Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Вадим Лаптев: Сельский туризм в Псковской области – прививка эстонская, иммунитет российский

18:11, 05 августа 2004, ПАИ

27-28 июля в Пскове прошел семинар, на котором чиновники областной администрации совместно с эстонскими специалистами туристического дела познакомили сотрудников районных органов власти, представителей туриндустрии с принципами развития сельского, природного и экологического туризма в Эстонии.

Оказывается, наши соседи уже несколько лет обращают естественные природные зоны - леса, болота, луга и озера в выгодный продукт, который пользуется бешеным спросом не только у собственных горожан, но и заезжих финнов, немцев и шведов. Как грибы за считанные месяцы на месте развалившихся колхозов постсоветской эпохи выросли стилизованные эстонские деревеньки с небольшими гостиницами, баньками, ресторанчиками. Появились загородные пансионаты и тропы здоровья. Глава каждого эстонского уезда с предельной точностью теперь может сказать, сколько в его районе койко-мест создано для туристов в этом году и сколько запланировано в следующем. Конкуренция настолько высока, что каждый фермер, прежде чем начать работать в этом направлении, теперь приглашает специальных консультантов, дабы те нашли ту неповторимую «изюминку», выдумали что-нибудь такое, чего нет у соседа. Старые свадебные обряды и секреты постройки древних кораблей всерьез продаются на эстонском туристическом рынке. Это подстегивает людей копаться в архивах, вспоминать свою историю, возрождать давно забытые традиции, ремесла и промыслы.

А как с этим на Псковщине? Ведь здесь тоже немало уникального, и все совсем не так, как у наших балтийских соседей. Можно ли развивать такой вид туризма на нашей земле? Об этом корреспондент ПАИ говорил в день начала семинара с руководителем комитета по внешним связям и туризму администрации Псковской области Вадимом Лаптевым.

Вадим Евгеньевич, расскажите о сегодняшнем семинаре. В рамках какого проекта проводится, какая цель и какие мероприятия запланированы?

 

Это совместный проект Псковской области и Эстонии в рамках подписанного соглашения между администрацией области и Институтом внешней политики Эстонии. Два года назад мы заключили такой договор, предварительно проведя один из проектов. Проект прошел очень удачно. И мы поняли, что, в принципе, совместная работа по развитию контактов между российскими и эстонскими бизнесменами, предприятиями, просто людьми необходима. Со стороны администрации договор подписал губернатор, со стороны эстонского МИДа - член совета попечителей, депутат Эстонского парламента. А в рамках этого договора был написан уже проект по развитию туристской инфраструктуры Псковской области.

Проект обучающий, основной целью ставит обучение специалистов районного звена Псковской области хуторному туризму, принципам подготовки туристских кадров и реализации на практике именно эстонской модели. Тут два очень важных составляющих момента. Первый - то, что Эстония по развитию хуторного, сельского, природного туризма идет впереди нас. Второй - для них это как бы приоритет в связи с тем, что отсутствует такое количество исторических памятников, как у нас. В Псковской области все-таки больше развит культурно-познавательный туризм. Но мы бы хотели втянуть, именно втянуть наши районы, чтобы развивать сельский туризм, развивать туризм там, где нет известных памятников. С этой целью был написан проект, его писал Институт внешней политики Эстонии, мы давали только координаты и рекомендации. Это будет проект, ориентированный в основном на турбизнес и на сельские районы. Прошел один семинар в Эстонии, сегодня второй семинар в рамках этого проекта. С российской стороны участвует порядка тридцати предприятий. С эстонской стороны сегодня работают два преподавателя из Тартуского университета и Пярнуского колледжа туризма - специалисты в этой сфере, как раз маркетологи, люди которые продвигают продукт, его делают и реализуют, как в Эстонии, так и за рубежом. В середине августа мы планируем ответную поездку. Опять порядка десяти предприятий Псковской области поедут в Эстонию - будут смотреть на месте то, о чем нам сегодня пока только рассказывают. Ну а потом будем искать способы и возможности применить это у нас в области.

 

Вадим Евгеньевич, а местное население сельских районов будет как-то задействовано, или работой будут заниматься только предприятия туриндустрии?

 

Конкретно в самом проекте, естественно, будут задействованы пока только предприятия. Но идеология и стратегия, я опять же опираюсь на эстонский опыт (я немножко его знаю), идеология и стратегия всего сельского туризма – это вовлечение всего местного населения в развитие туризма.

Опять же, если население не поймет, что туризм приносит им блага и прибыль, и не будет участвовать в этих проектах - эти проекты обречены. Потому что мы не получим поддержки среди жителей, не получим людей, кто будет работать над этими проектами. Это обязательно надо делать. Это как бы основная канва, которая нигде не прописывается, но она везде подразумевается. Вовлечение местного населения - это продукты питания, размещение, транспорт, услуги лесников и так далее. То есть целый комплекс. Это первое. Второе - люди должны быть заинтересованы, потому что это прямые инвестиции в их регионы, в сельскую местность за счет людей, которые приезжают и привозят деньги. Возьмем любую деревню - человек приехал на какую-то базу, на мероприятие, заплатил за услуги, еду, развлечения. Так что, естественно, сельское население - это приоритет.

 

А местные органы власти насколько будут заинтересованы в развитии сельского туризма? Ведь можно создать прекрасное место для отдыха, но у селянина или молодого бизнесмена, как правило, нет достаточных средств на подвод туда хорошей дороги.

 

Сегодня в семинаре участвуют представители районных администраций. Они сами все услышат и сами все увидят во время нашей поездки. Проблему инфраструктуры мы, конечно, решить не можем, мы можем создать условия. И если район, его глава, районный совет поймут, что это перспективное направление для района, соответственно, при составлении бюджета на будущий год будет учитываться интерес. В любом случае, речь идет не о зарывании денег в землю, а о возврате вложенных средств через приезд туда туристов или жителей других регионов и государств, для того, чтобы там отдохнуть или поработать.

 

Мы наблюдаем постоянный интерес москвичей, питерцев, жителей других крупных городов России к отдыху на Псковщине. А захотят ли иностранные туристы провести свой отдых в российской глубинке?

 

Поэтому у нас и проект международный! Мы рассчитываем, прежде всего, на эстонский опыт. Во-первых, эстонцы сами должны поехать, во-вторых, мы считаем, что через рекламу этого проекта в эстонских, а с ними и финских, шведских средствах массовой информации, мы сможем заинтересовать, прежде всего, северные страны. Кстати, такой вид туризма, который именно связан с природой, этнографическими возможностями, таким «русским духом» очень там популярен. Конечно, это не массовый туризм, по сравнению с всемирно известными местами даже в Псковской области, но с чего-то начинать надо. Надо как-то поднимать районы, через туризм. Совсем недавно Президент обозначил эту тему, и мы считаем, что это очень актуально для нашей области.

Мы сегодня говорим о районах, где туризма не было вообще. Возьмите Локнянский, Пустошкинский районы, да практически любой район Псковской области, кроме Печорского, Псковского и Пушкиногорского. Сфера туризма там почти отсутствует. Я имею в виду приезд туда туристов - внутренний и въездной виды. Эта маленькая ниша экономики, раз Президент на это обратил внимание, будет развиваться, я уверен. Надо, чтобы эта ниша была заполнена и в Псковской области. Да, наша область одна из самых посещаемых в России среди подобных нам областей. Мы одни из лидеров в этом направлении, но мы, опять же, лидеры за счет раскрученных брендов Псковской области. Если мы сегодня дадим районам понять, что означает для них туризм, как этим вопросом заниматься, естественно, предложим свою помощь в раскрутке и реализации этого проекта, соответственно, эти районы смогут на этом зарабатывать.

 

Раз уж мы учимся на примере эстонцев, у них последние несколько лет сельский туризм имеет мощную поддержку за счет финансовых средств Евросоюза. На развитие ландшафтного дизайна для фермеров предусмотрены специальные дотации. А у нас ведь этого, в принципе, не предвидится?

 

Я думаю, что в ближайшее время не предвидится. Если мы говорим о каких-то дотациях, то мы можем предложить государственную поддержку в виде продвижения продукта, который в районах должны создать сами. Пусть он будет сначала маленький. Пусть он будет дешевый, с небольшой долей прибыли, но он будет. Мы сможем развить, помочь реализовать его на рынке, помочь найти покупателя, потребителя этого продукта.

 

Но ведь существует проект «Серебряное кольцо». Наш сельский туризм может стать частью этого проекта?

 

Не знаю. По большому счету, я очень рад, что озвучено «Серебряное кольцо». Псковская область его, в общем-то, поддержала одной из первых. В перспективе все возможно. Но я не думаю, что в ближайшие 2-3 года это будет работать на дотационной основе. Вряд ли государство будет платить, у него и без того много бюджетных дыр. Мы пока надеемся на собственные силы. Первый шаг - объяснить людям, как это делать. Второй шаг - будем считать, удалось ли нам это сделать. Хочу подчеркнуть, что везде за рубежом основную роль в развитии сельского туризма играют местные власти. В лице администрации Псковской области мы только создаем условия. А основную поддержку окажут муниципалитеты. Та реформа, которая у нас в России будет проходить по органам местного самоуправления, как раз подразумевает ответственность местного руководителя за то, что происходит в районе. В том числе - за развитие туризма. Потому что это вид экономики, который, по существу, огромных затрат не требует, чтобы получить быструю отдачу. Нужны лишь желание и политическая воля. Все остальное может сделать местное население, если его вовлечь в этот процесс. А если мы будем сидеть и ждать, пока администрация принесет кучу денег и привезет сюда туристов, мол «нате вам туристов, зарабатывайте!». Так не бывает. Мы должны создать условия и показать людям преимущества, как можно из ничего сделать продукт и представить его на рынке. Для этого мы и проводим сегодняшний семинар.

 

 

Александр Захаров,

Псковское агентство информации.

Все новости

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru