Какой русский не любит быстрой езды, а любит пешеходов, знаки, светофоры и других водителей?
Ежедневно на дорогах Псковской области возникают аварийные и предаварийные ситуации. Не все автолюбители обращают внимание на знаки, светофоры, пешеходов и другие машины. Часто вечерами, выпив, водители садятся за руль, тогда обстановка на дорогах становится ещё напряжённее. По отношению к водителям в состоянии алкогольного опьянения российский закон стал более строг. Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" был принят Госдумой 7 июля 2004 года и одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года. Принятый закон увеличивает срок лишения прав за вождение в нетрезвом виде с одного года до полутора-двух, так же по нему карается передача управления транспортным средством пьяному человеку. До вступления в силу нового закона вождение в нетрезвом виде наказывалось штрафом от 1000 до 2000 рублей или лишением прав на один год.
О том, что думают о культуре вождения псковских автолюбителей и есть ли она вообще, а также о том, как изменится обстановка на дорогах с вступлением в силу нового закона, корреспонденты ПАИ поинтересовались у людей, ежедневно передвигающихся по дорогам Псковской области на автомобилях.
Василий Полуектов, начальник управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Псковской области:
Хочется, чтобы водители Псковской области были более аккуратны на дорогах, но сейчас очень много грубых нарушений, наблюдаем сплошное бескультурье, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Существенных отличий в манере вождения псковичей и водителей из других регионов нет. Везде, как только нет сотрудника ГАИ, начинается беспредел.
За 8 месяцев на дорогах области погибло 163 человека. Сейчас мы наблюдаем снижение погибших в авариях. Но несмотря на это, ещё раз хотелось бы обратиться к водителям и родителям быть внимательнее на дорогах, особенно в начале сентября. А также хочется, чтобы родители напоминали детям правила дорожного движения.
Мы ежедневно задерживаем 25-30 водителей в состоянии алкогольного опьянения. За семь месяцев этого года их задержано 4 тысячи. Я считаю, что закон по отношению к водителям в нетрезвом виде должен быть более жёстким. Более жёсткий закон, конечно, может привести к увеличению суммы взяток, но моё мнение - не надо давать, не будут брать.
Василий Салопов, генеральный директор ЗАО "Псковпищепром", депутат Псковского областного Собрания:
Сам я езжу только по правилам, правила соблюдаю и уважаю. Псковские водители более воспитанные, чем в других городах России. При этом им есть чему поучиться у прибалтийских коллег. В принципе, на тактику псковского вождения накладывает отпечаток то, что город все-таки маленький. В мегаполисах переедут и не заметят, а у нас пропускают людей на пешеходных переходах. Хотя, опять же, надо отметить, что пешеходов пропускают на оживленных центральных улицах - Октябрьском и Рижском проспектах, на маленьких улицах такого не замечал. На стиль вождения влияют и многочисленные условия. У нас, например, ремонтируются дороги, подкрашиваются пешеходные переходы, недавно разгрузили развилку на перекрестке в районе "Четырех углов". То есть, условия на самих дорогах становятся лучше, водители меньше нервничают, больше уважают пешеходов. Так что, все взаимозависимо.
Варвара Пааль, пресс-секретарь губернатора Псковской области
Есть ли культура вождения? Скорее всего - нет. На наших дорогах в полной мере проявляется наш скобарский характер. Редко уступают дорогу - порой совершенно невозможно перестроиться на другую полосу - никто не пропустит. Иногда создается ощущение, что впереди идущая машина делает все, чтобы испортить тебе настроение - поздно включают поворот, резко и без надобности тормозят и так далее. Агрессия возрастает особенно тогда, когда замечают, что за рулем женщина - ну просто за счастье сделать ей что-нибудь гадкое. Отвратительно ездят таксисты. Не все, конечно, плохой ездой славится одна фирма в городе, назвать которую я, видимо, не имею права, но как только замечаю их фирменный знак, стараюсь объехать подальше - полное ощущение, что человек сидит за рулем впервые, но уверен, что он - Шумахер.
Надо сказать, что уважение водителей к пешеходам стало гораздо больше - чаще останавливаются. Для меня старики, женщины, дети - святое дело - их пропускаю практически всегда, если это безопасно для пешеходов. Особенно в зоне пешеходных переходов. Но порой сами пешеходы удивляют пренебрежением к собственной жизни. Ходят, где хотят и когда хотят. После того, как я оказалась, если можно так сказать, по другую сторону движения, перехожу дорогу только по переходу и желательно со светофором - знаете ли - надежнее. И не потому, что водители такие уж совсем хамы, просто разные бывают ситуации - отвлекся, в глаз что-то попало, тормоза отказали - пешеход же не знает, он же уверен, что прав...
Я часто бываю в Санкт-Петербурге, там водители терпеливее, нет такой активной агрессии по отношению к другим, как у псковичей. Наши - не подрезал пять машин - день прошел зря. Питерцы спокойнее, как мне кажется. В Новгороде тоже особенно никто никуда не торопится. Да даже в наших же Великих Луках уважение друг к другу и пешеходам гораздо больше. Я не думаю, что с вступлением в силу нового закона что-то изменится. Знаете, русский человек, он же по принципу "Авось пронесет" живет, да и потом, всегда есть возможность договориться. Как с этим бороться в тех условиях, что есть сейчас, мне сложно представить. А жаль, что все так.
Анатолий Копосов, депутат Псковского областного Собрания, председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике
У меня водительские права с 1977 года, все это время я соблюдаю правила. По поводу соблюдения правил дорожного движения - к сожалению, нарушают и пешеходы, и водители. Это объясняется и отсутствием взаимоуважения, и лояльностью закона. У нас часто забывают, что на красный свет надо стоять, что пешеходов нужно пропускать. Ведь даже водители из Прибалтики, приезжая в Россию, ведут себя здесь так же, как наши автолюбители.
В Прибалтике преемственность законодательства Европы, там все строго, и водители соблюдают правила. Там, даже если пустая дорога, пешеход стоит, а если в Прибалтике и переходят улицу на красный свет, то все знают, что это русский. Да, у нас есть система штрафов - и водителей, и пешеходов могут наказать рублем, но делается это, к сожалению, эпизодически. Изменения в законодательстве, согласно которым пьяных водителей лишают прав, - действенная мера, думаю, ситуация изменится в лучшую сторону. Но я бы на их месте сначала делал внушение, затем штрафовал, а в третий раз привлекал к уголовной ответственности.
Леонид Михнев, директор Псковского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта
У нас водители передвигаются по дорогам по принципу "Какой русский не любит быстрой езды", хотя эта поговорка применима только к езде на лошадях. Именно поэтому у нас такая высокая аварийность. У людей это, видимо, с детства: если мама видит, то конфетку брать не будем, если отвернулась, то возьмём. Так и псковские водители, как маленькие дети: если сотрудник ГАИ стоит, едем по правилам, если нет его, то как хотим. Культура вождения на 90% зависит от воспитания, но нужна и профилактика.
Если раз в год необходимо было бы в обязательном порядке пересдавать правила дорожного движения, то водители их регулярно повторяли бы. В странах Прибалтики ездят аккуратнее, чем в России. В Польше, например, вообще с правилами вождения строго.
У пьяных водителей я вообще отбирал права пожизненно. Ведь водитель в состоянии алкогольного опьянения - это потенциальный убийца, преступник. Правильно, что закон ужесточает меры. Конечно, чтобы не лишиться прав, водители будут давать взятки, а они в России были и будут, их не искоренишь.
Александр, таксист
Псковские водители ездят аккуратнее остальных, я, конечно, не говорю о тех, кто права в киндер-сюрпризе нашёл. Если долго водишь автомобиль, то очень хорошо видишь - кто давно ездит, кто недавно, кто права получил, а кто - купил. Единственное - по женщинам за рулём стаж вождения не определишь, не то она вчера села за руль, не то 10 лет назад, одинаково водят. Псковские водители более внимательны на дорогах, например, в Санкт-Петербурге очень наглые. Куда ни сверни, тебя везде подрежут, ещё пытаются тебе подставиться, чтобы с тебя же и деньги содрать.
Я сам за руль пьяный не сажусь, но знаю, что многие водители пьют перед поездкой, для того, чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее. С вступлением в силу закона меньше пьяных водителей на дорогах не станет. Что раньше на год прав лишали, что теперь на 1,5 -2 - в этом нет никакой разницы для тех, кто ездил за рулём в состоянии алкогольного опьянения. Раньше пьяные водители давали ГАИ-шникам взятки в размере 500 рублей, а теперь им этой суммы будет мало.
Я недавно проехал пост ГАИ, и начал мигать встречным водителям, предупреждая о "засаде", на следующем посту меня остановили сотрудники ГАИ и обвинили в нарушении правил светового сигнала. Они были не правы, но попытались выписать штраф. Здесь получается, что если ты не знаешь закона, правил дорожного движения, как говорится, назубок, то тебя в любом месте остановят, докажут твою неправоту и будешь платить штраф или взятку. А если это знать, то ГАИ-шники, видят, что тебя не проведёшь, и не трогают.
Елена Баранова, Полина Анисимова,
Псковское агентство информации.