Декаданс, либерализм, революция
Поводом для ненавязчивых размышлений о стереотипах сознания послужили «Философовские чтения», проходящие сейчас в Псковском музее-заповеднике.
Семья Философовых – семья на редкость идеологичная, активно влиявшая на самосознание российской интеллигенции, а к ней, к интеллигенции, можно причислить не только студентов, разночинцев и поповских детей, отрекшихся от отцов, но и русское дворянство с его усадебными традициями, дворовыми девками, пьяными конюхами и блестящими фамильными коллекциями. Как, например, в случае с Философовыми, картины из коллекции их дома украшают галерею Псковского музея-заповедника. Музей, отдавая некоторый долг владельцам, и устраивает чтения памяти Дмитрия Философова, знаменитого эссеиста, редактора журнала «Мир искусства». Мать Дмитрия Анна Павловна Философова, урожденная Дягилева, была основоположницей женского движения в России и косвенно поучаствовала, как утверждала, сама того не ведая, в убийстве императора Александра II. Сам Философов, будучи эстетом, обозначил «буревестника революции» Горького Хамом и сделал для Великой Октябрьской революции гораздо больше, чем обычный член РСДРП. Как, впрочем, и многие другие утонченные натуры русского «серебряного века».
Блестящий доклад об эссеисте, философе, журналисте-эстете Дмитрии Философове сделал на чтениях профессор Ньюфаундлендского университета (Канада) Джон Стюарт Дюррант. Дюррант отметил, что развитие культуры России в начале ХХ века шло в духе апокалипсиса. Этот апокалипсис, как точно определил суть времени канадский профессор, в учебниках о культурной эпохе назван «серебряным веком» или декадансом. Это время стало для советской диссидентствующей интеллигенции примером мученичества свободного художника в Российской империи. Декаданс - явление дьявольски обаятельное. Этот знак тлена, бесстрашие цинизма очень тонко и изысканно художественно выражен в живописи, музыке, эссеистике. Тонкокостные красавицы Бакста и Серова, с узкими спинами и тонкими талиями, небрежными пахитосками и змеиными глазами. Нежные юноши в пенсне, лечащие печень в карлсбадах. Двойственность пола и мысли, когда мужчины – женщины, а женщины – мужчины. Когда декларируемая русская природа пленена западными идеями «свободы - равенства – братства». Утонченные кокаинисты превращаются в комиссаров, и данный исторический факт используется в модернистском романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота». Серебряный век – век Луны и дыхания смерти был отмечен бесчисленными литературно-художественными кружками, теософскими обществами и религиозными собраниями. Эта разрушительная энергия индивидуального эгоистического «я» перетекала в политические идеи либерального Запада, хорошо известные России.
Поэты и художники, музыканты и философы генерировали мощную энергию декаданса, трансформированную затем в энергию большевистского разрушения. Идеология декаданса была столь заманчива и соблазнительна, что сокрушила уже шатающуюся и, казалось, вечную триаду «Православие - Самодержавие – Народность». Художественная интеллигенция, куда можно отнести и большой класс просто образованных людей, в своей творческой гордыне расшатывала основы государства, которое, по ее убеждению, живет неправильно и неверно, и государство надо реформировать. Самодержавие в России воспринималось эстетами как анахронизм, как нечто стыдное, безнадежно отстающее от блестящего западного мира роскошного порядка и буржуазного рационализма. Предполагалось реформировать и церковь, превращая ее в некую эзотерическую новую, выдуманную умниками, религию. Занимались богоискательством, создавая теософские общества и религиозные собрания, куда приглашался цвет русского общества и иерархи церкви. Шли разговоры о единении русского общества и реформации церкви. Известные эстеты Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и Дмитрий Философов и многие другие строили новую эзотерическую церковь, предавая национальные традиции и православную веру. И когда Царь отрекся от престола, русская православная церковь приняла Временное правительство в надежде на обещанное возвращение Патриархата, но Патриархат церкви вернули большевики, и полетели головы православных иерархов и простых священников.
Художественные группировки и общества были связаны перед революционными событиями с политическими организациями очень тесно и, как правило, занимали радикально антисамодержавную позицию. Не только Ленин, но и они шли «другим путем» к Богу и новой жизни, они этот путь определили и пытались превратить интеллектуальную химеру в реальность. Журнал, который издавал Философов в 10- е годы ХХ века, так и назывался концептуально «Новый путь».
Политизированность того лунного мира, серебряного мира русской умирающей культуры была очевидна. Создатели идеологии декаданса не были мучениками идеи, изгнанными большевиками из страны. Это были жертвы собственной интеллектуальной гордыни, разрушившей русскую культурную традицию западным либерализмом. Они дунули в панике на Запад и вскоре обратили свои яростные антибольшевистские плевки в свое Отечество. В тот большевизм, который и породили своими бесконечными собраниями, поисками своего бога и государственности.
И революция, большевизм явились не результатом деятельности маленькой политической РСДРП, а результатом многолетней разрушающей либеральной идеологии. Богоискательство интеллигенции в России было ярко выраженной тенденцией, рефреном интеллектуальной жизни общества. И Распутин, как юродивый, появился в нем совсем не случайно в этой мешанине теософских и религиозных обществ, непонятно что декларирующих: то ли масонскую идею тайного строительства и влияния, то ли новую русскую церковь. Общество презирало свое Отечество и желало его реформации во всех ипостасях государственной жизни. А потом за большевистской партией пошел народ, грабя и вожделея аристократической роскоши, равенства и справедливости. Лозунг либералов «свобода - равенство – братство» сокрушил триаду русской идеологии, потому что вошел в российское общество задолго до 1917 года. Вошел, в частности, мировоззренческими идеями Дмитрия Философова.
Натура по-человечески мелкая, не без крохоборства, капризная, но блестящего философского остроумия и дарования, он стоял у начала культуры «серебряного века». Серебряный век трансформировал энергию декаданса в энергию либерализма. На самом деле в 1917 году победил русский либерализм. И дворянство, оплакиваемое советскими диссидентами, тоже внесло свою лепту и в создание такого феномена как Временное правительство, и в крушение Отчества. Так что разорение усадеб и дворянской культуры есть расплата за предательство Родины. Первыми бросили свое Отечество русское дворянство, художественная интеллигенция, интеллектуальная элита России, как сказали бы сейчас. Они были недовольны устройством своего государства и презирали свой народ, к которому давно перестали иметь какое-либо отношение.
Сама декадентская ситуация начала века ХХ века очень похожа на начало ХХI века в России с разницей в талантах и территориях. Всего этого сейчас гораздо меньше. Но та же двойственность сознания: русский менталитет и западные идеи либерализма; та же ненависть к собственному государству, та же двойственность пола, когда героями времени стали геи и наркоманы. Мы также переживаем сейчас время победившего либерализма в России, но у нас нет теперь Сталина, нет крестьянства и пролетариата как класса. И баррикад не будет.
Дмитрий Философов благополучно дожил до 68 лет в Варшаве одиноким философом. Там и похоронен. А в Бежаницах Псковской области, рядом с его родовым имением, дворянским гнездом Философовых - Богдановским проходят ежегодные чтения памяти человека, презиравшего Россию. А местный люд это Богдановское разорил окончательно и бесповоротно после революции. В истории не бывает сослагательных наклонений, потому что в ней все правда и правильно. В жертвы и палачи идут добровольно.
Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
Нет комментариев