Размер
шрифта
A A A
Цвета
сайта
A A A A A
Показывать
Картинки?
Шрифт
Толщина шрифта
Обычная версия сайта

Победа со "Сталинградом"

13:59, 18 октября 2013, ПАИ

За первую неделю проката в России и странах СНГ фильм Федора Бондарчука "Сталинград" стал самым успешным российским проектом, установив рекордные сборы в рублях среди отечественных фильмов. По прогнозам специалистов, кинолента претендует на попадание в тройку самых кассовых российских игровых фильмов в истории наряду с такими  хитами, как "Ирония судьбы. Продолжение" и "Легенда № 17". 

 

Сам по себе этот факт позволяет о разных вещах говорить. Например, можно себе представить, что зрители купились на имена известного режиссера и хороших актеров (Петр Федоров, Алексей Барабаш, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Мария Смольникова, американский актер Томас Кречман). Или на то, что в основе сценария все-таки по первоначальному замыслу лежит великая книга Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". Да и 3D-съемка и IMAX-технологии в фильмах о войне – тоже интересно и привлекают в кинозалы. В конце концов, можно согласиться и с тем, что свою весомую роль сыграла и правильно организованная реклама фильма.

Сталинград. Постер фильма.

И все же не это самое важное. Наш недоверчивый народ одной рекламой не так-то легко завлечь. Наверное, главным фактором, определяющим  успех фильма, является его востребованность для миллионов россиян - без преувеличения. Вернее, востребованность и нужность не столько самого  фильма, сколько именно этой темы – темы Великой Отечественной войны, темы стойкости и героизма нашего народа, тема страдания, нечеловеческого терпения, мужества и - Победы.

 

Можно с очень малой долей риска предположить, что в нашей стране любой фильм о той войне и о той победе  обречен на успех. А если он еще и совсем неплохо сделан, как "Сталинград" Федора Бондарчука – тем более. Ибо он созвучен интересам и желаниям наших соотечественников – еще раз почувствовать себя гражданином великой страны, способной  все преодолеть и все-таки победить. И при этом не растерять среди грязи, крови и боли войны лучшие качества загадочной для врага русской души: способность на подвиг, самопожертвование, любовь.

 


Мы хотим верить в себя и свой народ, в его величие, в его телесную, духовную, нравственную силу – "Сталинград" этому помогает. Мы хотим видеть в качестве образца для подражания не Джеймса Бонда и Стивена Сигала, а простых русских ребят, готовых, если надо, совершить нечто не менее героическое – "Сталинград" тоже за это.  Мы хотим верить в большую и настоящую любовь, даже там, где, кажется, это невозможно – "Сталинград" оставляет такую надежду.

 

При этом нет  никакого смысла даже спорить о том, что данный фильм Федора Бондарчука – отнюдь не шедевр. И "Оскара" он вряд ли получит. Это, конечно, не "Они сражались за Родину", не "В бой идут одни старики" и не "А зори здесь тихие". В фильме, по идее рассказывающем о самом грандиозном сражении Второй мировой, даже серьезных батальных сцен на удивление мало. Но нужны ли они?

 

Более того. Можно много говорить о некоторых исторических несоответствиях и откровенных ляпах создателей. Но, во-первых, не такие уж они и страшные и заметные. А, во-вторых, зададимся простым вопросам: так уж ли это важно? Тут, наверное, обязательно нужно обратить внимание на такой факт. Одной из самых впечатляющих сцен "Сталинграда" стал эпизод атаки на врага охваченных пламенем русских солдат. Когда горящие люди бегут в атаку, а немцы в ужасе отступают. Так вот, естественно, именно такого случая, именно такой атаки в истории Сталинградской битвы не было. Да и события, вокруг которых крутится сюжет, лишь отдаленно напоминают то, что связано с 58-дневной героической обороной знаменитого Дома Павлова в Сталинграде. 

Сталинград. Кадр из фильма.

Ну и у кого поднимется рука бросить в создателей фильма камень за такое "историческое несоответствие" и "вольное допущение"?  Ведь было  в ходе битвы  множество других подвигов, в том числе и подвиг Михаила Паникахи, который действительно вспыхнул факелом от разбившейся бутылки с зажигательной смесью и бросился на фашистский танк, зажав в руках вторую бутылку… И было немало случаев, когда мирные жители оставались в подвалах или квартирах домов, в которых вовсю шли бои – точь-в-точь как в фильме. И цена победы была именно такой – ценой жизни, преодоления и веры.    

 

Поэтому – фильм нужен. В первую очередь – для молодежи. Не только потому, что, может быть, эта самая молодежь благодаря "Сталинграду" хоть немного больше будет знать об истории своей страны. Главное, потому что он дает возможность почувствовать, что ты - часть великого народа великой страны. Сегодня такие минуты бывают очень редкими и потому, наверное, являются особенно ценными.

 


И тут, скорее всего, не столь уж и важно, кто все  это "придумал". Самому Бондарчуку пришла в голову такая идея, или государственная  власть и официальная пропаганда лишний раз озаботились тем, чтобы повернуть наши мысли и чувства в правильную сторону, сферу базовых национальных ценностей, среди которых победа в Великой Отечественной войне – конечно, на первом месте.

Сталинград. Кадр из фильма.

Пусть. Пусть мы хотя бы в кино увидим, какие мы молодцы. И еще есть надежда, что фильм хоть немного будет способствовать патриотическому воспитанию наших людей. Думается, если мы хоть на минуту допускаем (как это допускает одно из известных псковских информагентств), что при опросе  в качестве ответа на вопрос, что для вас означает эстафета олимпийского огня в Пскове, не возбраняется такой вариант: "Возможность прикурить от Олимпийского огня",  мы поступаем неправильно.  Есть некие святые вещи, которых не стоит ерничать и приучать к возможности такого ерничества людей. Фильм "Сталинград" и об этом тоже.

 

Артем САВЕЛЬЕВ

Артем Савельев
Все новости
  • Спасибо, Артём, за поучения. Но зачем сравнивать "Сталинград" с фильмами "Они сражались за Родину", "В бой идут одни старики" и "А зори здесь тихие"? Ты же признаёшь, что "фильм Федора Бондарчука – отнюдь не шедевр". Как понимать твою фразу: "И тут, скорее всего, не столь уж и важно, кто все это "придумал". Самому Бондарчуку пришла в голову такая идея, или государственная власть и официальная пропаганда лишний раз озаботились тем, чтобы повернуть наши мысли и чувства в правильную сторону, сферу базовых национальных ценностей, среди которых победа в Великой Отечественной войне – конечно, на первом месте"? И в то же время утверждаешь, что "И еще есть надежда, что фильм ХОТЬ НЕМНОГО (выделено мною) будет способствовать патриотическому воспитанию наших людей". Не противоречишь ли ты себе?
  • Молодец, Артём! Поддерживаю твою рецензию. Правдиво, качественно и полезно. Не то, что пасквиль у Донецкого. И как у того рука поднялась на такое?! Позорник образованный.
  • Донецкий отметил всё правильно. Вы вдумайтесь сначала, опрежд с лёту клеить ярлыки. Не нравится - аргументируйте. Но, видимо, нечем. А фильм - откровенная фантастика (мягко сказано).
  • Донецкий отметил всё правильно.
    Но зачем? Для чего? Демонстрация начитанности? Перед кем?
  • Егор Егоров
    Начитанность - огромный плюс Донецкого. Позволяет обобщать и делать выводы более приближенные к реальности, чем у невежд.
  • Михаил Тух
    >> Одной из самых впечатляющих сцен "Сталинграда" стал эпизод атаки на врага охваченных пламенем русских солдат. Когда горящие люди бегут в атаку, а немцы в ужасе отступают. Так вот, естественно, именно такого случая, именно такой атаки в истории Сталинградской битвы не было. -------------------------------------- Из воспоминаний снайпера Василия Зайцева: "Заметив скопление нашей пехоты у бензобазы, фашисты открыли массированный минометно-артиллерийский огонь. Потом полетели бомбы с пикировщиков. Над базой взметнулось пламя, начали рваться бензобаки, загорелась земля. Над цепями атакующих моряков с оглушительным ревом метались гигантские языки пламени. Все охвачено огнем. Еще минута — и мы превратимся в угли, в головешки... — Вперед! Вперед! Охваченные огнем солдаты и матросы на ходу срывали с себя горящую одежду, но не бросали оружия. Атака голых горящих людей... Что подумали о нас в этот момент фашисты — не знаю. Быть может, они приняли нас за чертей или за святых, коих и огонь не берет, и потому бежали без оглядки. Мы вышибли их из поселка, прилегающего к бензобазе, и остановились на крайней западной улице, залегли среди маленьких индивидуальных домиков, из которых состояла эта улица. Здесь кто-то подкинул мне плащ-палатку, и я кое-как прикрылся."
  • Офигеть! Оказывается, Михаил Тух у нас еще и специалист по истории Сталинградской битвы??? Может, не надо??!
  • Офигеть! Оказывается, Михаил Тух у нас еще и специалист по истории Сталинградской битвы??? Может, не надо??!
  • Офигеть! Оказывается, Михаил Тух у нас еще и специалист по истории Сталинградской битвы??? Может, не надо??!
  • Что? завидуешь? И со злости аж три раза нажал на "отправить". Тебе до Туха так же далеко, как до солнца.
  • Спасибо, Артем! В некоторых кругах стало модным об....рать свою историю. Типа они самые лучшие знатоки и равняться надо на них. Одно успокаивает-Лермонтов тоже когда-то говорил: с тоскою я смотрю на наше поколение. Может из этого сора все таки вырастут люди, а не туалеты, от которых на версту несет.
  • Читайте книги и монускрипты и будите учеными.
  • Предыдущему Стоило бы русский язык подучить для начала, чтоб вместо "будите" писать "будете".
  • "Лермонтов тоже когда-то говорил: с тоскою я смотрю на наше поколение. Может из этого сора все таки вырастут люди, а не туалеты, от которых на версту несет." - За что-же вы так Михаила Юрьевича, чтобы он такую похабель написал... "Печально я гляжу на наше поколенье!" ничего общего с вами написанным не имеет.
  • Чернь
    Фильм - полный фуфел. Это не о Сталинграде, а детектив: кто стал отцом? А еще это фильм о том, что главный враг фрицев - не Красная Армия, а вши. Позорная киноподелка. Не зря в инете идет сбор подписей за запрет его демонстрации у нас и за рубежом и за снятие с гонки за оскаром...
  • Брест
    Если бы на Оскар или ещё какую-нибудь безделицу выдвинули "Брестскую крепость" А. Котта, то американцы-европейцы умылись бы слезами. Не выдвинули, поскольку к созданию фильма имела отношение так не любимая гейской Европой (да и нашим руководством) Беларусь и Лукашенко. А ведь Котт действительно снял лучший фильм о войне за последние 20 лет! И ни Михалкову, ни Бондарчуку не удалось его превзойти со своими "Цитаделями" и т.п. поделками.
  • Фильм не воспринимается, как единое целое. Просто набор сцен проходных и сцен-"скреп", типа атаки горящих бойцов. Технология задавила кино. Как в "Обитаемом острове". Сомнительный фильм в смысле его преспектив. Типичная бабочка-однодневка.
  • Нормальный фильм, я думала, будет хуже.... Молодежь смотрит, не отрывая глаз от экрана.... Для них этот фильм и снят... Взрослым, конечно, ближе старое советское кино...
  • Брест
    Взрослым ближе талантливое кино. А молодежь и хрень голливудскую смотрит, не отрывая глаз...
  • Мангол
    Полностью согласен с Брестом. И добавить то нечего!
  • статейка будто школьник писал.
  • Неправда. Хорошо написано.
  • Егор Егоров
    А хоть бы и школьник.
  • Пройдет время - забудется, как и михалковский "Предстояние-Цитадель", который все ругали.
  • Ничего нового. Тема Сталинграда - бессмертна! Сколько их уже было и еще будет гламурных мальчиков от искусства, желающих "выспаться" на таком беспроигрышном материале? Не дадут Оскара или Каннской пальмовой ветви, так хоть очередной Российский узурпатор по головке погладит. Интерес к фильму не больше, на самом деле, чем к новой погремушке. Уж больно его пиаряи прокремлевские СМИ.
  • На самом деле, Сталинград мало потребен для пропаганды патриотизма.... Достаточно сказать хотя бы, что мирные жители не "сами оставались" в домах, ожидая, пока в них не попадет бомба или снаряд... Просто был приказ Сталина не эвакуировать мирных жителей, и их отгоняли пулеметным огнем от переправ. Единственная эвакуация из Сталинграда была проведена немцами, вглубь территории, занятой ими... фактически, на территорию донского казачества, практически поголовно поддержавших вермахт против Красной армии... есть ли это в фильме, как и множество иных фактов, говорящих отнюдь не в пользу коммунистов? Нет? Но без этого историческая правда превращается в банальное вранье, пусть и неплохо отснятое...
  • Предыдущему
    Это гды вы такого понабрались? Резунов начитались, Пивоваровых насмотрелись? Читайте историю, а не бабулеро
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Информация, размещенная на сайте, предназначена для лиц, достигших 18-летнего возраста

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"

Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а

Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00

Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова

Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru

Рейтинг@Mail.ru