Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Демисезонный театр

15:06, 03 октября 2014, ПАИ

Весна и осень «переходного сезона-2014» в Псковском театре драмы различаются как плюс и минус, как ночь и день, как «да» и «нет» -  и уже зрителю решать, что ему ближе и понятней: дерзкий художественный эксперимент или добротные спектакли с расчётом на ожидания некого «среднего провинциального зрителя».

Я бы даже употребил формулу «ян и инь псковского театра», где «янь» — мужское, питающееся тёмными энергиями и конфликтами, агрессивное, мятежное и дионисийское начало, а «инь», соответственно, - начало женское, конформистское, устремлённое к свету и гармониии, аполлоническое. Если одним поклонникам местной Мельпомены симпатичны поиски актуальности, социальной, эстетической, философской, усиленной новаторскими выразительными средствами доставки смыслов (показанные весной «Танго» московского театра «А.Р.Т.О», «Пока ты здесь» от столичного же «Liquid Theatre», здешний «Граф Нулин» Василия Сенина), то другим ближе проверенные временем, овеянные традицией формы - нынешние сентябрьские премьеры «Старая актриса на роль жены Достоевского» по пьесе Эдварда Радзинского и старый добрый «Скупой» Мольера. Несколько особняком стоит декадентско-депрессивная, погружённая в психоанализ и некрофилию, «Гедда Габлер», своего рода «внезапный и причудливый микс» из скандинавского психологизма, диктуемого классической пьесой Ибсена, и неожиданного гротеска, разрывающего стереотипы привычного восприятия.

При этом я не случайно заключил «среднего провинциального зрителя» в кавычки: эта фигура, вне сомнений, предельно условная, почти фикция; поди разбери, чего этот, извиняюсь за неуклюжий каламбур, «умозрительный зритель» желает: арбуз или свиной хрящик, то бишь авангардистский прорыв, постмодернистский изыск или отдающее свежим нафталином костюмированное шоу?

Вопрос отнюдь не праздный. Театр в провинции (у нас, по сути, единственный и неповторимый, как Нарцисс, отражающийся в одиноком зеркале) вынужден ёрзать на двух, а то и на трёх-четырёх стульях, «обслуживая» диаметрально противоположные вкусы и предпочтения; провинциальному театру трудно, а подчас и невозможно, позволить себе жёсткую художественную концепцию. Провинциальный театр в известном отношении обречён быть всеядным, словно целая футбольная команда двуликих Янусов; эклектизм - его родовая особенность, суверенный принцип существования. С этим тезисом можно спорить, и Василий Сенин пытался спорить, предлагая свой антитезис, смесь цирка и эстрадного капустника, но после знаменитого «весеннего обострения» - исторического рандеву с губернатором на малой сцене - творческая ситуация, судя по всему, резко изменилась, явив долгожданный синтез.

Два последних (нынче принято употреблять «крайних», дабы не сглазить) спектакля Псковского театра драмы: «Старая актриса на роль жены Достоевского» в постановке Алины Гударёвой и «Скупой» в версии Олега Молитвина — можно считать репертуарным компромиссом худрука Василия Сенина, отправившегося навстречу пожеланиям части публики, для которой всякий разрыв шаблона встаёт поперёк горла и хуже горькой редьки.

Понятно, что эти пресловутые «ожидания на потребу» — на самом деле та же вкусовщина, только на уровне условно-зрительского горизонта, который либо  выше, либо гораздо ниже пресловутого плинтуса. Они настолько абстрактны и неуловимы, эти «ожидания», что практически не поддаются «верификации» в обывательском значении этого слова, а описать их можно исключительно при помощи пошлых требований: «Сделайте нам богато!» (варианты: вкусно, красиво, весело и легко, классично), «Не оскверняйте наш вкус», «Не надо напряга», «Хватит голых экспериментов» и т. д. Обычный уже разброс мнений на псковских интернет-форумах, от восторженной хвалы до яростной хулы, - яркое тому  подтверждение.

Псковский театр изначально находится в положении «мальчика для битья», причём злобно пинать его будут в любом случае: хоть за так называемый «авангард», хоть за освещённую славным прошлым традицию (по обычаю извращённо и дурно понятые). Угодить всем и сразу попросту нельзя, однако можно приготовить разные блюда: как любителям попсового фастфуда, так и ценителям чего-нибудь поострей и позаковырестей. Василий Сенин, к его чести, доказал, что уж если и не как режиссёр, то как худрук он вполне на своём бойком месте, и если нужно, способен нажать на горло собственной песне, которая звучит явно вне формата массового зрителя, жаждущего пять лёгких пьес и комфортных развлечений. Если «пипл хавает» сосиску в тесте с патентованным набором приправ, почему бы не предложить ему эту сосиску? Пусть хавает. Но не исключено, что завтра гурманам предложат отведать сырого мяса, с намёком на расчленёнку. Как говорится, на вкус и цвет...             

Действительно, злопыхатели если и не заткнулись вовсе, то определённо поперхнулись, и не скоро обретут полный голос. Единственная их претензия на конец сентября 2014 года звучит примерно так: «Почему Сенин приглашает режиссёров из других городов, а не ставит сам на родной сцене?». Когда трудно к чему-либо придраться по-настоящему, записные критики придумают всё, что угодно. К примеру, наверняка те же самые люди в прежние годы упрекали Вадима Радуна в том, что он якобы узурпировал сцену и не пускал в Псков других режиссёров.

Всё это, впрочем, пустое. Людям вменяемым компромисс переходного сезона очевиден: афишу не только обновили и расцветили недавние премьеры, но в репертуар и на сцену (пусть и на малую) вернулись многие спектакли, созданные за последние лет пять, до судьбоносного явления Сенина; труппа задействована и, судя по реакции псковской публики, вполне удовлетворяет зрительские запросы. По крайней мере, за театр имени Пушкина сегодня совершенно не стыдно. Приятные перемены трудно не заметить, и те, кто их не видит, либо слепы, либо лукавят. Речь здесь вовсе не об отреставрированных стенах и современном сценическом оборудовании, а о сугубо творческом компоненте.

Псковский драмтеатр осуществил кардинальную смену виртуального имиджа и даже ребрендинг («Театр Пушкина. Псков»), позиционируя себя в качестве культуртрегерской площадки, открытой для экспериментов, не только театральных, но и как пространство для общественных дискуссий, искусствоведческих лекториев и семинаров, как городской центр визуальных искусств, кино и музыки, то есть как место притяжения людей с самыми широкими культурными запросами.

Дизайн нового сайта театра (drampush.ru) ушёл от излишней тяжеловесности и выглядит свежо и современно. Рекламу спектаклей теперь сопровождают профессионально сделанные тизеры, размещённые в интернете и транслируемые в фойе перед спектаклями; эти тизеры сами по себе являются маленькими произведениями видео-арта. Афиши и программки к спектаклям стали цветными и дизайнерскими. Наконец, на премьерах зрителей угощают сладостями и игристыми винами. Всё это трудно представить в обшарпанных интерьерах «ПАТД им. А. С. Пушкина».

Александр Донецкий
Все новости
  • Что Сенин с Дамбергом Донецкому приплатили, что он тут елей расточает?
    Сколько стоит прогиб?
  • Да! В театр хочется ходить!Сенин - молодец! Но где Владимир Свекольников? Разве таким мастерам не место в новом театре...
  • Очевидна не только революция театра, но и эволюция (от "обнуления смыслов" до 4+) местного кластера критиков. Что радует.
  • Да, со многим соглашусь, а насчет программок в конце-- ну просто не в бровь, а в глаз. Какие они стали отличные, ярки, профессионально выполненные, со вкусом сделанные. А то раньше было такое убожество, что не хотелось в руки брать--- не то, что сохранять на память (хотя случалось...)
  • программки, афишки, сайт - всё это внешние эффекты, а главное - суть, то есть творчество, которого как раз и нет, а есть пустое фиглярство и игра в модный театр.
  • Театр это и есть игра. Спектакли могут быть разные, хорошие и не очень главное, чтобы они были.
    Суть каждый видит по своему, но будьте добры и снисходительны. Давайте пожелаем успеха театру и он придет.
    Давайте чаще говорить спасибо тем более есть за что.
  • Поклонникам Мельпомены и Талии надо собраться в буфете и выпить на брудершафт!
  • Молодец ,Донецкий! Подлизнул, так подлизнул!
  • какая-то явная джинса
  • Свекольников звезданулся. В смысле - у него звездная болезнь на старости лет. Он должен был играть в Старой актрисе. Но распсиховался, заистерил, включил мэтра. И...
    отказался.
  • Глубоко лизнул донец. Аж чавкнуло.
  • Только истинные театралы могут так хмм... глубоко... АНАЛизировать ...
  • попса
  • Донецкий просто хочет и дальше на халяву в театр ходить, не ругайте его.
  • Продался за чечевичную похлебку и три корочки хлеба
  • Псквич со стажем
    для 07:45 06.10.2014
    Свекольников не мог работать одновременно в двух постановках! Он занят в спектакле "Ветер шумит в тополях".

    Насчёт разнузданной манеры общения Донецкого: одного меня мутит от этого упитанного "журналюшки"?!
    Низкопробный писака местного скобарского разлива, он лезет во все темы, мало в чём разбираясь. Не верится, что у человека диплом и степень кандидата наук! (Впрочем,сейчас много у кого купленные дипломы и звания. )
    Удручает и то, что наглые лоснящиеся рожи с пустыми глазами и мутной душой ещё и по ТВ мы должны лицезреть! Они с пеной у рта говорят о том, чего не понимают, не знают, не видели. Говорят об этом мерзко, грязно, используя лексику притонов и подворотен.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru