Савицкий и Шлосберг накричали друг на друга из-за охранных зон: "Спегальский вообще ничего для Пскова не сделал кроме диссертации!"
Сегодня на заседании комитета по законодательству, экономической политике и местному самоуправлению Псковского областного Собрания, проходящего накануне последней в этом году сессии регионального парламента, в ходе обсуждения пакета из 13 вопросов об утверждении охранных зон псковских архитектурных памятников разгорелась жаркая дискуссия между несколькими депутатами, которые в какой-то момент попросту начали кричать друг на друга.
Как передает корреспондент Псковского агентства информации, сначала перед депутатами выступил председатель областного госкомитета по культуре Александр Голышев, который пояснил, что проекты 13 зон охраны, относящихся к основным архитектурным доминантам - ансамблю Псковского кремля, железнодорожному вокзалу, псковским монастырям и храмам – должны прийти на смену устаревшим уже охранным зонам Пскова, закон о которых был принят областным Собранием еще в 1995 году. При этом, подчеркнул А. Голышев, после серьезной критики со стороны специалистов, прозвучавшей на заседании совета по культурному наследию при губернаторе Андрее Турчаке в позапрошлом году, списки новых охранных зон были переработаны. Теперь, продолжил председатель госкомитета по культуре, проекты приведены в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.
Также Александр Голышев уточнил, что в представленных зонах охраны действительно есть несколько участков, которые были вынесены под застройку, что и вызывало основные возражения градозащитников несколько лет назад, опасающихся строительства в историческом центре. Он пояснил, что такой разрешенный вид деятельности прописан лишь на тех участках, где требуется завершить уже начатое строительство или реконструкцию (например, в зоне здания Псковского академического театра драмы или в музейном квартале, где планируется строительство фондохранилища для псковского музея), а также в зоне так называемого "белорусского" и центрального рынков, на улицах Некрасова, Гоголя, Маркса, на левом берегу Великой.
Кроме того, А. Голышев добавил, что предложенный список охранных зон не конечен и может дополняться.
Он также коснулся вопроса о старых охранных зонах 1995 года, заявив, что они будут отменяться по мере принятия новых, и добавил, что высотный регламент в новых документах увеличен с 8 до 12 метров.
В ходе обсуждения законопроектов депутат от фракции КПРФ и известный в Пскове бизнесмен Игорь Савицкий высказал недовольство попытками ограничить строителей, что, на его взгляд, помешает развитию областного центра. "Вот вокзал: там нет стоянки, там нужно все полностью перестроить - а вы хотите там охранную зону!" - возмутился он.
Александр Голышев на это заметил, что новые зоны не запрещают обустроить инфраструктуру возле вокзала.
"Я, наверное, не так изъясняюсь - вокзал требует полной перестройки, не только ларьки, - уточнил Савицкий. – Вокзал надо перестраивать от начала до конца!"
На это председатель госкомитет по культуре заметил, что перестраивать вокзал нельзя, а вот организовать, например, подземные переходы, охранные зоны не запрещают.
"Не будем уходить в полемику. Просто администрация города должна четко понимать, где и что можно строить, прежде чем давать разрешения", - добавил Александр Голышев.
"Речь ведь не о вокзале, а о том, что окружает? Чтобы здания вокруг вокзала не доминировали?", - уточнил парламентарий Алексей Севастьянов. "Да, именно так", - подтвердил чиновник.
Тем не менее Игорь Савицкий продолжал высказывать возмущение "историческим" подходом: "Это все вкусовщина каких-то архитекторов. А во многих городах мира делают по-другому, и все довольны. Что вам Спегальский [Юрий Павлович - известный архитектор, реставратор, художник и знаток псковского зодчества, участник восстановления псковских памятников после Великой Отечественной войны – ПАИ]? Спегальский вообще ничего для Пскова не сделал, кроме того, что написал диссертацию. Надо паспортизировать памятники и сделать независимую экспертизу. А то чиновники наживаются на этом, выдавая разрешения предпринимателям".
Александр Голышев парировал: "Вот чтобы коррупционной составляющей не было, мы и принимаем новые зоны охраны".
Тем временем другой депутат и бизнесмен, а также бывший глава и сити-менеджер Пскова Ян Лузин поинтересовался: "Почему возводили все эти объекты, включая дом для ветеранов на Народной,15, в нарушение законов об охранных зонах 1995 года? Там ветераны еще не заселились, а жильё уже нелегитимно - нет кадастровых границ! Эти старые ПЗЗ [правила землепользования и застройки Пскова – ПАИ] - абсолютно устаревший и нелегитимный закон. На Завеличье все дома построены с нарушением. Строителям надо было просто пройти "по малому кругу", порешать вопросы. Когда старый-то закон отменим? Без этого нет будущего!"
Председатель псковского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Голубева, представлявшая экспертную группу, заметила, что недавно в областном центре были приняты новые ПЗЗ, но они требуют пересмотра по ходу вступления в действие новых охранных зон.
Депутат от фракции "Яблоко" Лев Шлосберг прокомментировал это высказывание так: "Меня удивляет некомпетентность депутатов. Законодатель обязан знать законы. Все принималось законно – и старый Проект зон охраны в том числе. Кроме того, в Пскове действует Генплан. Ян Вячеславович, стыдно слышать такое от вас - бывшего главы Пскова и бывшего главы администрации. Проект зоны охраны 1995 года не запрещает строительство за пределами зоны охраны - а только ограничивает его высотность там, где здания могут препятствовать обзору памятников, находящихся в зоне прямой видимости. На всей остальной территории города высотная застройка разрешена, ей ничто не мешает.
Губернатор и специалисты за три года пришли к компромиссу с министерством культуры, чтобы в пределах зоны охраны ансамбля Кремля было дано согласие на 8 "окошек" [мест, попадающих под действие зоны охраны, где, тем не менее, разрешено строительство ограниченной высотности – ПАИ], и теперь мы можем привести в порядок эти участки в центре города. Так что скажите спасибо тем, кто сделал этот проект (этот титанический труд!) - без взяток сделал, и учел и ваши интересы как инвесторов в том числе. И проголосуйте спокойно".
На это Ян Лузин лишь заметил, что строительство - это единственная отрасль, которая дает рабочие места и рост покупательской способности. "Чтобы построить нужно пройти все круги ада, а не будет строительства - люди будут уезжать из Пскова", - добавил он.
Между тем в спор вновь вмешался Игорь Савицкий, который обратился к Шлосбергу: "Я такой же гражданин Пскова, как и вы, только, в отличие от вас, я плачу налоги". После этого между парламентариями вспыхнул эмоциональный конфликт, оба практически кричали друг на друга.
"Не оскорбляйте предпринимателей, за счёт которых вы живете", - кричал Савицкий. "Я плачу налоги. И я никогда не жил за счет бизнеса", - отвечал ему Шлосберг. "Да вы у меня сами брали деньги!", - удивлялся депутат-бизнесмен. – "Всё, что у вас бралось, вам давно отдано" - ответил Шлосберг.
Их пытался примирить Алексей Севастьянов: "Господа, Новый год накануне!"
Наконец оппоненты успокоились, а Игорь Савицкий заявил, что извиняется перед коллегой, хотя, на его взгляд, и тот вел себя недостойно.
"Но нужно сделать паспортизацию, а то у нас много памятников культуры, которые таковыми не являются. Вот тогда мы увидим много интересного", - заключил Савицкий. А Ян Лузин добавил, что необходимо отменить старый проект зон охраны Пскова от 1995 года – для этого, по его мнению, необходимо сформировать рабочую группу.
По результатам голосования все 13 новых охранных зон члены комитета рекомендовали для утверждения в ходе сессии областного Собрания. Лишь Игорь Савицкий в двух случаях мотивированно голосовал "против" – при рассмотрении зоны охраны ансамбля Псковского кремля (так как он заявил, что не считает, что Троицкий собор должен быть самым высоким зданием в Пскове) и псковского железнодорожного вокзала, который, по мнению бизнесмена, должен быть полностью перестроен.