В Новгородской области не пошли на поводу у РЖД и меняют подорожавшие электрички на другой транспорт
Власти Новгородской области, не достигнув консенсуса по сумме компенсации из регионального бюджета затрат на покрытие издержек по организации железнодорожных перевозок с дочерней структурой ОАО "РЖД" – "Северо-Западной пригородной пассажирской компанией" (СЗПК), решили кардинально изменить схему транспортного сообщения. На замену дорогостоящим электричкам придут новые автобусные маршруты, а в некоторых районах даже, возможно, тяжелая лесная техника на гусеничном ходу.
Как передает "Эксперт Северо-Запад", в Новгородской области два года тянется судебная тяжба с СЗПК, которая требует взыскать из региональной казны 350 млн рублей выпадающих доходов из-за разницы в действующем и, по мнению компании, экономически обоснованным тарифе. При этом стоимость железнодорожных перевозок в Новгородской области за несколько лет выросла кратно – с чуть более 2 до 16 рублей.
Созданная в регионе рабочая группа пришла к выводу, что местное железнодорожное сообщение можно оптимизировать без ущерба для жителей. Это решение поддержали собравшиеся на специальное совещание вице-губернаторы, сотрудники департамента транспорта и связи области, главы районов и муниципальные депутаты.
Издание отмечает, что в 2013 году пассажирские железнодорожные перевозки обошлись жителям Новгородской области в 86,5 млн рублей. Такая же сумма заложена в бюджете области и указана в договоре департамента транспорта и связи с перевозчиком. Однако СЗПК требует возместить еще порядка 300 млн рублей выпадающих доходов, хотя в областном бюджете 2014 года на возмещение выпадающих доходов перевозчика на пригородных маршрутах заложено только 30 млн рублей.
В результате пригородные железнодорожные маршруты будут сокращены с 15 до 6 – оставили те направления, на которых в области перевозили 82% общего числа пассажиров электричек.
Заменить выпавшие железнодорожные рейсы должны 15 новых автобусных направлений, а также увеличение числа автобусов на действующих направлениях, чтоб сформировать более удобные для жителей графики их движения.
По словам членов рабочей группы, таким путем уже прошла Мурманская область. Правда, схема оптимизации пока не является окончательной. Например, сокращение электричек на направлении Малая Вишера — Петербург обеспокоило главу Чудовского муниципалитета Ларису Паюк: по ее словам, на работу и учебу в Петербург утренними электричками едут 3,5 тысяч жителей района. Кроме того, необходимо решить проблему с транспортной доступностью деревень Парфинского района и решить, каким транспортом можно добраться оттуда до районного и областного центров. Специалисты не исключают, что главам отдаленных поселений придется заключать договоры с лесхозами на использование гусеничных тяжелых машин для доставки продовольствия, медперсонала, обеспечения экстренных выездов и т. д. Обсуждается и вариант покупки сельскими поселениями автомобилей высокой проходимости, таких как "УАЗ Patriot".
Первый вице-губернатор Новгородской области Вероника Минина подчеркнула, что схема будет окончательно утверждена только после того, как удастся достичь баланса всех интересов граждан.
Напомним, сходная ситуация сложилась в Псковской области, где за 3 года сумма компенсации за пригородные железнодорожные переозки выросла в 20 раз.
В ноябре заместитель председателя госкомитета Псковской области по транспорту и связи Вячеслав Клюхин сообщал журналистам, что экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном транспорте в Псковской области, установленный РЖД, в несколько раз превышает средний показатель по Северо-Западу. Если в этом году себестоимость перевозки одного пассажира в регионе составляет 9,72 рублей за км, то в 2014 году она вырастет до 12,8 рублей за км. При этом, по его словам, средняя себестоимость перевозки пассажира в Северо-Западном федеральном округе не превышает 3-х рублей, а действующий предельный тариф на пригородные железнодорожные перевозки в Псковской области составляет 2 рубля за км. Тем не менее в бюджете региона на 2013 год были заложены 60 млн рублей на компенсацию издержек железнодорожников, чтобы сохранить оставшуюся сеть пригородных маршрутов в прежнем составе. При этом областные власти не раз заявляли, что не готовы оплачивать затраты РЖД, которые компания раскрывать отказывается.
Так, Вячеслав Клюхин месяц назад сообщал, что недавно перевозчик представил в комитет по тарифам письмо, в котором просил установить экономически обоснованный размер затрат, который, по их мнению, составляет 813 млн рублей на 2014 год по Псковской области: в эту сумму включен и оспариваемый долг за 2012 год. В связи с этим псковские власти также обратили внимание на необходимость улучшения автобусного пригородного сообщения, так как оно гораздо более выгодно.