Александр Котов - о том, чему учит система образования
Я окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт в 1983 году. Один преподаватель объяснял нам, студентам, что задача образования – не в механической зубрёжке, не в заучивании материала. Главное, научиться понимать суть того, что мы изучаем. Я запомнил эти слова на всю жизнь.
Образование человеку нужно, чтобы лучше ориентироваться в жизни, знать, где и как найти необходимую информацию, как отсеять ненужную. Когда человек адекватно понимает суть происходящего, ему проще принимать решения, проще жить – он самостоятелен и конструктивен.
Я учился в советское время. Тогда не было возможности скачать материалы в интернете. Чтобы написать какую бы то ни было работу – самостоятельную, практическую или курсовую, нужно было идти в библиотеку, искать справочную литературу, читать нужные книги. Сейчас все можно легко списать, то есть попросту украсть, не напрягаясь, и это не самое лучшее достижение научно-технического прогресса, поскольку способствует не развитию, а скорее деградации личности.
И, положа руку на сердце, думаю, именно поэтому люди стали меньше вникать и анализировать. Многим стало проще украсть чужое вместо того, чтобы потрудиться создать что-то свое. Порою жизненно важные решения принимаются эмоционально – под воздействием «хотелок» или раздражения. Все больше людей не желают жить своим умом.
В этом нет исключительно вины системы образования – она по-прежнему способна давать качественные знания. Как на уровне среднего, так и на уровне среднетехнического, и на уровне высшего образования.
Проблема в другом. Если человек «ленив и не любопытен», не хочет по-настоящему получать знания, самообразовываться, то никакая система не сможет ему ничего дать. И надо ещё подумать, как вернуть взрослым и детям желание учиться и расти интеллектуально.
К сожалению, в последние десятилетия в общественном сознании утрачена связь между образованностью и успешностью. Когда-то высокий уровень знаний был едва ли не основным признаком принадлежности к элите. Дворяне получали такое домашнее образование, что поступали с ним в университеты.
Сегодня, напротив, бытует мнение, что не тот успешен, кто образован, а тот, кто, пользуясь нужными знакомствами, хорошо устроился в жизни и добился имущественного благосостояния.
На самом же деле так не получается. Или получается, но ненадолго. Человек, действительно, может, используя связи, попасть на высокую должность. Но, как пелось в одной песне – если «туп, как дерево, родишься баобабом» – очень скоро может выясниться, что это профан. И вышестоящее начальство, и подчиненные увидят несостоятельность – он вылетит с треском, не сделав ничего хорошего, запомнившись окружающим как недалёкий самоуверенный персонаж.
Впрочем, не надо и переоценивать роль образования. Оно учит мыслить, правильно пользоваться информацией. Но сколько книг ни читай, а теоретическая подготовка и практика – это разные вещи.
Ни одно образование не может дать специалистов, способных сразу свернуть горы на предприятиях. Поэтому во всех профессиях всегда практиковался институт наставничества. Разница между студентом, который готовился плохо, и тем, который знает теорию на пять, в том, что они с разной эффективностью осваиваются в практической деятельности.
О себе могу сказать, что в детстве я прекрасно понимал, что нужно хорошо учиться, и старался заниматься усердно. И потом всегда убеждался, что в любом деле главное – трудиться добросовестно. Тогда ты будешь всегда востребован. Мне не приходилось куда-то лезть по головам или толкаться локтями, рваться к должности – я получал предложения. И вывел для себя простое правило: если человек с самого детства стремится хорошо учиться, то в будущем он обязательно сможет сам понять, что ему интересно, сумеет определить приоритеты, найти своё место в жизни и чувствовать себя уверенным в силах и в завтрашнем дне.
Александр КОТОВ,
председатель Псковского областного Собрания депутатов
к тому, что таких баранов, как ты, хоть с ЕГЭ, хоть без ЕГЭ, научить ничему нельзя
Кстати, Турчак, проинформируйте избирателей о структуре расходов на строительство крепости, набережной, детского парка, улицы Ленина, строительстве Ледового дворца,
о размерах обязательств, которые мы сегодня вынуждены нести на оплату кредитов по этим расходам и о расходах на эксплуатацию!
И заодно представьте нам пожалуйста финансовый план по возмещению этих расходов и сведения об источниках из которых возмещаются эти расходы. Вот тогда и будем разговаривать о том, что нам нужно строить, а что нет. И вот пока вы это не представите на суд общественности, можете даже и не заикаться о том, что и в каких объёмах нам нужно строить. Это во-первых.
А во-вторых опубликуйте пожалуйста в открытых источниках сведения о конечных бенефициарах тех компаний, которыми на сегодняшний день осваиваются бюджетные и привлечённые под обязательства бюджета средства. Включая строительную, дорожную отрасли, обеспечение бесплатными лекарствами больных, предоставляющих услуги в сфере культуры на конкурсной основе и т. п. Вот тогда и поговорим.
Так, как Турчак, в Пскове мог работать только враг!
В результате, за несколько десятилетий, Россия ушла в яму собственного дерьма, а не в шоколадные края с молочными реками и кисельными берегами.
Теперь и лично президенте США Б. Обама смеясь показал, что Гайдар попался на их крючок, что в крупных странах, даже в США, государство не уходило и не уходит из экономики, он с радостью тыкает нам, что РФ уже хуже, чем страна третьего мира. Более того, не только США активно разваливают экономики иных государств для обеспечения интересов и потребностей своей экономики. Сегодня уже ЕС давит на Латинскую Америку, чтобы те не поставляли продовольствие в Россию- т.е. государства решают свои экономические вопросы и проблемы. Какой же это уход из экономики?
По этой причине вопрос к Путину:
долго ли Россия будет идти по пути, указанному Е. Гайдаром, в угоду чужим экономическим интересам и потребностям, строя некую частную экономику?
Не пора ли трезво осмыслить реальную ситуацию и плавно поменять курс на более прагматичный и управляемый - в интересах настоящего и будущего России, т.е. государство должно вернуться в экономику, владеть и контролировать экономикой, а также соответствующими экономическими процессами на своей территории.
Время для этого еще не прошло! Пусть Запад смеется, что ловко обманул Россию, и она ушла из экономики.
Вперед! В СССР!