Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Великий пост призывает нас к покаянию

13:52, 10 марта 2005, ПАИ
С 14 марта в Русской Православной Церкви начинается  Великий пост. Он длится  сорок дней до Страстной седмицы, затем православными встречается  Праздников Праздник - Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – Пасха Господня, которая в этом году  выпадает на 1 мая. Настоятель Троицкого собора  г. Пскова  протоиерей Иоанн Муханов ответил на вопросы о предстоящем событии.
 
Почему пост Великий, о. Иоанн?

Великий - накануне величайшего праздника Пасхи. К тому же он - самый продолжительный, и Церковь обозначила его как самый строгий, самый молитвенный, самый покаянный пост. Все - в этом слове «Великий» - и продолжительность, и строгость и преддверие величайшего праздника. Начало  Великого поста зависит от дня Пасхи, он переходящий, не фиксированный, и начинается в этом году с 14 марта. Пост будет длиться, в общей сложности, семь недель. Его главный смысл – напоминание о великом событии Воскресение Христовом. И  поэтому на этот пост выпадает такая духовная десятина, десятая часть года (36 дней, не считая суббот и воскресений). Из древности - от своего труда человек должен отдавать десятину Церкви, а здесь духовная десятина, десятая часть года – Господу.

Есть ли прообраз поста, отец  настоятель, в Евангелии?

Конечно. Здесь сакральная цифра – 40. Господь постился именно сорок дней перед искушением, которое он претерпел в пустыне. В память о несении земных испытаний нашего Господа Иисуса Христа Церковь и постановила  нам поститься.

То есть пост – это испытание?

Что такое вообще испытание? Это всегда трудности. И пост - испытание для человека. Как он его выдержит, как подготовит себя к  встрече великого праздника Пасхи?

Люди церковные готовятся к посту, преодолевают его, по крайней мере, в плане запретов определенной еды. Какие-то есть запреты в бытийном плане, о. Иоанн?

В первую очередь, пост касается пищи. В постные дни человек должен себя ограничить и не вкушать скоромного – мяса, молочного, животных жиров. Великим постом нельзя  даже вкушать рыбу, кроме Праздников Благовещения и Входа Господа в Иерусалим. Разрешается только пища растительного характера. Этот закон вышел из монастыря, и является сейчас рекомендацией Церкви для нас.

Но как же нам строго поститься, мы же работаем?

Монахи тоже трудились и немало. И по Промыслу и Благословению Божьему  настроили так астрономический год, чтобы человек мог выдержать пост, и это было полезно телу: через трезвость тела приходит трезвость ума. Если человек держит в рамках свое тело, руководит им, он трезвеет и умом. Поэтому Церковь и рекомендует, чтобы подойти к покаянному чувству через ограничения. В сущности, пост и дается  для поддержки покаянного состояния верующего человека, чтобы легче было покаяться, прийти в себя.

А не для того, чтобы похудеть. Да, батюшка?

Многие считают, что в пост не похудеешь. Но, конечно, в посте есть огромная и физическая польза для человека.

Да, многовато мы сегодня едим.
 
Однозначно. Но если посчитать все большие и еженедельные посты: среда и пятница, то получается, как раз, полгода. Полгода для верующего – постные дни, полгода  - мясоед. В Православной Церкви все очень разумно.

А духовная жизнь в Великом посту?

Прежде всего, важны покаянные переживания. Переживания собственного греха. А через трезвость тела приходит и трезвость ума, и, есть надежда, что  человек в это время может прийти к Пасхе очищенным. А очищение у нас происходит через покаяние. Покаяться надо осмысленно, поэтому в период  Великого поста совершаются именно покаянные богослужения в Церкви, сугубые, где  человека призывают к покаянию. Особенно в первую неделю поста.

А чем она особенная, отец настоятель?

На первой неделе Великого поста в Церкви вечерами читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этому канону отводится особое место в богослужении первой недели поста, потому что в нем сохраняется уникальное покаянное чувство. Каждый тропарь начинается  с просьбы к Богу: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а тропарей там около трехсот. Великий пост разогревает наше сердце и подводит  к покаянию, очищению.

Чтобы Вы, о. Иоанн, могли посоветовать в дни поста в нашей светской жизни для людей крещеных, но не воцерковленных?

К сожалению, у нас сейчас существует такое понятие «воцерковленный» -«невоцерковленный», но ведь, если говорить точнее, то невоцерковленный – это не православный. Воцерковленный человек – человек, соблюдающий заповедь Господа «чти седьмой день». Она вторая, т.е. очень важная: «А день седьмый – Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих» (Исход.20,10). У нас Десять заповедей  делятся на две части: первая часть – четыре заповеди, которые  определяют отношения между человеком и Богом, а следующие шесть – между человеком и человеком.

Какие важнее?

Первые. Потому что, если мы нарушаем Закон в отношениях между человеком и Богом,  то тогда нарушаем и остальные шесть – между человеком и человеком. Такие заповеди как «не убий» и «не укради» – менее важны, чем нарушать «седьмой день». У нас же в Конституцию внесены эти две заповеди, а остальных нет. Остальные – на совести человека. Вот за эти две нарушенные  заповеди он может быть государственным судом лишен свободы  - но на земле, а за нарушение остальных – человек может быть лишен Царства Небесного. Заповедь «Седьмого дня» – заповедь, определяющая для  православного человека: шесть дней трудись, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему. Надо прийти в храм, поблагодарить Бога за прошедшую неделю и попросить помощи на будущую. Церковь  - это корабль, где Кормчий - Господь. На этом корабле мы и преодолеваем житейское море. Надо идти в церковь вечером в субботу, а в воскресенье – на Литургию. Воскресенье - день для  Бога и добрых дел, а не для себя лично. Мы и в Церкви - то молимся не только о себе, но и о наших близких. Нельзя быть верующим – и невоцерковленным человеком.

Что нельзя делать в посту?

Все, что говорит Церковь – нельзя. У нас нет компромисса, поймите. Может быть, если человек совсем мирской, то все равно надо обратить внимание на первую и последнюю недели Великого поста. Никакого участия в зрелищах,  в торжествах, смотреть телевизор. Я сам смотрю по телевизору новости, но в первую и последнюю неделю поста даже новости не смотрю. И лучше в посту торжества не проводить. Если день рождения - можно накрыть стол без большого веселия, спокойно. Но пост для православного – не траур, и, помнится, один монашествующий говорил как-то мне: «Для меня это радость». Не надо показывать своего унылого лица. Мы же готовимся к встрече Великого праздника Пасхи, и пост должен быть для нас радостью, т.к. приближает к этому дню. И если какой-то праздник домашний случился в это время – надо аккуратнее, без скоромного, или лучше его перенести.

А Прощеное воскресение, о.Иоанн, есть какое-то правило, определяющее необходимость исповеди в этот день?  Обязательно ли причащаться?

Обязательно причащаться православному в конце первой недели поста или в Великий четверок, чистый Четверг – а там дальше «да молчит всякая плоть» до Пасхи. К встрече Воскресения Христова очищаются душой, духовно. Здесь традиционно причащается вся Православная Церковь, и не только Русская. Все православные. А в Прощенное воскресение  - главное простить всех своих врагов, и попросить прощения у тех, кого обидел сам. В посту  мы просим, чтобы нас простил Господь, но прежде должны сами просить прощения и прощать: «И остави  нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».

Есть ли какая-то особенная служба в этот день?

Вечерняя служба  в воскресенье, 13 марта, а  после нее - Чин прощения в храмах и Троицком соборе, где службу будет вести Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Владыка  скажет напутственное Слово перед Великим постом, а потом друг у друга  православные просят прощение. И священство наше.

Обычно покаяние связывают, особенно образованные люди, помнящие пушкинские строки, с молитвой Ефрема Сирина (Сирийца, 1Ув.). Что это за молитва, отец-настоятель?

Молитва Ефрема Сирина произносится на службах в Церкви весь Великий пост:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

 

Спаси, Господи.
Информационная служба Псковской епархии.

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru