Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Убейтесь об стену, или Гротеск наизнанку

17:49, 09 марта 2014, ПАИ

…За спиной сидел мужчина и громким недовольным шёпотом комментировал происходящее на сцене. Примерно через полчаса терпение зрителя лопнуло, и он спешно ретировался. Вместе с ним представление покинули ещё человек как минимум восемь. Никто больше не мешал смотреть в центр сцены. Я попытался взглянуть на увиденное его глазами - взглядом гневного раздосадованного зрителя. На сцене, среди застывших в недоумении театралов, в условных алюминиевых декорациях, кривлялись и конвульсировали какие-то неопрятные мужики в трусах, женщины в хламидах. Они то кричали страшными утробными голосами, то произносили глубокомысленные философские диалоги, то недвусмысленно изображали оргазм. Одну героиню вздёрнули на дыбу. А в какой-то момент актёр с кувалдой расколошматил голову незадачливого зрителя. Хорошо, что зритель оказался манекеном. Это был спектакль «Танго» московского театра «А.Р.Т.О», который прошел на сцене псковского театра в пятницу, 7 марта.

Пару раз я поймал себя на мысли, что конфликт, воплощённый на псковской сцене (если его предельно упростить, конечно), вполне мог бы служить остроумным комментарием к тому, что в последнее время происходит внутри и вокруг самого Псковского театра драмы, - своего рода парафразом противостояния между творческим экспериментом, инициированным худруком Василием Сениным, и абстрактной «традицией», за которую бьётся здешняя «культурная общественность». В «Танго» от «А.Р.Т.О» единственным проводником и идеологом «соблюдения приличий» выступает некто Артур, бунтующий против разнузданных нравов собственного непутёвого семейства.

Главный герой - контрреволюционер, стремящийся призвать семью и общество к порядку, доказать, что вовсе не «всё позволено». Отщепенец пытается отстоять аполлонические идеалы гармонии и строгие моральные нормы, тогда как вся его семья исповедует самое безудержное дионисийство и промискуитет. Подлинная трагедия уже не возможна, - ни в искусстве, ни в жизни, - возможен только фарс, гротеск, да и то вывернутый наизнанку. Жёсткие формы, слепое следование ритуалам с неизбежностью превращаются в свою противоположность - в беспрерывную смену масок, в безнадёжный маскарад, выход (побег) из которого один — удар головой об стену.  

Пьеса знаменитого польского драматурга, прозаика и художника Славомира Мрожека «Танго» датируется 1964-м. То есть либретто, вдохновившему на постановку режиссёра Андрея Калинина, исполняется полвека. Срок не шуточный, за это время успели устареть многие пьесы и театральные новации. Однако версия «Танго» от «А.Р.Т.О» выглядит пугающе актуально. И если 50 лет назад бунт против релятивности эстетических практик, против релятивизма человеческого удела, возможно, воспринимался как причудливый парадокс, то сегодня это, скорее, трюизм, констатация факта, статус кво, что только усиливает депрессивный эффект.

Мрачная ирония Мрожека никуда не исчезла и в интерпретации «А.Р.Т.О» стала ещё изощрённей. Условный плюс давно поменялся на минус, новаторство обратилось в штамп, эксперимент — в необходимость, и помрачённый разум мучительно ищет хотя бы какие-то «духовные скрепы», но... ожидаемо ничего не находит, кроме пустого церемониала, лишённого всякого смысла, да скрипучего рыцарского костюма.

Разумеется, «А.Р.Т.О» не случайно рифмуется с Антоненом Арто и его театром жестокости, с биомеханикой Мейерхольда и драмой абсурда. Жестокость в данном случае — синоним необходимости, давления, оказываемого на всех участников драмы. «Танго» — сложноподчинённое сочинение, требующее крайне напряжённого внимания зрителя здесь и сейчас. Смыслы представлены не столько в диалогах, сколько в знаках, щедро возникающих по ходу действия.

Сценография Николая Рощина предельно функциональна, всякая вещь есть сигнал: если на сцене является кувалда, то эта кувалда обязана «выстрелить». Зритель либо вовлечён в действо, превращаясь в часть функциональной «ожившей» декорации, либо остаётся трагически безучастным и, не вытерпев, не выдержав предложенного испытания, уходит со спектакля, обернувшись в досаде и гневе. В любом случае — это трудная, почти невыносимая задача.

С одной стороны, зритель вынужден вслушиваться в интеллектуальный разговор, как бы участвовать в философском диспуте хотя бы на правах свидетеля, вовлекаемого в последние, «достоевские» проблемы бытия: пределы свободы, возможность убийства ради отвлечённой идеи, конечность индивидуального существования, заброшенность в мир, одиночество и отчаянье, Богооставленность человека, близость смерти и естественность насилия, предопределённость Зла и т. д.

С другой стороны, вместе с актёрами зритель решает эти экзистенциальные проблемы в почти непосредственном контакте с предельно конкретными, телесными, физиологичными способами доставки смыслов, в приёмах радикального психофизического сгущения, в попытке достичь на сцене некого экстраординарного состояния, как сформулировал Андрей Калинин на брифинге после спектакля, посредством «вывернутого гротеска».

Зритель, конечно, не способен повторить отрепетированный аффект актёра, но он вполне способен ему сочувствовать, сопереживать, чтобы в итоге понять и постичь. В этом я увидел и сверхзадачу спектакля, его единственную художественную цель. Ощущения не из приятных. Вместе с актёрами театра «А.Р.Т.О» я побывал в Аду. Если Ад существует, то выглядит он именно так, как в «Танго». Сильных впечатлений теперь хватит надолго.

Саша ДОНЕЦКИЙ    

Фоторепортаж с прогона спектакля смотрите здесь >>>

Все новости
  • Я, наверно, ещё не дорос до понимания такого спектакля, то бишь, искусства.
  • И Донецкий туда же, да никакая культурная общественность ни за какую традицию в Пскове не бьётся, а только против закулисного хамства Сенина, которое совсем не обязательно должно сопровождать театральные эксперименты.
  • Культурная общественность бьётся против творческих экскрементов худрука Василия Сенина. Как-то так.
  • Нет. Давайте так: хамство Сенина - отдельно. И эксперименты - отдельно. Не надо путать Божий дар с яичницей.
  • Великолепный спектакль! Будоражит, встряхивает. На таком точно не уснешь.
  • Спектакль нужно смотреть, а не рассуждать о том, дорос или не дорос. И вообще: что за постановка вопроса. Тупой, что ли?
  • тор
    Ждем , когда хамло Сенеи Свалит из нашего города , искусство меркнет перед его свинством
  • Всё очень умно разложено, но я так и не понял хороший спектакль или плохой. афтар убейся ап стену
  • Наконец-то в псков стали привозить не антрепризный ширпотреб второй свежести, а по-настоящему новаторские постановки столичных театров. За это Сенину - респект. Ждем-с Графа нулина.
  • да,все ,что сенин привозит очень хорошо в своей неоднозначности. но от него самого мы видимо так и не дождемся каких-то постановок кроме нулина ( да и тот под вопросом - в связи с пафосным увольнением Стрекаловского),увы ,увы , театр во Пскове все никак не заявит о себе хоть и деньги есть , и карт-бланш
  • >>> (16:35 10.03.2014):

    Наконец-то в псков стали привозить не антрепризный ширпотреб второй свежести, а по-настоящему новаторские постановки столичных театров. За это Сенину - респект. Ждем-с Графа нулина.
    А театр будет заниматься социологическими исследованиями зрителей и совместными творческими вечерами с ИРР. Ведь у руля не социологи! Интересно, а у Сенина есть высшее ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование (законченное)?
  • Для детей что-нибудь будет? Почему все спектакли по возрастному ограничению +18? Где возрождение театральной жизни Пскова? Или нам суждено на полуголых гастролеров смотреть? Для чего тогда театр отремонтировали? Такие мастерские отгрохали! Оборудование закупили! Почему нет новых постановок с нашими артистами!? Или всех уволить, а с сотрудниками ИРР остаться.
    Ведь не для кого не секрет, что в театре очень много работающих или на двух работах (театр-ИРР или театр и другие коммерческие структуры), кто как совместитель, кто как на основной , так,что некогда думать о репертуаре, возрождении духовности, воспитательном процессе подрастающего поколения, да и вновь приглашенных работников есть ли образование связанные с культурой?
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru