Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Эскиз №5

09:44, 19 мая 2014, ПАИ

Так случилось, что мое представление о Первой мировой войне сложилось не из чьего-либо исторического труда или учебника, а из литературы.

Знакомство с произведениями Олдингтона, Ремарка и Хемингуэя, с их крупнейшими «антивоенными» романами «Смерть героя», «На Западном фронте без перемен», «Прощай оружие» стало чем-то большим, нежели просто знанием о событии. Они подарили факту время и место, а историческому процессу - ее участника.

Безличное описание «объективных процессов» и «движущих сил» истории, обнажает очень страшную проблему, забывать о которой - страшно. Проблемы эта - отсутствие в изложении пары человеческих глаз, глаз видящих и понимающих; зрения  - как факта причастности существа к жизни. 

В глазах человека  -  его история, его культура, его жизнь, и я совру, если скажу, что история великого и сильного государства, изложенная в сорока томах, мне более интересна, чем история этого человека, написанная в таком же объеме. Пусть жизнь его была средняя, обыкновенная и бесцветная, но в этой повседневности и есть та правда, с которой приходиться считаться каждому, переживая ее в течение жизни.

Юрий Левитанский очень точно и тонко выразил это в своем стихотворении:

Всего и надо, что вглядеться - Боже мой!
Всего и надо, что внимательно вглядеться,
И не уйдешь, и никуда уже не деться
От этих глаз, от их внезапной глубины.
Всего и надо, что вчитаться - Боже мой!
Всего и дело, что помедлить над строкою,
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть.
 
Мне жаль неузнанной до времени строки,
Но все ж строка - она со временем прочтется,
И перечтется много раз, и ей зачтется,
И все, что было в ней останется при ней,
Но вот глаза - они уходят навсегда,
Как некий мир, который так и не открыли,
Как некий Рим, который так и не отрыли,
И не отрыть уже, и в этом вся печаль.

На минувшей неделе я заглянул на выставку «Знаки памяти», где представлены 18 эскизов памятных знаков солдатам и офицерам Российской Императорской Армии, погибшим на фронтах Первой мировой войны в 1914-18 годах и похороненным на Мироносицком кладбище в Пскове.

Осматривая эскизы я замечал в них скопление знаков и знаний, мне недоступных; замечал что-то говорящие архитектурные элементы и намекающие детали, но не понимал что они говорят и кому. В этом я сознательно «пеняю» на себя, и сознаю, что вина в этой слепоте исключительно моя и ни в каком случае не автора эскиза. Но что произошло со мной увидевшим Нечто среди всех композиций, увидевшим что-то настолько знакомое сердцу, словно копившееся там долго, и враз растраченное?

Это был эскиз №5 под названием «Воин».

Еще до знакомства с описанием проекта, пояснительной информации к нему, я впился глазами в этот предмет, точнее в этого человека, и увидел многое и вспомнил многое.

Увидел разбитого чем-то человека. В нем были те самые два глаза - глаза будто не имеющих понимания, не видящих ни памяти, ни личной истории. Смотря куда-то сквозь и мимо они будто пренебрегают подножным миром, пугаясь его. Да и мира та никакого нет под ними -  один обрывок почвы для стоп, вовсе не для равновесия. 

Словно распятый на оружии, распятый войной и противоречиями, рухнувшим прошлым и вовсе неясным будущим, идет он навстречу пустоте. В пустоте этой, кривыми щепками плавают останки былой жизни, жизни-корабля, которой было куда плыть.

«Все думаю о той лжи, что в газетах насчет патриотизма народа. А война мужикам так осточертела, что даже не интересуется никто, когда рассказываешь, как наши дела.

«Да что, пора бросать. А то и в лавках товару стало мало. Бывало зайдешь в лавку...» и т.д. Это писал в свой дневник Иван Бунин, находясь в своей Орловской деревне.

Но ближе для меня, более чувственно и твердо, написал об этом Андрей Платонов, писатель, имеющий Зрение и страдавший от этого.

В повести «Ямская слобода» беседой двух главных персонажей, обозначено то, о чем было сказано ранее - включая и войну и зрение:

— Зачем тебе сын? — удивился Сват. — Ты сам хлеба не ешь — мученика хочешь родить?

— Ну а то как же? — ничего не понимал гость. — Мне теперь не жить, и никому не цвесть — то война, то забота, — нет ничего задушевного. А сын малолетства не запомнит, а вырастет — тогда будет хорошо…

Сват сомневался:

— То никому не известно! Может, тогда еще больше увечья будет!

— Нельзя, я тебе говорю! — злобно заспорил гость и встал с пола. — Немыслимое дело! Я только молчу, а у меня с горя сердце кровью мокнет! Я весь заржавел от скорби — не знаю, куда мне деться! Ты думаешь — я с радости у тебя на пол сел за твои шапки, дырявая голова!.. Я на фронте был — там народ поголовно погибает, а ты говоришь, что сын мой еще больше увечиться будет! Да разве я дам его какой сволочи! Разве я пущу его на такое мученье, хамское ты отродье, дурак заштопанный? Да я горло гнилыми зубами по швам распущу за такое дело — любому сукину сыну в полмомента!..

Сват сидел и улыбался, довольный, что задел гостя за живое нутро. А гость подышал немного, собрал разбежавшиеся от возбуждения слова и снова принялся бить:

— Бабьи ублюдки, недоноски чертовы! Выдумали царя, веру, запечатали сверху отечеством и бьют народ, чтоб верность такой выдумки доказать! Явится еще кто-нибудь — расчешет в культяпой голове иную выдумку и почнет дальше народ замертво класть! А это все чтоб одной правде все поверили! Да будь вы прокляты, триединые стервы!

Гость плюнул жидкими слюнями и треснул по плевку австрийским опорком.

Сват тянул дым из цигарки и весь светлел от удовольствия:

— Верно, друг, правильно! Живи у нас теперь задаром — я не знал, что ты такой!

Филат тоже радовался новому человеку и заговорил от себя:

— У кого есть родня дома, тот скучает на войне… А жена с сыном жальчей всех ему…

Загостивший солдат обратил внимание на Филата и, заметя его слова, открыл свою новую мысль:

— Царь и богатые люди не знают, что сплошного народу на свете нету, а живут кучками сыновья, матери, и один дороже другому. И так цопко кровями все ухвачены, что расцепить — хуже, чем убить… А сверху глядеть — один ровный народ, и никто никому не дорог! Сукины они дети, да разве же допустимо любовь у человека отнимать? Чем потом отплачивать будут?».

А «отплатить», как оказывается, вовсе и нечем, да и некому, разве что «ровному народу» обеспечить «ровную» награду - скорбь.  Или же соорудить из погибших историческую мумию, создав имитацию жизни, взамен случайной, бросовой смерти. Но здесь нет человеческих глаз - здесь помпа и слепой восторг, сжигающий память и историю живых, освобождая место для истории мертвых.

Эскиз №5 - близкое к живому мертвое, тот самый единичный случай, когда использование такого общего наименования как «Воин» - возможно. Возможно по той причине, что этот Воин, с его зыбким, мучающимся взглядом, отражает в себе и молодого английского офицера Джорджа Уинтерборна, персонажа романа «Смерть героя», и Пауля Боймера, героя «На западном фронте без перемен», и Мишу-война из «Ямской слободы».

Этот памятник - память единицы, память человеческого зрения и его триумф. Сердечно желаю победы этому проекту.

Дмитрий Стрен
Все новости
  • Кристофер Робин
    Очень выразительный проект, правда.
  • Инна
    Это не русское
  • Дрищ в подштаниках
  • воин так не должен выглядеть! это сбежавший узник концлагеря, пробирающийся к своим
  • Это ж какая извращенная психика у т.н скульптура, если он раздел солдата в 30-ти градусный мороз, сделав с него крест... Это ж генерал Карбышев.Давай
  • Единственный проект отражающий суть !!!
  • Не стал читать до конца. Очень много грамматических ошибок.
  • псковитин
    пятый эскиз -очень хорош -прям истино солдат первой мировой-и по настроению и по композиции -честно шедевр в стиле Родэна-два влюбленных
  • Да проект очень хорош !!! Жаль не понимают это многие , для них мужик в пиджаке это памятник !!! Совковое мышление непросто выбить
  • голый мужик с винтовкой, замученный. все. при чем тут подвиги воинов Первой Мировой?
  • >>> (01:34 20.05.2014):

    голый мужик с винтовкой, замученный. все. при чем тут подвиги воинов Первой Мировой?
    01:34 20.05.2014 + -

    голый мужик с винтовкой, замученный. все. при чем тут подвиги воинов Первой Мировой?
    Слова аллегория аллюзия и метафора вам явно незнакомы
  • Автору, прежде всего, не знакома грамматика русского языка. Печалька вышла. Плакала...
  • Тут как бы оно так-то, конечно. Но этот не-е, до Пскову не дойдё. Будет усевши, с голым задом, в Вастселийна. Хоть уже без портов и ружья, но зато в каске и с кинжалом, которым изувечивши того, что в Калласте.
  • псковитин
    >>> псковитин (18:10 19.05.2014):
    псковитин
    пятый эскиз -очень хорош -прям истино солдат первой мировой-и по настроению и по композиции -честно шедевр в стиле Родэна-два влюбленных
    поправлюсь -не два -а -двое влюбленных
  • псковитин
    а вообще -образ героя создан максимально приближенным-это будет лучший памятник солдату и офицеру
  • показана жертвенность с которой солдат шел на смерть знал что умрет и все равно шел ! Это подходит под любого война и войну но бессмысленность первой мировой отражена хорошо
  • руки музыканта, а не солдата. поза балетная какая-то. идея хорошая. но исполнение не очень - искуственное.
  • бессмысленность Первой мировой... А у какой войны тогда есть смысл?
  • псковитин
    главное -человек и винтовка -жизнь и смерть - мужчина и женщина -сапоги и пропитание-харч и свобода -и это любовь к миру
  • бессмысленность Первой мировой... А у какой войны тогда есть смысл?
    __________________________________
    Автор, всего на всего, молодой нагловатый выскочка. Он этого ЕЩЕ не понимает...
  • псковитин
    смысл в композиции-воин идет домой -герой который отвоевал-у него ничего нет -даже сапог -но винтовку он не бросил -потому что это последняя надежда-и зачем автора обсирать -помоему очень талантливо
  • Блевотная композиция, а не памятник! Аналогия с Кончитой Вульф - все извращено до предела! Надо иметь извращённую фантазию чтобы сознательно продемонстрировать сею породию не понятно на что!
  • псковитин
    я -за -а кто не поймет -тот поймет потом
  • Пскович
    Я категорически против этого пародия на не понятно что и кого!
    Постеснялись бы предлагать общественности...
  • псковитин
    босой -полуголый но несломленный- вот дух русского
  • >>> (15:39 21.05.2014):

    Блевотная композиция, а не памятник! Аналогия с Кончитой Вульф - все извращено до предела! Надо иметь извращённую фантазию чтобы сознательно продемонстрировать сею породию не понятно на что!
    15:39 21.05.2014 +12 -1
    Ответить
    Блевотная композиция, а не памятник! Аналогия с Кончитой Вульф - все извращено до предела! Надо иметь извращённую фантазию чтобы сознательно продемонстрировать сею породию не понятно на что!
    Глупости вам безусловно незанимать
  • >>> (16:05 20.05.2014):

    бессмысленность Первой мировой... А у какой войны тогда есть смысл?
    16:05 20.05.2014 +15 -
    Ответить
    бессмысленность Первой мировой... А у какой войны тогда есть смысл?
    У Великой Отечественной 41 года у Отечественной 1812 !!! Список можно продолжать !!!
    Прежде чем писать глупости Перестаньте мыслить шаблонами!!
  • ...Перестаньте мыслить шаблонами...
    ++++++++++++++++++++++++++++++++++++
    ...., а Вы стереотипами!
  • Ну если посмотреть на примитивнонаивных болванчиков которыми наводнили город за последние 10 лет :))
    То это вещь высокого художественного уровня которая имеет помимо идеологических ценностей еще и художественные
  • Полный бред, а не композиция! Порнуха с винтовкой!
  • кто это наводнил?
    деревенщина 15:53 22.05.2014 серая и понаехала!
  • Интересно сколько тут отписалось участников конкурса?:)))
  • псковитин
    воин и винтовка -это между прочим событие -зто вам не шапка на которую кто то оглядывается- это редкий образец талантливости и даже может гениальности
  • ..."может..." на конкурсах не прокатывает!
    во всем должен быть смысл, логика, предложенный эпатаж не к месту!!!
  • >>> (22:00 22.05.2014):

    ..."может..." на конкурсах не прокатывает!
    во всем должен быть смысл, логика, предложенный эпатаж не к месту!!!
    Эпатаж? В искусстве вы явно мало смыслите !
  • Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно скандальная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям». С точки зрения психологии эпатаж является одной из форм демонстративного поведения.
  • Да отрицательные отзывы тут весьма убоги по своему содержанию
  • псковитин
    смотрю на плюсы и минусы -прихожу к выводу -не умеют бездарности проигрывать
  • для 15:57
    Бездарность, ты о себе?
  • Доброта объективность и культура так и сквозит в комментариях :))))
    Есть новости по конкурсу? Когда результаты ?
  • этому "шедевру" ничего не светит! темень непроглядная, а не композиция!
  • >>> (21:00 24.05.2014):

    этому "шедевру" ничего не светит! темень непроглядная, а не композиция!
    Этому шедевру светит многое !!!
  • гениально
  • NNN
    Это памятник, достойный Пскова! На автора просто сошло просветление: он смог в одном образе объединить и тему беспощадности (во всех смыслах) войны; и моральных, физических страданий Солдата; и испепеляющей душу бессмысленности убийства; и аналогию с крестным распятием, которое возложили на Солдата власть предержащие. Однако, на мой взгляд, хочется немного откорректировать выражение лица Героя, уж слишком оно пессимистично, просто вселенская безысходность и отстранённость от Мира в облике просвечивается. Рисуется Иисус Христос, ведомый на казнь под улюлюканье толпы... К слову, это же видится и в нарочитой худобе этого человека, что подчеркнуто максимально открытым торсом, выпирающими рёбрами и т.д. Вспомните: так изображали наши предки Христа-Спасителя на Голгофе. Возможно, побольше силы воли этому Солдату не помешало бы придать. Всё-таки Псков - город-воин, а русский солдат - не агнец на заклание, в ответственный момент умеет собраться и драться так, что даже противники поражаются мощи его духа и самоотверженности.
  • NNN
    Это памятник, достойный Пскова! На автора просто сошло просветление: он смог в одном образе объединить и тему беспощадности (во всех смыслах) войны; и моральных, физических страданий Солдата; и испепеляющей душу бессмысленности убийства; и аналогию с крестным распятием, которое возложили на Солдата власть предержащие. Однако, на мой взгляд, хочется немного откорректировать выражение лица Героя, уж слишком оно пессимистично, просто вселенская безысходность и отстранённость от Мира в облике просвечивается. Рисуется Иисус Христос, ведомый на казнь под улюлюканье толпы... К слову, это же видится и в нарочитой худобе этого человека, что подчеркнуто максимально открытым торсом, выпирающими рёбрами и т.д. Вспомните: так изображали наши предки Христа-Спасителя на Голгофе. Возможно, побольше силы воли этому Солдату не помешало бы придать. Всё-таки Псков - город-воин, а русский солдат - не агнец на заклание, в ответственный момент умеет собраться и драться так, что даже противники поражаются мощи его духа и самоотверженности.
  • NNN
    Это памятник, достойный Пскова! На автора просто сошло просветление: он смог в одном образе объединить и тему беспощадности (во всех смыслах) войны; и моральных, физических страданий Солдата; и испепеляющей душу бессмысленности убийства; и аналогию с крестным распятием, которое возложили на Солдата власть предержащие. Однако, на мой взгляд, хочется немного откорректировать выражение лица Героя, уж слишком оно пессимистично, просто вселенская безысходность и отстранённость от Мира в облике просвечивается. Рисуется Иисус Христос, ведомый на казнь под улюлюканье толпы... К слову, это же видится и в нарочитой худобе этого человека, что подчеркнуто максимально открытым торсом, выпирающими рёбрами и т.д. Вспомните: так изображали наши предки Христа-Спасителя на Голгофе. Возможно, побольше силы воли этому Солдату не помешало бы придать. Всё-таки Псков - город-воин, а русский солдат - не агнец на заклание, в ответственный момент умеет собраться и драться так, что даже противники поражаются мощи его духа и самоотверженности.
  • NNN
    Это памятник, достойный Пскова! На автора просто сошло просветление: он смог в одном образе объединить и тему беспощадности (во всех смыслах) войны; и моральных, физических страданий Солдата; и испепеляющей душу бессмысленности убийства; и аналогию с крестным распятием, которое возложили на Солдата власть предержащие. Однако, на мой взгляд, хочется немного откорректировать выражение лица Героя, уж слишком оно пессимистично, просто вселенская безысходность и отстранённость от Мира в облике просвечивается. Рисуется Иисус Христос, ведомый на казнь под улюлюканье толпы... К слову, это же видится и в нарочитой худобе этого человека, что подчеркнуто максимально открытым торсом, выпирающими рёбрами и т.д. Вспомните: так изображали наши предки Христа-Спасителя на Голгофе. Возможно, побольше силы воли этому Солдату не помешало бы придать. Всё-таки Псков - город-воин, а русский солдат - не агнец на заклание, в ответственный момент умеет собраться и драться так, что даже противники поражаются мощи его духа и самоотверженности.
  • NNN
    Это памятник, достойный Пскова! На автора просто сошло просветление: он смог в одном образе объединить и тему беспощадности (во всех смыслах) войны; и моральных, физических страданий Солдата; и испепеляющей душу бессмысленности убийства; и аналогию с крестным распятием, которое возложили на Солдата власть предержащие. Однако, на мой взгляд, хочется немного откорректировать выражение лица Героя, уж слишком оно пессимистично, просто вселенская безысходность и отстранённость от Мира в облике просвечивается. Рисуется Иисус Христос, ведомый на казнь под улюлюканье толпы... К слову, это же видится и в нарочитой худобе этого человека, что подчеркнуто максимально открытым торсом, выпирающими рёбрами и т.д. Вспомните: так изображали наши предки Христа-Спасителя на Голгофе. Возможно, побольше силы воли этому Солдату не помешало бы придать. Всё-таки Псков - город-воин, а русский солдат - не агнец на заклание, в ответственный момент умеет собраться и драться так, что даже противники поражаются мощи его духа и самоотверженности.
  • Так выиграл он или как?
  • псковитин
    поставить на главную площадь
  • как и предполагали, полный пролёт! с чем и поздравляем!
  • псковитин
    ну почему же -будет стоять на золотой набережной
  • >>> (09:27 03.06.2014):

    как и предполагали, полный пролёт! с чем и поздравляем!
    09:27 03.06.2014 +1 -2
    Ответить
    как и предполагали, полный пролёт! с чем и поздравляем!
    Вы даже читать не умеете или думать ? :) он признан лучшим!:)
  • >>> псковитин (20:05 03.06.2014):
    псковитин
    ну почему же -будет стоять на золотой набережной
    А где информация про золотую набережную?
  • Олег
    Ну что ? Все заглохло?
  • Неужели все застопорилось!:((
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru