Пенсионерский круг жизни
Я давно заметила эту немолодую женщину, она всегда сосредоточенно путешествует от своего дома к магазинам, во двор, у нее какие-то дела. Подошла, когда она вешала выстиранное белье, и спросила про пенсионерскую жизнь. Оказалась эта жизнь вполне типичной, но не особенно. Альвине Тимофеевне 67 лет, она почти десять лет не работает, живет сейчас на пенсию в 2250 рублей. Не самую маленькую в рядовой иерархии пенсий. Отработала 32 года на одном месте, на заводе АДС, старшим инспектором по кадрам. С сорока лет вдовствует. Привыкла одна, тяжело, но справляется. Сейчас и пьющий сын живет с ней, она его кормит, но, бывает, и сам зарабатывает на клюкве. Встает Альвина Тимофеевна в семь утра, приводит в порядок двухкомнатную квартиру, кормит свою любимую кошку Мэри, потом себя и внучку, идет на рынок. Покупает бездомным котам и своей кошке рыбу, а «внучке я готовлю все свежее». Бездомные кошки рядом, на другой улице. Она их нашла умирающими, пожалела, и вот уже кормит пять лет, никак не бросить – жалко. Альвина Тимофеевна – женщина красивая, с выразительным взглядом больших голубых глаз.
Альвина Тимофеевна говорит о себе:
«Я неугомонная, непоседа. Днем никогда не отдыхаю, иначе, что ночью делать? Сама все убираю, мебель переставляю. Вот белье выстирала Ретоной. Очень хорошая штука, я ее купила еще года два назад, когда она стоила 1300 руб.
А откуда деньги, Альвина Тимофеевна?
А нам через суд выплатили задолженность по опекунским внучке, вот я тогда и купила для нее много чего: и ковры, и пылесос, и фен ей дорогой, и кухонный комбайн, и кастрюли красивые.
Сколько опекунские?
Сейчас 2500, а были – полторы тысячи.
Так куда идет пенсия, Альвина Тимофеевна?
В основном - на питание. Плачу за коммунальные услуги, телефон, свет – около пятисот рублей. Плачу за кабельное телевидение, я ради внучки его провела. Моей пенсии хватает на десять дней. Потом получаем опекунские, тоже на столько же хватает. Я из долгов недавно выпуталась, после получения опекунских через суд. Вот тогда позволили себе немного пошиковать. А теперь опять занимаем. Вот варенье не сварить – сахар дорогой. А внучка заказала десять банок помидоров, она их очень любит. Буду думать, как выйти из положения, где занять. Но вот мебель разваливается, и я уже не смогу купить новую. Не на что.
Вы хорошо одеты.
О, это давнишнее.
У Вас есть обида на государство, Вы не считаете, что раньше лучше было с пенсиями и на пенсию можно было прожить?
Нет, на эту пенсию жить нельзя, все идет на вымирание. Высокие цены, очень дорого.
Я стараюсь отгонять от себя все мысли. Тут так было плохо и не на что жить, что я думала хоть вешайся, но потом получили опекунские, и вроде стало можно жить. Я стараюсь внучку одеть как следует. Вот сегодня утром сама каши манной наварила и хорошо, думаю, можно жить дальше.
Альвина Тимофеевна, вот сейчас льготы заменяют деньгами, как Вы, подсчитали, что Вам выгоднее будет?
Я ничего не считала и голову не хочу забивать. У нас всегда правительство то деньги меняет, то доллар падает. У меня деньги пропали на книжке, теперь льготы. И считать ничего не собираюсь: считай - не считай, что задумали, так и сделают.
Хоть что говори, все равно как мы хотим - ничего не будет. Правительство наше знает, как мы тяжело живем. Еле-еле ноги тянем, что тут говорить, говорить ничего не надо, но помощи никакой нет. Вот такие дела.
А помада откуда, Альвина Тимофеевна?
(шепотом) За десять рублей купила. У меня должна быть и прическа, и крашусь сама, стараюсь.
Вот такой разговор получился. О выживании. Простые люди – это бедные люди, которые не ищут перемену участи и справляются со своей жизнью, как могут, ничего и не от кого не ожидая. Даже от государства, от которого привыкли ждать указаний и денег на жизнь по старости. Теперь ничего не ждут, а главное не верят, что будет что-нибудь хорошее. Ведь старость страшна не только мизерным унизительным пенсионным пособием, но еще и тем, что ты становишься зависимым от окружающих. И справиться с собственными трудностями все сложнее и сложнее. Думаю, и наши молодые потому не проявляют особенного рвения к работе и пенсионным накоплениям, что на государство не надеются. Они видят, как их родителей, бабушек и дедушек оставили голыми. А наши пенсионеры все равно не сдаются. И их пенсиюшки хватает и на непутевых детей, и на бездомных кошек. Не хватает только на себя.
Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
Нет комментариев