда относилась к режиссёрам нежно, с пониманием, с восхищением, верой». «Я не знаю, что нового откроет во мне эта работа, этот спектакль, но совершенно точно теперь я режиссёров буду любить и жалеть ещё сильнее, ибо 14 дней и ночей есть на создание мира моей Каштанки. И надо знать ответ на все вопросы: какой калибр лампочки подойдёт для наших гирлянд и чем обклеить нашу катушку, и какой цвет бархата подойдёт для костюма актеру, и кому во сколько прийти, и как поднять настроение всем, кто рядом, и что имел в виду Чехов, и как это сделать, и как сыграть, не играя, и на сколько сантиметров выше сделать стол, и можно ли договориться о том, чего нельзя…»
На открытии XXV Пушкинского театрального фестиваля до спектакля к зрителям вышел Дмитрий Месхиев, который в качестве подводки рассказал историю о пришедшей к нему на пробы молоденькой испуганной девушке с вытаращенными глазами: «Я был к ней добр, потому что вместе мы ещё не работали. Я её взял, потом понял, что из неё может получиться серьёзная актриса. Это была Юлия Пересильд. Решающим фактором для меня стало то, что она из Пскова. Псков я тогда и сейчас любил и люблю. Я стал учить её жизни, работе. Для неё, наверное, это был ад. Вот сейчас она хохочет там за кулисами».
Затем на сцене появилась псковская любимица, и Месхиев назидательно продолжил: «Вы помните «Каштанку» Чехова? Точно? Потому что если не помните, то ничего не поймёте». Юлия Пересильд с озвученным согласилась и в шутку посоветовала не искать в спектакле персонажа с именем Герасим, как это пытались сделать безымянные псковские школьники. Затем призналась, что ей волнительно и радостно стоять на сцене театра в Пскове: «Я понимаю, что на меня возложена честь открывать фестиваль, которому 25 лет, а это серьёзная, большая цифра. Ну, я ж актриса, начну с маленького стихотворения-пожелания для всех нас». И после официальных речей и приветственных адресов от Минкульта и Союза театральных деятелей (замечательный вышел контраст) прочла незатейливые, милые строчки детской поэтессы Анастасии Орловой из Ярославля:
Выйти в лес,
Прикинуться деревом.
Встать просто –
Просто стоять,
Может быть, лет сто,
Может быть, минут пять.
Не вспоминать ни о чем,
Ничего не загадывать,
Просто расти
Во все стороны
И каждый год цвести.
И каждый год
Давать и давать плоды,
Искусно сделанные
Из земли и воды.
В облаке голова,
Трава у подножья,
И так хорошо –
Мурашки по коже!
А лет через двести
Дупло себе завести
Прямо в области сердца –
Вот здесь, смотри –
С тёплой и быстрой
Белкой внутри.
После убаюкивающих стихов о тёплой белке начало спектакля показалось особенно стремительным. Матерчатая стена на сцене с надписью «посткультурный слой», скопированной с ближайшего к театру кирпичного забора, ожила, и понеслось.
«Каштанка» - не спектакль «по мотивам». Чеховский текст не был сокращён и остался в неизменном виде, но заиграл по-новому. Режиссёр и актёры переосмыслили и наполнили его другим содержанием. Не зря публику дважды предупредили, что классика перед походом в театр хорошо бы перечитать. Так проще ориентироваться в скрытых смыслах и интереснее следить за происходящим на сцене. С самого начала важно помнить, что буквальное восприятие любого художественного произведения — глупость. Этому ещё в средней школе учат.
Ювелирно расставленные интонации, паузы и ударения превратили рассказ о дворняжке в историю провинциальной девчонки из соседнего подъезда, которая попала в удушающие объятия продюсера и постаралась забыться в сытой звёздной жизни. Но в этом мире ей одиноко и непривычно. Она оказалась не готова к неоднозначному отношению и странным персонажам и решила вернуться к грубым, неотёсанным, но таким своим дворовым музыкантам.
Так во время работы режиссёр обнаружила «синдром Каштанки» - почти «стокгольмский синдром». Следуя ему, начинающая звезда снова бежит в то место, где ей было хуже (или всё-таки лучше?). «Что это за ощущение? Ей же было хорошо в том доме, куда ее взяли. Её могли сделать прекрасной артисткой, но почему-то она всё равно вернулась туда, где пахнет клеем и стружками. Мне кажется, эта история с Каштанкой может произойти только на русской почве. Это чисто русская история», - уверена Юрия Пересильд.
Если о сюжете совсем коротко и в лоб: девушка мигрирует из грязи в князи и обратно за 80 минут без антракта. По дороге, кроме взбалмошного продюсера на кокаине, Каштанка встречает других артистов: пренебрежительную «свинью» в латексе, похотливого «гуся» и себе на уме «кота», которые, впрочем, так же несчастны, не уверены в себе, но уже окончательно раздавлены душным покровительством «хозяина». Вот вам и рассказ для младших школьников.
Современную интерпретацию чеховского текста в хулиганско-молодёжном формате Юлия обдумывала давно. По её словам, шли разговоры, чтобы поставить спектакль в московском «Театре Наций», но повезло в итоге псковской труппе и псковской публике. Возможно, театралы со стажем и скучные дамы средних лет поджали губы и такое прочтение не одобрили, но это неважно. История не для них.
Фоторепортаж с премьеры здесь>>>
Лиловый бык лизал моржа.
Дурак пригнулся, сделал мину
И начал: "Живопись свежа...
Идея слишком символична,
Но стилизовано прилично"
(Бедняк скрывал сильней всего,
Что он не понял ничего),
Все считали,что Пересильд начала карьеру через постель с Учителем, а из статьи стало ясно, что через постель с Месхиевым? Кто следующий?
То ли они такие свободно-аморально "продвинутые", то ли мы слишком моральные ретрограды. Кто победит?
Прекрасная Юлия Пересильд!
Что не смог попасть на премьеру.
"Нет спектакля, нет актеров, нет режиссера. «Кокаинщик» он же клоун, он же хозяин,пуст и самодоволен как барабан. Ну пусты все( видимо за текст цеплялись.) И, господа,орите поменьше. Так и обосраться недолго."
"Кулёк".
"Испоганили текст Чехова. Смысл совершенно подменен. Капустник-стеб! И этим открывать фестиваль?"
"Халиф на час" Спектакль не жизнеспособен."
"Один из немногих случаев,когда за театр стыдно."
"Выдавать литературно-музыкальную композицию за полноценный театральный спектакль-НАГЛОСТЬ! И этой лабудой открывать пушкинский фестиваль? Авантюра удалась. Престиж фестиваля ниже плинтуса. Позор."
"Почему в голову все время лезет мысль, что этот спектакль поставила Масленникова? На урок по сценречи похоже."
"Для творческих проб, для эксперимента, для привлечения молодого зрителя ход с "Каштанкой" вполне хорош, а учитывая имя приглашенного постановщика-хорош вдвойне, но для открытия юбилейного Пушкинского фестиваля в академическом театре - увы!"
"Ужас. Блевота..."
"стыдно! академический театр НЕ открывает спектаклем по произведениям Пушкина, а каштанка пересильд собирает тусовку..."
"Каштанка"- это вообще тихий ужас, а не спектакль!! "
"Ужас, а не спектакль. Жалко потраченного времени. Было желание встать и уйти. "
Автор статьи очень глупа. А спектакль - прихоть и дурость избалованной деньгами провинциалки.
Все считали,что Пересильд начала карьеру через постель с Учителем, а из статьи стало ясно, что через постель с Месхиевым? Кто следующий?
Безотносительно к тому, кто это пишет и с какой целью, человек этот - залупа фиолетовая. Скобари-театралы, хаха. Тошнит от вас, упоротые.