В России – монополия, а в Псковской области – рынок
По мнению некоторых специалистов, в высоких ценах на автомобильное топливо в России виновата политика федеральных властей на получение как можно большей прибыли от экспорта сырой нефти. Для нашей экономики это едва ли не основной источник доходов и здесь можно найти общий язык с так называемым свободным мировым рынком: основными потребителями углеводородного сырья – западными концернами и, в последнее время, Китаем. Они загружают свою промышленность, мы, вернее, нефтедобытчики и отчасти государство – приобретают возможность запастись валютой.
В результате наши нефтеперерабатывающие предприятия испытывают дефицит сырья, модернизация производства идет медленными темпами, мощности не используются в полную силу, растут и накладные расходы на выработку одного литра топлива. Поэтому возможное осенью 2004 года повышение экспортных пошлин на нефтепродукты будет способствовать только росту цен на бензин и дизтопливо, а начавшаяся в сельском хозяйстве уборочная кампания еще больше осложнит ситуацию.
По мнению российского руководства, что-то изменить на этом рынке можно будет только в том случае, если устранить на нем монополии. О том, что существующие сейчас цены на топливо являются результатом картельного сговора, говорят уже на федеральном уровне. Но если в общероссийском масштабе существует хоть какая-то конкуренция, то на региональном ее нет вовсе.
Таможенный пост "Шумилкино", Печорский р-н
Псковской области, судя по заявлениям руководителей комитета по антимонопольной политике, удалось избежать монополизации топливного рынка. И начальник комитета Александр Соловьев, и его заместитель Людмила Самохвалова заявляют, что основные участники регионального рынка нефтепродуктов «ведут себя корректно», а «цены на топливо у нас свободные». Высокая, по сравнению с соседями, стоимость нефтепродуктов объясняется по-разному: или удаленностью от поставщиков, или небольшими объемами потребления.
Через 70 км. АЗС в Пскове.
Вот только никто не может объяснить, почему стоимость бензина на границе со странами Прибалтики ниже не только псковских, но и петербургских расценок. Возьмем для примера российско-эстонский пункт пропуска «Шумилкино». Там бензин марки А-95 на заправках ООО «Псковнефтепродукт» и ООО «Арис-Псков» стоит 12 рублей 80 копеек, а через 70 километров, в Пскове, уже 14-80.
Руководство ООО «Псковнефтепродукт» ситуацию комментировать отказалось вовсе, сказав только, что здесь «действует закон рынка». Правда, какой именно закон, уточнить отказались. Генеральный директор ООО «Арис-Псков» Владимир Шкляренко сообщил, что на границе «идет борьба за клиента, а в Пскове ее нет. Хотя цена там ниже рыночной, мы свою копеечку получаем и нас это устраивает».
Вроде бы все правильно: конкуренция процветает, и компании пытаются завоевать как можно большее число клиентов за счет снижения цен. Тогда почему то же самое не происходит в Пскове, Острове или Дно? Почему нет здесь борьбы за клиента? Почему все заправки повышают стоимость топлива чуть ли не синхронно? Официальный ответ мы вряд ли получим раньше, чем в Правительстве РФ решат, нужен ли нам рынок нефтепродуктов.
Константин Шморага,
Псковское агентство информации.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ("Комсомольская правда")
Зам. главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей ЦЫГАНОВ: Справедливая цена - 9 рублей за литр
- Андрей Геннадиевич, скажите честно, это сговор олигархов?
- Доказательств пока нет. Но мы их собираем. Разумеется, учитываем и рост мировых цен на нефть, и акцизную политику, и таможенные тарифы. Но могли ли одни эти факторы вызвать такую волну подорожания?
- Значит, виновников надо все-таки искать среди нефтяных баронов?
- Наши крупные нефтяные компании захватили весь топливный цикл: добывают нефть, гонят из нее бензин и торгуют им на собственных заправках. Компании, не входящие в крупные монополии, у нас занимают всего 6% рынка нефти. А независимые автозаправки скупаются крупными нефтяными концернами.
- Они и диктуют цены?
- Чем крупнее компания, тем у нее больше возможностей диктовать. Это аксиома рынка.
- Но почему Америка, закупая у нас нефть втридорога, умудряется бензин иметь дешевле?
- В США на топливном рынке более 3 тысяч независимых компаний. А в России 8 нефтяных империй. И все.
- Импортировать бензин из Америки теперь будем?
- Шутка, да? Не смешная. Даже грустная.
- Сколько бы стоил у нас бензин, если бы олигархи не подмяли под себя нефтеперерабатывающие заводы и заправки?
- 30 центов за литр было бы вполне конкурентно и справедливо.
- То есть 9 рублей?
- Теоретически - да.
- Какие меры принимаете?
- Прорабатываем создание в России открытой биржи нефти и нефтепродуктов. И просим ужесточить наказание за сговоры и монополизм. Сегодняшние штрафы не соответствуют тому злу, что несут монополисты. 5 тысяч минимальных окладов для компании с оборотом в миллиарды долларов - комариный укус.
- А сколько надо?
- 2 - 3 миллиона долларов. В Европе за неконкурентные действия вообще штрафуют на 10% оборота компании.
- Кстати, у вас у самого машина есть?
- «Волга».
- О-о-о!
- Да-да, бьет по карману.
да. надо сказать, что наши нефтяники оборзели совсем, проживая при непуганной демократии. но наверное, псковичам так и надо - они же не будут байкотировать никого. Вот на границе - один ввел 12.70 - и другим пришлось - ну хоть бы кто провернул это в Пскове