Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Обзор прессы с Сашей Донецким

22:52, 21 декабря 2013, ПАИ

Эх, давненько я не брал в руки... псковской прессы. Взял пачку. Потратил около четырёх часов на чтение. Все руки теперь чёрные. От типографской краски. Пойду вымою, что ли, с мылом, дабы не пачкать клавиатуру. Жаль, мозг промыть нельзя. Засорился от обилия букв. Уфф! Вернулся. Ну-с, теперь приступим. Для начала, впрочем, позволю себе несколько концептуальных замечаний.

 

Как-то мне нужно было изучить подшивку "Псковской правды" за 1988-й год. С пиететом я принял от библиотекаря краеведческого отдела две толстых папки. Главная газета области шокировала меня. Потому что на 90% (и это как минимум) состояла из откровенно унылого г...на. Мелким убористым шрифтом "ПП" образца 1988-го года печатала неудобочитаемые тексты, которые полноценными статьями-то назвать нельзя. Это какие-то сообщения, доклады, изложения, написанные корявым языком. Писанина та ещё. Если не верите, проверьте сами. И когда какой-нибудь престарелый журналюга, дёрнув рюмку-другую, в вашем присутствии начнёт возносить псковскую прессу времён СССР, ностальгировать и восклицать: "Вот в наше время!", можете смело посылать его на три буквы. Не было в псковской партийной прессе ничего хорошего (а другой, кроме партийной, не существовало). Для чистоты эксперимента я взял подшивку "Комсомольской правды" за тот же 1988-й год. Вполне приличная и читабельная газета, живая, бойкая, остроумная, даже скандальная, великолепно воссоздающая дух переходной эпохи. Скажете, не корректное сравнение? Я тоже так подумал. И попросил местную молодёжку "Молодой ленинец". Ну, да, как и ожидал, — 85% УГ.  

 

Вывод: за последние 25 лет уровень псковской прессы сильно вырос. Если в целом, то УГ и не-УГ - примерно 50 на 50. Процент шлака, разумеется, зависит от конкретной газеты и её сотрудников, прежде всего, от талантов редактора. Но и от формата издания. Где-то УГ 60%, где-то 30%, и во многом этот процент обусловлен именно форматом, концепцией. Лично мне представляется, что без УГ провинциальной газете вообще обойтись нельзя. Газета ведь не произведение искусства, а зеркало жизни, её, жизни, отражение. Какова жизнь, таковы, в принципе, и газеты.

 

Журналистика как процесс - это подёнщина, причём в двух смыслах: от существительного "день" и от глагола "падать". Газета требует каждодневного труда и не обходится без творческих "падений" (неудач, ляпов, "отработки", проходных публикаций и т. д.) Шедевры — явление редкое и штучное.

 

Вывод второй: когда здешние снобы начнут костерить псковскую прессу, смело посылайте их опять же на три буквы. Я два года с лишним не читал псковских газет, и, честно говоря, прекрасно обходился без них. Для того, чтобы быть в потоке здешних событий, по-моему, современному провинциалу вполне достаточно двух интернет-агентств, наполненных не только самыми свежими новостями, интервью, проблемными статьями на актуальные темы, расследованиями, но и качественной публицистикой, ничем не уступающей публицистике в бумажных газетах. Однако, проглотив сегодня в один присест семь местных газет и чуть не поперхнувшись, я вынужден признать, что картина жизни региона без оных была бы неполной.

 

Вывод третий: мы часто недооцениваем культурную, просветительскую функцию печатных изданий. Институт местной прессы, вне всяких сомнений (при всех тяжких) - значительное человеческое и культурное достояние региона, разбрасываться коим негоже. Поэтому, когда какие-то газеты, не выдержав жёстких условий рынка, вдруг умирают, для региона в целом — это всегда большая утрата.

 

Единственное, кого я чем дальше, тем всё хуже представляю, так это читателя псковских газет. Кто их всё-таки читает? Каков собирательный портрет читателя? Вообразить трудно, а газеты всё-таки кто-то покупает. Указанные тиражи свидетельствуют: читатель у псковской прессы есть (у каждой газеты, понятно, свой). У "Псковской губернии" тираж — 5400; у "Псковской провинции" — 7679; у "Псковских Новостей" и "Псковской правды-Вече" по 10 тысяч; у "АиФ-Псков" — 12563; у "Курьера" — 28170. Псковская вкладка "Комсомольской правды" свой тираж скромно умалчивает, гордо демонстрируя всероссийский тираж "КП", превышающий 2 миллиона, что выглядит не айс. Прожжённые газетчики, конечно, сразу же начнут уверять меня, что указанный тираж никогда не совпадает с реальным, но за что купил, за то и продаю. Остальное — на совести редакций.

 

Что касается итогов газетной недели, то они, на мой сугубо субъективный взгляд, средние, 50 процентов УГ в противовес добротной провинциальной журналистике — вполне достойный уровень. Звёзд с неба не хватали, "гвоздей" не забили, но и какие-то явно выраженные огрехи "ниже плинтуса" тоже вроде отсутствуют, по крайней мере мне сегодня за псковскую прессу не стыдно. Ну, разве что я не советовал бы Лидии Ивановой ("ПП") сочинять рецензии. Её опус о мультфильме "Холодное сердце" вне критики. Не верите - проверьте.

 

Я не стану составлять некий рейтинг публикаций или хит-парад газет. Кто на этой неделе был лучше, а кто хуже? Глупый вопрос. Все разные, все равные. А вот если бы мне предложили составить из семи вышедших газет своего рода "дайджест", я бы с удовольствием это сделал. Делаю.

 

Из "Псковской правды-Вече" я взял бы то, что, по-моему, лучше всего у "ПП" и получается, а именно "весёлые картинки" на разворотах. "Монтаж" анонсов и фото под названием "Что ждёт Псков 2014 году?" наверняка будет интересен самому широкому читателю. Плюс к нему добавил бы гид-нарезку на другом развороте "Куда пойти на Новый год?", путеводитель по клубам и ресторанам Пскова накануне самого любимого народного праздника.

 

Из псковской вкладки "КП" я обязательно извлёк бы две острые публикации. Большой репортаж под названием "В Печорах директора престижной гимназии уволили из-за скандала со школьной формой" и интервью с несколькими псковскими таксистами "Изнанка прибыльного бизнеса". Названия говорят сами за себя. Резюме по первой статье: правильно сделали, что уволили. Таких вещей прощать нельзя. Одно не понятно: кто-нибудь всё-таки ответит за украденные у родителей деньги? Если нельзя привлечь мошенника из ателье, так требуйте от бывшей директриссы школы. Что это они там мутят? Резюме по статье об изнанке извозчичьего бизнеса:  лихие 90-ые, то есть "крыши", рэкет, мзда действительно вернулись в Псков? Или никуда и не уходили?

 

Из регионального приложения "Аргументов и фактов" я обязательно тиснул бы в свой дайджест короткую, но ёмкую статейку "Окурок для горожан" - напоминание о том, как издеваются бизнесмены-строители над историческим Псковом, нарушая нормы высотности в охранных зонах. Об этой проблеме много писали псковские медиа, однако напомнить о корыстном беспределе не мешает. Жаль, что пресса пишет, а циничный строитель Васька слушает да жрёт: нашу общую историю и красоту.

 

В "Курьере" самые выигрышные темы: криминал и происшествия. Опус за подписью Кристины Кузнецовой называется коряво "Бессонная ночь с двумя мужчинами" и повествует о том, как молодая женщина угробила мужика, который якобы до неё домогался. Словечко "якобы" тут не случайно: именно такое впечатление и возникает после чтения статьи. В общем, очередная история о диких нравах псковской деревни: чуть что, наш богоспасаемый народ хватается за нож, а то и за топор. И мужик, как уточняет автор, был неплохой, а вот, получается, сгинул в самом расцвете сил ни за грош. Кошмар, в общем, обыкновенный псковский кошмар, в описаниях коего равных "Курьеру" нет (хотя в последние годы "ПП-Вече" пытается догнать).

 

У "Псковской провинции", на мой взгляд, лучшие полосы в конце номера, в рубриках "Наш дом" и "36,6". Например, "Простые советы для гарантированного похудения" и "Как выбрать кухонный нож". Комментарии излишни.

 

Что касаемо раздела "Культура", то тут я бы выделил две публикации. Статью из "Псковских новостей" -  "Фрески: Забытое наследство", посвящённую псковской монументальной живописи (это "тряхнула стариной" Ирина Ефимова), и беседу Светланы Прокопьевой с режиссёром Псковского театра драмы Василием Сениным. Интервью с режиссёром в "Псковской губернии" я оценил бы как просто блестящее. Уж не знаю, что здесь сыграло роль: искусство интервьюера или особый настрой интервьюируемого, но маски были сорваны. Василий Сенин предстал перед читателем обнажённым, во всей своей откровенной "красе": что называется, "Остапа пронесло". Теперь не только многие псковские актёры театра знают, что они "люмпены" и "творческие импотенты", но и все, кто внимательно прочёл текст этого интервью и сделал соответствующие выводы. Фамилии, понятно, не назывались, но даже я, далёкий от театра человек, догадываюсь, о ком примерно идёт речь.

 

Хотя по сути всё правильно: "...меня возмущает не человек сам по себе, не потому что он грязен, вонюч и безобразен, с ударением на "о", а его отсутствие поиска меня возмущает. Утопшая в формалине житейских рефлексий душа человека, когда-то давно (или не очень) в своей жизни заинтересовавшегося искусством. Опыт делает из нас мертвецов. И мы обрызгиваем себя благовонными высокопарными словами, как, например, слово "традиция", иначе запах разложения личности станет очевиден...". И ещё: "...есть разница между поиском художника и спекуляцией люмпена неким статусом, который ему когда-то дали в учебном заведении и потом подтвердили каким-либо званием".

 

Словечко "люмпен", разумеется, выдаёт в режиссёре Сенине жуткого сноба, но снобизм не самый страшный грех художника. Как там у Пушкина? "И меж детей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он". Всякий, кто хотя бы немного "повращался" в мутной среде художников, знает, что нет людей более самовлюблённых, завистливых, обидчивых, злобных и несправедливых, чем они. При этом всяк мнит себя гением, а остальных держит за бездарное говно. Оправданием же всего этого человеческого безобразия (с ударением на "а") является только талант, тот самый "Божественный глагол", которым художник либо владеет, либо нет. Василий Сенин, нет спору, крут. Но крут в своё время был и Вадим Радун, я лично знаю нескольких актёров, которые рассказывали мне с плохо скрываемой ненавистью и обидой, как Радун "ломал им хребты". Так что - ничего нового. Ждём открытия обновлённого Пушкинского театра и премьеру "Графа Нулина" от Василия Сенина.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ

Все новости
  • Порадовал, Саша, эх порадовал! А про нового режиссера - в точку: с Радуном все точно также было, тоже чистки и творческие поиски, тот же снобизм и бунтарство... В общем, "Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..."
  • бойко, толстый тролль
  • Молодец! Протроллил всех.
  • вот вам и оценка обзора: протроллил всех!
  • Не сорвать бы Сенину вместе с маской свою физиономию.
  • Псков в тренде
    Режиссер Ганин: "последние годы новыми худ.руками всех Московских театров становились исключительно гомосексуалисты: Миронов стал худ.руком театра Наций, Серебрянников худ.руком театра Гоголя, Меньшиков худ.руком театра Ермоловой. В Большом театре все спектакли ставит гей Бархатов, а в МХТ и в театре Табакова гей Богомолов. И пусть после этого Европа вякает, что Путин притесняет п...ров! Единственно напрягает то, что если ты не гомосексуалист и не из Табаковской мафии, ты никогда не станешь худ.руком государственного театра!"
  • В том-то и проблема, Саша, что вы пишете, а результата ноль. Пусть в советской партийной Псковской правде было, как ты утверждаешь, 90% УГ, но это была действительно четвертая власть. Публикация в газете равнялась приговору. Слово ценили. А сегодня - контора пишет, ветер носит.
  • А что такое УГ? Объясните
  • УГ - условный гей.
  • унылое гавно. не знаете сленга поколения пепси
  • нестор
    Конечно, поколение журналистов, работавших до того, как Саша начал писать обзор, было поколением двоечников и неудачников. Хорошо быть молодым и знать, что все еще спереди...
  • Александр, а как Вы объясните тираж Псковской Правды в 80 тысяч экземпляров? И ведь никто не заставлял граждан подписываться или покупать в киосках это как Вы там пишете УГ. И это были реальные тиражи, никому в голову не приходило приукршать цифру и понятие возврат отсутствовало. Казалось бы, раз УГ- ну и зачем покупать? Было, было что почитать, если Вы хотите возразить в этом банальном штиле. Сам видел, как в нынешней ПП с интересом читали это самое УГ, времен когда Вы Саша получали свое нынешнее неплохое образование. Совет: не плевать в колодец.
  • За что бы не брался Донецкий, из-под его пера выходит нечто не ординарное и оригинальное, довольно внятное и понятное для любого "люмпена". И он так красочно нарисовал портрет Сенина, что я, человек очень далёкий от искусства, получил почти полное представление о Сенине, как о художнике. Остаётся только проверить мои предположения в реальной театральной жизни режиссёра Сенина. Вы, Александр, с пиететом сообщаете, что в советское время "Не было в псковской партийной прессе ничего хорошего". И далее разумно утверждаете: "Какова жизнь, таковы, в принципе, и газеты". И из этого следует резюме: в советской жизни не было ничего хорошего. И вот с этим я никогда не соглашусь. Я не буду тратить время на опровержение резюме: это бесполезно, ибо надо жить в то время.
  • Донецкому надо было стать финансистом, очень хорошо с процентами у него получается.
  • Вот уж что УГ, так это- экспрессо. Особенно, когда глоточки исполняет.
  • Не, ну как почему покупали газеты? Потому же, почему ходили и в советские кинотеатры. Что было-то? Два тв-канала, две радиостанции? И в Союзпечати Плейбой не продавли, а продавли газету английских коммунистов Монинг стар. Забыли, что ли, как мы жили? Хавлаи все, что выбрасывали на прилавок. Равнять ту жизнь и эту - не верно.
  • Всякий, кто хотя бы немного "повращался" в мутной среде художников, знает, что нет людей более самовлюблённых, завистливых, обидчивых, злобных и несправедливых, чем они. При этом всяк мнит себя гением, а остальных держит за бездарное говно. А журналисты что лучше? Донецкий нарисовал свой собственный с своих коллег портрет.
  • Можно написать весьма спорные статейки и умиляться негодованию аудитории. Донецкий так и поступает. Ведь знает же, сукин сын, что все СМИ на подсосе у бюджета области, ну и какая может быть процентовка истины в словах и строках местных журналистов?! 50 на 50? Сто раз хаха! Попыталась Прокопьева изобразить хотя бы немного правды будучи главредом " главной газеты области" и с вещами на выход. Попробовл бы Донекий неправильно заварить сой кофе, хаха.
  • Америку вы тут не открыли. Все на подсосе. Не у АПО, так у Госдепа. Но все на самом деле гораздо сложней. У каждлого журналиста есть свой внутренний цензор. У Донецкого этого цензора почти нет, а у кого-то (да у большинства псковских журналистов) сидит огромный дремучий дядька и не пущает. Они всего боятся, всего шугаются. И слова и дела. Почувствуйте разницу.
  • Дебил что ли? Уберите дурака с форума
  • Нельзя: свобода слова!
  • саша, это класс! Ты красавчег.
  • Нецензурная брань Саши в обзоре только подтверждает уровень его недоразвитости. А потому, не изображал бы из себя супер-знатока жизни. Профессионалов-журналистов в области можно пересчитать на пальцах, тех кто не дрогнет и не согнется перед власть имущими. Даже "золотое перо" Шлосберг дрожит, когда ветер крут и штормит. Примеров тому - масса! А Донецкий привык, чтобы о нем не забывали. Чем привлечь внимание? Правильно - матом в обзоре!
  • А где мат? что-то не обнаружил. сквернословие есть, мата нет. Не наводите напраслину на Сашу Донецкого. Он наше фсё!
  • Г..но - это сегодняшняя пресса, а раньше была партийная. Такая, какая и должна была быть, борзописцы.
  • Очень, очень я низкого мнения о псковских журналистах. Не на кого даже равняться, все УГ и ЛП.
  • а ЛП что такое?
  • Донецкий, как ты жалок... И еще более жалки твои комментарии к собственным статьям. И комментарии твоих дружков...
  • Evropeez
    "Словечко "люмпен", разумеется, выдаёт в режиссёре Сенине жуткого сноба". Александр, а что выдаёт в журналисте словечко "УГ" ? И, пожалуйста, не пугайтесь: "снобизм не самый страшный грех художника."
  • Лет через ...двать сам автор, как и многие из ныне активно работающих журналистов, перечитают свои нынешние труды и придут к такому же выводу: какие же глупости мы писали. Хорошо быть умным задним умом...
  • "Вот уж что УГ, так это- экспрессо.Особенно,когда глоточки исполняет" Товарищ, прикрепленный вами суффикс "О" к слову ЭКСПРЕСС( поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок (по Д.Н.Ушакову)говорит о вашем уровне знания родного языка. По вашим словам, Донецкий исполняет глоточки из железной махины))))) Учите русский язык, а то, похоже,владеете только примитивными аббревиатурами типа "УГ". P.S. Простите за занудство, просто откровенно достали безграмотные критиканы.
  • да саша сам уг
  • На ПАИ интересно читать только Донецкого , что бы там не пели канарейки ...
  • Ради справедливости. Донецкий нигде не называет советских журналистов поколением двоечников и неудачников. Это вы их так назвали. Он говорит конкретно об уровне газеты "Псковская правда" 80-х годов. Более того, он предлагает сходить в библиотеку и проверить, прав он или нет. Удивляет не тираж в 80 тысяч. Вы, наверное, забыли, что тогда не было интернета, Откуда бы люди узнавали местные новости? Удивляет нынешний тираж газеты "Курьер" в 28 тысяч. Вот это действительно достижение! Но разве коллеги, которые не далеко ушли от злобных и завистливых художников (здесь Донецкий прав на все сто!), признают этот факт? Никогда.
  • Не назвал, но подразумевает. Бродский тем не менее прав: "времена не выбирают, в них живут и умирают..."
  • В 88 году Донецкий (его менталитет примерно известен) гонялся бы за западными журналами,где тётки с голыми сиськами. И называл бюы это настоящей журналистикой. Провинциальный сноб Донецкий меряет по своим меркам то,что ему не оценить. Маргинал был,маргинал и остаётся. Есть у Ильфа и Петрова пассаж о том,что кто-то строит гидростанции,а кто-то выдумывает резиновую игрушку типа"уйди-уйди" (за точность цитаты не ручаюсь,но смысл передаю верно). Для Донецкого именно автор резиновых изделий более ценен,как крутой креативщик. Мелко всё это. Тем не менее тираж той "ПП",как бы автор ни пытался обгадить журналистов того времени, говорит сам за себя. И не надо придумывать глупые объяснения, мол народу было нечего читать. Было что читать. Тому народу,который работал,учился,созидал, а не занимался копанием на информационной помойке. А вы копайтесь,Донецкий!
  • во, восстали из пепла застойники. Утрите зады своёй пэпэшкой
  • Блин, Бродский у них прав :( "Времена не выбирают" написал Кушнер.
  • Не хай будэ Кушнэр))
  • Точно. Умники фиговы.
  • не будет донецкого -появится харьковский -все они у
  • У "Псковской провинции", на мой взгляд, лучшие полосы в конце номера, в рубриках "Наш дом" и "36,6". Например, "Простые советы для гарантированного похудения" и "Как выбрать кухонный нож". Комментарии излишни. ------------------------------------- опустил, так опустил коллег. Молодец, не пожалел слова из-за пазухи. А вообще удивляюсь способности Донецкого давать очень точные оценки. Подёнщина в двух смыслах - очень точное определение псковской журналистики. Только падать - в моральном смысле, продаваться.
  • Нестор
    Да, журналистика - сегодня это поденщина. И если Саня опрометчиво кидается камнями в коллег, которые пытаются заработать, чтобы прокормить семью, то я бы воздержался от такого рискованного поступка...
  • Он камнями кидается не в тех, кто пытается заработать, а в тех, кто ничего не умеет и не может. Как точно сформулировал г-н Сенин, в творческих импотентов. Как не стыдно заниматься таким убожеством. самим-то не стыдно. Псковские журналисты называются. Верхоглядство и халтурщина.
  • Господи, да не журналисты виноваты, а нынешние заказчики. Им-то требуется " сделайте нам красиво". Менять профессию не все готовы, это тема для обсуждения.
  • частное мнение
    Вот хороший текст. Живой, даже красивый. Но вот если бы кто написал про сайты наши скобарские...
  • сайт
    КАЧАЙ МЕНЯ!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru