Так и не запрягли…
Очередное предложение создать в Пскове музей фрески не вызывает никаких эмоций, кроме зевоты. Или это очередная попытка обратить внимание на себя, любимого, или, как говорил известный сказочный персонаж – "одно из двух".
Для незнакомых с историей вопроса сообщаю: впервые предложение собрать под одной крышей образцы фресковой живописи псковской школы было озвучено еще в прошлом веке, а именно – в 1972 году. Автором идеи стал Игорь Иванович Лагунин (дай Бог ему здоровья), который в то время возглавлял отдел истории Мирожского монастыря. Под его началом также были фрески в Мелётово, Снетогорском монастыре. От слов сразу перешли к делу: была продумана концепция, подготовлена смета, план – что, где и как должно разместиться.
Более того, в 1976 году, в год столетия создания псковского музея-заповедника, в Поганкиных палатах прошла своеобразная генеральная репетиция – выставка, где были представлены не только великолепные копии, выполненные Александром Крыловым, но и восстановленная ленинградскими специалистами фреска алтарной части псковского храма святой Софии, которую собрали буквально из пыли.
С тех пор прошло несколько десятков лет. В 2016 году Псков отметит 140-летие музея заповедника, а музей фрески так и остается лишь прекрасной мечтой. К слову, там могли бы разместится копии работ псковских мастеров, которые расписывали другие храмы средневековой Руси. Но все упирается в деньги, отсутствие места, где разместится музей, и еще тысячу плюс одну причину, почему продуктивной идее мы всегда говорим "нет". Пробежит по поверхности вод легкая рябь от сотрясения воздуха, на том и сердце успокоится. До очередной славной даты.
А такая дата, между прочим, приближается к нашему порогу со скоростью курьерского поезда. Речь в данном случае идет, конечно, о Ганзе, которая намечена на 2019 год. Кроме того ожидается еще 140-летие псковского музея-заповедника – оно, как было сказано выше, совсем скоро. Можно наскрести в праздничном календаре немало других юбилеев, но от этого денег не прибавится. Хотя найти какой-то цивилизованный способ по изысканию оных можно. Например, воспользоваться опытом европейских коллег. За бугром (в частности, в Англии) уже более двадцать лет работает национальная лотерея, все средства от которой идут на восстановление памятников старины – она так и называется "Сохрани наследие". Было бы желание, авось и мы наскребли с миру по нитке на восстановление "рождественской батареи" - цепочки храмов, которые примыкают к крепостной стене, где так и просится музей фрески.
Напомню, что в начале Северной войны эти церкви были зарыты по приказу Петра I. После раскопок на их стенах обнаружили частично сохранившуюся древнюю фресковую роспись. Ее сняли, закрепили и отправили на хранение в Эрмитаж. В 2003-м, юбилейном для Пскова году, планировалось восстановить комплекс с приспособлением под музей, но денег опять не хватило. До сих пор нет единства мнений по поводу того, как эти храмы должны выглядеть. Например, реставратры-фундаменталисты, предпочитающие всем и вся живописные руины, уверяют, что нужно оставить все как есть. Граждане, знакомые с современными туристическими концепциями, считают, что можно восстановить утраченные куполообразные сооружения. Эта точка зрения не лишена смысла – путешественники вернутся домой в полной уверенности, что видели подлинный (!) кремль и настоящие (!!) церкви. А если они увидят еще и образцы фресковой живописи, то их восторгу не будет границы. Но… единства нет, как, по всей видимости, нет и желания найти компромиссное решение.
Ну что же, 700 лет ждали мы юбилея снетогорских фресок, столько же подождем, чтобы созреть до музея…
И последнее: согласно уже опубликованным данным, в России ежедневно (!) гибнет один памятник истории и культуры - за последние десять лет страна потеряла уже более двух тысяч. В списках всемирного наследия ЮНЕСКО насчитывает 981 объект в 141 стране мира, но лишь 25 из них российские. Говоря проще – только 2,5% от общего числа. В общем, не густо…
Николай Медведев