Порт «Сторожинец» - месяц до открытия
С момента распада Советского Союза водное сообщение между Россией и Эстонией на долгие годы фактически прекратилось, что значительно сократило уровень экономических отношений между двумя государствами. Только в 1996 году губернатор Псковской области Евгений Михайлов и старейшина Тартуского уезда Ян Ыунапуу начали процесс его возобновления. Ведь ни для кого не секрет, что перевозка товаров по рекам и озерам гораздо выгоднее и дешевле, чем дорожным транспортом. В 2002 году, вопреки всем межгосударственным трудностям, юридически водное сообщение Псков-Тарту стало возможно.
Одновременно 7 лет назад в маленькой деревушке Сторожинец Гдовского района, непосредственно граничащей с Эстонией, началось строительство нового речного порта, который смог бы взять на себя значительную часть грузопотоков из Эстонии, а также способствовать развитию российского экспорта. Так появился порт "Сторожинец".
На сегодняшний день все строительные работы в порту практически завершены, завезено все необходимое для его деятельности оборудование, построена гостиница. Ожидается, что официальное открытие «Сторожинца» состоится через месяц. За комментариями о ходе подготовительных работ корреспондент ПАИ обратился к начальнику отдела транспорта и связи администрации Псковской области Александру Куренкову:
Нет смысла скрывать, что строительство международного речного порта, как и любого объекта подобного масштаба, – это очень долгая и достаточно кропотливая работа, в успешном завершении которой далеко не все зависит лишь от воли областных властей. На сегодняшний день ситуация с портом, которую многие поспешили окрестить "эпопеей", пришла к своему закономерному итогу – водное сообщение между псковским и эстонским берегом может открыться уже в сентябре.
Необходимо понимать, что «Сторожинец» как объект международного значения это не просто речной порт, но и пограничный пропускной пункт. Для его открытия необходимо провести достаточно широкий ряд консультативных и согласовательных работ с федеральными властями и пограничниками. На сегодняшний день по требованию пограничников в «Сторожинце» было закуплено и установлено специализированное пропускное оборудование «Каскад» общей стоимостью 1,5 млн рублей. В данный момент областным властям осталось согласовать проект приказа об открытии порта с Министерством транспорта РФ.
По замыслу региональных властей, с момента своего официального открытия в сентябре «Сторожинец» должен стать открытыми воротами России в страны Европейского Союза, и, в первую очередь, в Эстонию. Есть уверенность, что осенью текущего года между Тарту и «Сторожинцом» начнется пассажирское сообщение, а с началом навигации 2005 года в порт смогут заходить и грузовые, и пассажирские суда. Предполагается, что через «Сторожинец» из Псковской области будет экспортироваться песок, торф, древесина, а из государств ЕС – товары народного потребления и продукты питания. Значительную роль в деятельности речного порта мы планируем уделить налаживанию и развитию добрососедских отношений с гражданами Эстонии. Водное сообщение по Псковскому озеру позволит родственникам посещать могилы предков, расположенные на территориях двух суверенных государств, более коротким, исторически сложившимся водным маршрутом.
На мой взгляд, открытие международного речного порта в Псковской области должно сыграть еще одну немаловажную роль – стать дополнительным катализатором для развития регионального туризма. Любому европейцу будет интересно приехать в Россию именно водным путем, а не в душном автобусе, а сойдя на берег – увидеть живописные места Гдовского района, остаться здесь на несколько дней. Для развития и укрепления туристической сферы уже сегодня на территории района построены несколько баз отдыха соответствующего уровня. Кроме этого, прямо в порту построена высококлассная гостиница, где смогут на некоторое время остановиться приехавшие в Россию туристы. В будущем руководство порта планирует построить на близлежащих территориях небольшой развлекательный комплекс.
С началом навигации в следующем году мы планируем задействовать «Сторожинец» и как грузовой порт. Для этого необходимо в ближайшее время завершить строительство и оборудование специального таможенного терминала, где будут определенное время храниться грузы. Я считаю, что на сегодняшний день переоценить значение «Сторожинца» для экономики Псковской области достаточно сложно. Со временем он может стать крупным международным транспортным центром, который будет приносить значительные доходы в экономику псковского региона.
Кирилл Сусленников,
Псковское агентство информации.