19 января в Русской Православной Церкви совершается великое празднество Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Богоявление. XIV в.(Псков)
С древних времен этот двунадесятый праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, Праздник нашей Церкви называется Богоявлением потому, что при Крещении Господа в водах Иордана явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от Святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Настоятель храма Святого Апостола Матфея в Писковичах (Псковский район) протоиерей Евгений Найдин рассказывает о событии: «Есть люди, которые задают мне один вопрос: «Что мне хорошего сделал Бог, что я должен радоваться церковным праздникам»? Я обычно отвечаю: «Если вы испытываете состояние неудовлетворенности, нерадостности, то в этом Бог не виноват. Это следствие какого – то вашего внутреннего греха». Мы часто слышим: «Вот, Бог дал крест». А откуда этот крест растет? Из сердца человеческого. А кто взращивает этот крест? Каждое сердце человеческое. А что в нашем сердце творится? Мы не знаем - Бог знает. Так какой крест может взрастить нечистое сердце человеческое? Мы ропщем на Бога, если сами виноваты? Если ты сам не трудишься, Бога не просишь о помощи, то причем здесь Господь? Но мы должны понять, что без Бога мы жить не можем, что мы чада Божии, рабы Божии – христиане. Нам каждому надо еще дорасти до такого состояния, когда Бог нам станет нужен. Он со всеми нами, крещеными и некрещеными, мусульманами и католиками, белыми и черными, но Он, как мы видим, пока не всем нужен. И главный смысл этих двух великих, рядом стоящих праздников, Рождества Христова и Крещения – Богоявления в том, что Господь пришел к нам, чтобы помочь в борьбе с грехом, и нам необходимо соработать Богу в нашем личном спасении. Мы должны найти место в своей жизни для Бога и соработать Ему, помогать Ему спасти нас, а без нашего внутреннего труда ничего не будет.
Человеку суетному, наполненному грехами, не до Бога, а когда начинаются скорби и человек начинает понимать, что такое грех, переживает его, и хляби души открываются, мы начинаем видеть кто мы и что мы. Человек через покаяние приближается к той нравственной проповеди, которую принес Христос. Во многом, благодаря призыву Иоанна Предтечи, его современники могли принять Христа. Пророк говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», и люди шли к нему в пустыню, чтобы покаяться. В водах Иордана они смывали свои грехи, очищаясь.
Пришло время, когда Господь оказался в толпе людей, идущих на Иордан к пророку Иоанну Предтечи, и Ему Иоанн сказал: «Кто я такой, что Тебя должен крестить»? И Господь ему сказал, что так надлежит быть, ибо через это исполняем правду. Господь пришел в мир не в громе молний и славе, как ожидали в еврейском народе Мессию, Царя, а в виде смиренного плотника из Назарета, пришел в толпе кающихся. Когда Иоанн Креститель крестил Его в воде, то все услышали Глас Бога с неба: «се Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» - голос Отца Небесного первая ипостась Святой Троицы; вторая ипостась Бога – Сам Иисус Христос, и третья – схождение Духа Святого в момент крещения в водах Иордана в виде голубя. Богоявление и означает явление Святой Троицы, что непостижимо человеческому разуму. Как понять Творца, когда мы сами – Его Творение? В момент Крещения, Богоявления, была явлена Святая Троица, и Господь дал нам возможность понять Бога так, как Он Сам Себя показал. Узнать о Боге можно только через покаяние, и Иоанн Креститель призывал к покаянию, потому что оно позволяло человеку приблизиться к Богу, увидеть Бога.
На Синае Господь дал Моисею закон существования человека в ветхом мире, через этот закон люди шли к понятию Бога, единого Бога. К периоду пришествия в мир Христа Ветхий Завет потерял свою соль. За внешним исполнением заповедей Моисеевых был потерян смысл Закона. Поэтому, когда Христос пришел, Он наполнил смыслом Ветхий Завет и принес Новый, новозаветную истину о том, что Бог не только над нами, но и с нами, внутри нас. И человек через нравственное усилие, через благодать Божию может встать на путь обожения. Происходит не встреча с Богом, как в Ветхом Завете, а обожение человека.
Когда Господь вошел в воды иорданские, мы все видели, что он Богочеловек. Своей воли до Христа у нас не было, Он пришел, чтобы нас призвать к покаянию. Бог через пришествия Христа Спасителя берет на себя все грехи человека, Он их искупает, Он воскрешает и через Воскресение открывает нам путь к вечной жизни. Он все взял на себя Сам и показывает, что существует возможность человеку с помощью Божией изменить свой внутренний мир, изменить ход человеческой цивилизации, в которой, после падения Адама, в центр мироздания человек поставил не Бога, а самого себя. И вся жизнь после грехопадения стала служением самому себе, служению греху. Господь пришел к нам, чтобы изменить наш внутренний мир «чадо, говорил Господь, дай Мне сердце твое». А Святые отцы говорят: Ты возлюби Бога, и делай что хочешь. Но, чтобы возлюбить Бога надо очень много потрудиться. А, потрудившись на пути к Богу, возлюбив Его, мы уже никогда не будем делать зла, потому что оно будет чуждо нашей природе. Чтобы спасти не одного человека, а все человечество, Христос пришел, воплотился, понес страшную тяжесть Богооставленности человека, переломил это в себе, воскрес и устроил Церковь Христову, дав ей благодатные дары Духа Святаго. Он сохранил нам все возможности для спасения, кроме того, что самого Христа мы не видим, как видели его евреи в Иерусалиме.И Богоявление напоминает нам о том, что Бог рядом с нами и всегда с нами.
Вода символ чистоты, Иоанн Предтеча омывал народ от греха водой, Господь освятил воду своим вхождением в нее, произошел чин освящения естества воды. Раз в году в Крещение Господне помимо воли человеческой вся вода освящается, и мы знаем, что Бог рядом с нами. Он не трансцендентен, он имманентен каждому человеку в мире. Он вошел в этот мир и изменил природу человека и всей вселенной, Он вошел в воду – и освятил ее. И, вкушая крещенскую Великую агиасму, мы вкушаем освященную обоженую природу. Рождество и Крещение – это обожение человека. И в этой очередности великих Евангельских событий поражаешься больше всего не только последовательности в деле нашего спасения, но и тому, как Господь кропотливо, с любовью и терпением, как к маленькому ребенку, относится к человечеству. И пока существуют люди, которые способны принять слово Христово, прорастить его в себе, принять его заповеди и обожиться – смысл жизни человечества сохраняется. И только, когда Бог не нужен будет людям, когда забудут о Евангелии, о заповедях, не захотят спасать свою бессмертную душу, тогда и Христос придет.
Человек - существо сложное. Мы, как ветер переменчивы, и в нашем непостоянстве наша сложность. Бог всегда един, Он постоянен и в Его постоянстве суть простоты. Бог прост и непостижим нами, потому что неизменяем. Все, что сказал Господь, так и будет. Каждое слово произнесенное Им, так и будет. И то, что будет наше Воскресение – неизменно, и то, что будет Суд Божий – неизменно, и то, что воздаяние за добро и зло тоже неизменно, и когда мы в суете забываем, что предстанем перед Ним, полезно бы вспомнить, что впереди у каждого ответ перед Богом. Если есть надежда на спасение, а она есть, ничего не потеряно. Как говорят Святые отцы: «ты можешь потерять все, что имеешь, но если веру сохранил – ничего не потеряно».
Нет комментариев