Митьки прямого действия
"Дык, ёлы-палы, дурилка ты картонная. Оттянулись братишки и сестрёнки в полный рост. Выставка – улёт. Картина - крутняк. Западло никто не держит. С говном не съел, дык..." Примерно так мог звучать каноничный комментарий классического митька по поводу того, что произошло в Пскове в День Скобаря: лидер легендарного арт-движения Дмитрий Шагин со товарищи открыли в Псковском музее-заповеднике передвижную выставку "Митьки и русские истории". После чего они создали картину, поставившую рекорд по числу художников, эту картину написавших. Каждый пскович, явившись на День Скобаря, имел возможность поучаствовать в перфомансе — сделать несколько мазков кистью и увековечить свою фамилию в специальной тетради с деревянной обложкой.
"Эскиз - в голове. Мы придумали идею, композицию. Ну, а по ходу будем импровизировать. Сначала наш митьковский коллектив сделает общий рисунок. А уж раскрашивать полотно будет псковская публика, - пояснил мне "технологию рекорда" Дмитрий Шагин за полчаса до начала перфоманса. - Что касаемо выставки "Митьки и русские истории", то задумана и собрана она была год назад, к 1150-летию российской государственности. Идея выставки такая: Митьки, как известно, всегда делали картины на исторические темы... Типичный сюжет: митьки помогают кому-то в чём-то. Вот в прошлом году, например, написали картину "Митьки помогают новгородцам вернуть вечевой колокол". Потом эта выставка отправилась в Смоленск, теперь вот выставка в Пскове, и в экспозицию добавлены картины, которые мы делали здесь..."
"Не могли бы вы объяснить популярно, что это за приём такой, когда художники изображают себя в роли персонажей таких как бы картин-мистификаций. Получается, что изображению предшествует некое действие, событие, пусть и воображаемое, мифическое, да?" - спросил я у родоначальника митьковского движения.
"Митьки вообще всегда рисовали и рисуют про себя, про свою жизнь. И представляют себя в виде героев прошлого. Героев, которые пытаются исправить это прошлое. И надо сказать, в каком-то смысле действительно его исправляют. На том уровне, который нам не виден. В творчестве на самом деле всё не просто так. Это всё не для того, чтобы просто посмеяться. На самом деле мы работаем над нашим общим прошлым", - сформулировал свою сверхзадачу художник.
"Ого! Вы хотите сказать, что реальность искусства как-то влияет на бытие в целом, на живую действительность?"
"Безусловно влияет! А иначе просто нет смысла заниматься искусством, - не сомневался знаменитый митёк. - Вот один пример. У нашего товарища Владимира Тихомирова когда-то давным-давно появилась картина "Митьки в избе". А потом, много позже, появилась и сама изба, точно такая, как на картине. Изображение исполнилось в реальности".
"Где это?"
"Да здесь, на Псковщине. Между Печорами и Изборском есть деревня. Называется деревня Митьковицы. Там есть изба. Мы её купили. Мы приезжаем туда, отдыхаем, творим, рисуем".
...Тут необходимо вставить несколько слов для непосвящённых. Кто такие, собственно, митьки? Обычно их представляют в образе этаких бородатых мужиков в тельняшках, рисующих картины в "примитивном" стиле. Арт-группа родилась в середине восьмидесятых в городе на Неве. На чердаках и в подвалах питерского нонконформизма. Первую "благую весть" о митьках сочинил художник Владимир Шинкарёв, для которого его товарищ Митя Шагин послужил своего рода "поведенческой моделью". Движение митьков более органично, нежели хиппи или панки, поскольку под митька практически невозможно подделаться, не являясь им, писал тогда Шинкарёв.
...Митьки одеваются во что попало, но ни в коем случае не попсово. На физиономии митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Все его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда кажется навеселе. Теоретически митёк - высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: "православие, самодержавие, народность". На практике он, однако, настолько легкомыслен, что может показаться лишённым многих моральных устоев. "Дык" – слово, могущее заменить практически все слова и выражения. Обращение митька с любым встречным характерно чрезвычайной доброжелательностью, он всех называет ласкательными именами: братишками, сестрёнками и так далее. При встрече даже с малознакомыми людьми обязателен трёхкратный поцелуй, а при прощании митёк сжимает человека в объятия, склоняется к нему на плечо и долго стоит так с закрытыми глазами, как бы впав в медитацию.
"Вот вы говорите, что митьки укоренились на Псковщине. Существет ли разница между Псковщиной и Ленинградщиной?"
"Существует, и большая. Вот взять даже этот год. Здесь уродилось очень много яблок. А под Питером яблок нет. Потому что северней. А казалось бы, всего каких-то 300 километров. Здесь южнее, и климат существенно лучше. У нас всё гораздо болотистей. Это вообще такая питерская традиция. Из города обязательно выбираться куда-то в деревню. На дачу, на Псковщину. Не мы это придумали. Это исторически сложилось. Мы всю жизнь ездили сюда на пленэры. И в Изборск, и в Пушкинские Горы, и в Себеж. Со Псковщиной у нас вся жизнь связана".
"Что вы думаете о перспективах фестиваля День Скобаря?"
"Нам очень нравится. Хорошо, когда люди вместе собираются и как-то влияют на реальность. Вот, смотрите, и солнышко выглянуло, хотя с утра шёл дождик. Коллективная радость тучи разгоняет. Праздник — это такое прямое коллективное действие, меняющее жизнь в позитивную сторону".
"Как вы относитесь к названию фестиваля? Многих людей оно, допустим, смущает. Ведь "скобарь" - слово ругательное".
"По-латышски Псков — Плескава, то есть Псков, как топоним, связан с водой, с рекой, с тем, что плещется. Это всем известно. То есть скобарь — это как бы плескарь. Скобарь означает всего лишь "псковский человек". Скобу от Петра Великого — это, конечно, потом придумали, позже".
"Но в Питере слово "скобарь" — ругательство".
"Это - да. Это действительно проблема. Многие говорят, что им не нравится название. Но ничего страшного. Я думаю, что раз уж праздник День Скобаря появился, нужно эту негативную ассоциацию снять, убрать. Вот мы её и уберём".
"Можно сказать, что это одна из факультативных задач фестиваля?"
"Ну а что? Сами-то псковичи негативный смысл в слово "скобари" не вкладывают. Если кому-то хочется поругать псковичей, пусть новое слово придумают. Вот взять слово "москали". Это уж точно ругательство, во всех смыслах. А псковичи к себе, судя по названию фестиваля, иронично относятся. И митькам эта самоирония импонирует".
"Лет пять назад с подачи одного из основателей митьковского движения Владимира Шинкарёва в СМИ появились публикации о том, что митьки кончились, превратились в шоу-группу, "опопсели" и т. д. Что вы по этому поводу можете сказать?"
"Вопрос хороший. Я думаю, что всяческие критические публикации способствуют, чтобы художники не забронзовели и не залезли на пьедесталы. Критика — дело вообще полезное. Что касаемо Шинкарёва, так он мне сказал, что это всё журналисты придумали. Что это такой художественный текст. Передо мной, во всяком случае, Шинкарёв извинялся. Кстати, в наших общих выставках он до сих пор иногда участвует. По делам художников надо судить. А наши дела — выставки, перфомансы, проекты разные".
Беседовал Саша ДОНЕЦКИЙ
Фото автора с выставки "Митьки и русские истории"