Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Жилищно – коммунальный ликбез

17:51, 26 августа 2004, ПАИ

Мы продолжаем разговор на тему деятельности жилищно-коммунального комплекса с начальником отдела ЖКХ Управления строительства Псковской области Владимиром Хохловым. Владимир Хохлов имеет кандидатскую степень, он защищался по муниципальным финансам. И мы опять попытались задать ему те вопросы, которые могут интересовать население.

 

Владимир Андреевич, расскажите про муниципалитеты, что это такое за трудно выговариваемое новое слово?

Есть понятие - муниципальное образование. Есть, например, муниципальное образование город Псков, город Великие Луки, есть районные муниципальные образования. Здесь, на месте, осуществляется самоуправление в размере муниципального образования.

 

В чем оно выражается?

Законно избранные народом со всего муниципального образования депутаты занимаются управлением территории, формируют ее бюджет, законы принимают. У волостей в районах тоже местное самоуправление. Например, есть поселок Палкино и есть район, но волости работают по смете, и являются  подразделением администрации. Там нет выбранных старост, пока их назначает Глава района как своих работников. Самоуправление осуществляется на уровне муниципального образования и на всей территории.

Почему же «муниципальное образование» -  негосударственная структура в государстве?

Правовое положение муниципальных образований записано в Конституции. Держатель власти – народ. Народ осуществляет свое управление через выборы, напрямую. Через государство и через местное самоуправление. Народное управление идет тремя путями. Местное самоуправление, т.е. попросту говоря, управление на месте, осуществляется в форме муниципального образования через выборы и государственную машину. Органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов. «Большой гаражный кооператив» - вот логика. Соответственно, муниципалитет имеет права и обязанности. Но главная его задача - жизнеобеспечение населения. Он это и обеспечивает. Но ему могут быть поручены отдельные государственные полномочия, например, учет кадров, военнообязанных. Это поручение государственное. Но главное - тепло, вода, канализация.

 

А права?

Тоже есть большой перечень, но смысл такой: муниципалитет  может организовывать это обеспечение, как считает нужным, но не менее госстандарта. То есть должны быть тепло и вода, но вводить в тариф уборку подъездов или не вводить, какие-то сборы делать – это право муниципалитета.

 

Какое отношение имеет ваш отдел государственного аппарата к ЖКХ муниципальных образований? Вот Вы сейчас, как я заметила, вертитесь как белка в колесе: туда котлы, сюда миллионы…

Мы, как Управление по строительству и ЖКХ области, должны обеспечить, организовать такую государственную функцию, как минимальный госстандарт в сфере медицины, образования, в коммунальном хозяйстве территории. Где не получается  у муниципалитета, пытаемся мы найти: кто виноват, в чем причина и как помочь.

 

Примеры, Владимир Андреевич, пожалуйста.

Например, в Пустошке. Там центральная котельная полностью выработала ресурс и развалилась. Сейчас район строит котельную к сезону новую, за свои деньги, как и должен, но у него разом таких денег нет. Поэтому наше Управление поспособствовало, чтобы была предоставлена  району бюджетная ссуда, которую он потом возвратит. Ему дали живые деньги, район организовал тендер, набрал подрядчиков и делает эту работу. Мы помогли ему со специализированной организацией, которая может выполнять функции заказчика. Помогаем, ездим туда, консультируем. Если бы это был город Псков, а не сельская Пустошка, они бы справились без нас.

 

А может быть так, чтобы все справлялись, и вы тогда не нужны будете?

Теоретически можно. Но когда нас больше, чем два человека, ожидать, что все справятся, когда много людей – нереально. И еще одна особенность: не мы же, не наше Управление назначаем местную администрацию, а ее избирает местный народ в соответствии с Конституцией. Поэтому он-то избирает, а контроль за тем, как справляется избранная муниципальная власть, должны осуществлять мы, государственные органы. Бывает, народ избирает тех, кто  лучше работает политически, языком. Где-то новая власть пришла, а накопившиеся проблемы, оказалось, решить не так просто. Нужно умение. Вот в Плюссе…

 

Там какая-то дыра жилищно-коммунальная. У них всегда проблемы с ЖКХ?

Да, такая проблема есть. Как я понимаю, и власти там меняются, но традиционно слабые новые люди, не в обиду будет сказано. Они энергичные, но пока есть ляпы, а когда осознают, что сделали не так, уже время потеряли. Там и менталитет выработался у людей соответствующий. Но если туда из Порхова администрацию переставить, а плюсскую – в Порхов, то дыра будет в Порхове. И наоборот. Власть в Плюссе не смогла  организовать вследствие своей компетенции нормальное жизнеобеспечение, оно слабовато. Поэтому и понятие такое прижилось – «черной дыры». Вот сейчас там баню закрыла СЭС. Надо делать крышу, но народу мыться негде. Более квалифицированная администрация не дала бы закрыть баню, можно было бы и с плесенью мыться. А пока подготовились бы и за две недели положили крышу. А теперь деньги ищут, проект делают, а народ не моется. Компетентная администрация, без сомнения, Порховская. И по мелочам, и по большому счету, кстати, срывов нет. Ведь можно поставить «китайскую задачу»

 

Это что?

Самим себе поставить нереализуемую цель. Например, «построить новую школу», и весь народ на это закрутить. А компетентная администрация понимает, что денег на это не будет, и просто содержит в порядке существующие школы, делает ремонты постоянно, варьирует школьные смены. И лучше не кидать такие «китайские идеи», они могут погубить администрацию. Вот и Плюсская администрация пока наберется опыта – снова выборы, могут переизбрать.

 

А где у Вас есть коммунальные проблемы в области?

Постоянных проблем, как таковых, нет. Возникают обычные рабочие проблемы. Вообще проблемы можно классифицировать, но вот есть одна, главная – политическая. Приход новой местной муниципальной  власти – и это есть проблема квалификации. За последний год пришли несколько новых администраций в районы. Понятно, что их выбрал народ, как отличных от других, как людей, может быть, некоего высшего стандарта. Но они по-разному втягиваются в хозяйственные дела. И местная власть принципиально отличается в нашей стране от западной. У нас нет рынка коммунальных услуг. На Западе политики больше, там частные и государственные кампании обслуживают  население. А у нас даже приватизированные квартиры остаются в муниципальном доме.

 

Получается, что организация местной жизни жестко завязана на такую структуру как муниципалитет?

Да. Работу выполняет весь аппарат муниципалитета под руководством его главы. Руководитель организовывает работу. С учетом того, что в России много завязано на местную власть и не отдано в частные руки, политики здесь в сравнении с Западом должно быть гораздо меньше. Ее не должно быть, а должно быть квалифицированное жизнеобеспечение людей на вверенной муниципальной власти территории. И сегодня муниципалитет получается практически руководителем холдинга: и тепло дает, и улицы подметает, и дома содержит. А глава муниципалитета -  как руководитель многоотраслевого  предприятия. И здравоохранение, и  благоустройство, и медицина, и образование – все это он организовывает. И получается, что от него зависят от тысячи до несколько тысяч в некоторых районах человек, работников муниципального образования. Из-за большой хозяйственной нагрузки муниципалитет является не политическим, а отраслевым хозяйственным  предприятием. Но некоторые люди идут на выборы и выступают политически, давая обещания каким-то группам, и приходят к власти по политическим амбициям, но без нужных навыков управления таким муниципальным холдингом. Так что есть проблема политических способностей и хозяйственных навыков, которая потом отражается в жизнеобеспечении населения территории. И уходит энное количество времени, чтобы получить профессиональные навыки. Вот и районы, где избираются главы: одни медленнее стартуют, другие быстрее. В Гдове пришла новая команда, которая не очень понимала, что должна делать, но быстро прошла путь осознания того, что они, по Конституции, отвечают за территорию. И неважно, какие организации занимаются теплом, главное, что власть несет ответственность. Так же сейчас и в Пушкинских горах, и в Новоржеве. Новые команды. Пришли и только втягиваются. Их квалификация не успевает пока за требованием времени. В Плюссе  уже осознают, за что отвечают, хотя иногда  возникает ситуация паники, когда кажется, что «все бросили». Но это чувство пройдет, когда все поймешь и освоишь методики управления. В таких условиях работают  все. Если местная власть поймет свои задачи и обязанности, она научится ставить вопросы и конкретно просить, что надо: «Дайте денег на баню». Денег дали, но это можно было сказать и месяц назад.

 

А откуда деньги?

Из областного бюджета. Там есть перечень строек и объектов для областных нужд.

Предложения по изменению вносит  исполнительная власть, в частности, наше Управление. А сессия Псковского областного Собрания решает, сколько дать и кому, что можно изменить в перечне.

 

А как дела в Великих Луках, коммунальная драма продолжается?

А  Великие Луки у нас теперь ничего особенно не просят, справляются, пришли новые люди и начали работать. Так что, у всех получается по-разному.

 

А Пыталово, Невель  - есть проблемы?

Проблемы есть все время, но они решаются: и котлы, бывают, не готовы, и в Пыталово, и в Невеле Главы давно работают. Громадных проблем нет.

 

А есть ли разница, Владимир Андреевич, между собственностью личной и муниципальной в системе оказания коммунальных услуг?

Жилищно-коммунальной разницы быть не может. Надо одинаково обслуживать и частное жилье, и муниципальное. Обслуживание собственности связано не с тем, чья она, а как она устроена. Надо одинаково выполнять техническое обслуживание,  его стоимость одинакова для всех. И за вашу частную квартиру вы оплачиваете часть услуг, и за муниципальную ту же часть.

 

А обслуживание подъездов, лестничных клеток?

Если дом, в котором все квартиры – частные, не создаст ТСЖ или кондоминимум, то вы не можете определить порядок уборки. За вас это будет определять муниципалитет. Он устанавливает: убирать или не убирать. Вводить в тариф плату за уборку или не вводить. В райцентрах, где люди не шибко высокообразованные, в отличие от горожан, убирают лестницы и подъезды. В Москве, знаю, введена плата за уборку в тариф.  Вообще-то приватизация квартиры дает вам право на кусочек лестницы, крыши, чердака. Но у нас нет таких методик разделения, регулирования своей собственности в доме.

 

Почему?

Мы не приватизировали полностью свой жилой фонд,  где-то  на 60%, и роста приватизации не видно. Вот в Эстонии такие методики есть, там все жилье приватизировано. И даже кусочек земли при доме дали на каждого. Поэтому и ТСЖ и кондоминимумы у нас не пошли по одной причине: мы все платим по-разному, кто-то не платит за коммунальные услуги вообще, а кто-то платит дисциплинированно. И если организован кооператив, с которым напрямую заключаются договоры по снабжению дома газом, водой, электричеством  и т.п., а кто-то не будет платить – все будет через месяц отключено. И страдать будут те, кто платит тоже.

 

В нашей стране, наверное, никогда не будут все платить за коммуналку, за квартиру?

Те, кто не может платить, должны быть выселены. Но у нас нет защиты от неплательщиков. Неплательщика не могут выселить, если он имеет собственное жилье, и не могут ничего у него лично отключить, кроме электричества. Нет такой системы. В принципе нет механизма, нет закона, который позволяет человека выселить. Но муниципалитеты должны избавляться от муниципального жилья - это мировая практика.

 

Но как же сейчас, в период  реформирования, кризисного перехода от социализма к капитализму, это делать? Ведь гораздо выгоднее жить в муниципальной квартире и не оплачивать ее.

Никакого кризиса не вижу: деревья, как росли, при социализме, так и растут, как ездят на автомашинах, так и ездят, только в  гораздо большем количестве. Как были раньше трубы ржавые, так и сейчас. Никакого кризиса нет.

 

Но тогда почему, Владимир Андреевич, у самой востребованной обществом профессии, у коммунальщиков, низкая заработная плата, которую еще и не вовремя платят?

Дает сбой система расчетов. И еще дело в психологии. Вот в Дно открыли абразивный завод, там зарплата до 12 тысяч и работать не разгибаясь, часть рабочих ушла с завода в коммуналку. В коммунальном хозяйстве нет такой потогонной системы. Но пока общество платит за коммуналку столько, сколько платит, оно и будет получать соответствующие коммунальные услуги.  Платежи к тому же идут нерегулярно. Вот система Чубайса стала высокого уровня тогда, когда заставили всех платить. И не бывает так: сначала научитесь прыгать, а потом нальем воды в бассейн, т.е. мы сначала улучшим, а потом вы заплатите. Нет, сначала нужно заплатить за то, что сделано, пусть за не очень хорошую работу. И на эти деньги, которые есть в руках, уже можно что-то улучшать. Коммунальное  хозяйство будет совершенствоваться по мере того, как мы научимся за него рассчитываться. Нормальные люди не будут работать бесплатно.

 

Наталья Шершнева,

Псковское агенстство информации.

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru