Мечтой меньше
Кармический удел Пскова: быть транзитным городом, пронзенным стрелами путей-дорог, которые – не успеешь задремать – за несколько часов приводят к какому-нибудь крупному соседу. Вот гражданам Пскова, в отличие от населения какой-нибудь Читы, и не живется на месте, и все хочется съездить километров за 300-600 – посмотреть: а как у них. Те, которые возвращаются, потом долго не могут угомониться, и при каждом удобном случае вставляют: "А вот в Питере…", "А вот в Витебске…", "А вот в Риге…", "А вот в Новгороде Великом…".
Говоря о Новгороде, бывавшие там псковичи не могут не признать, что наш старинный конкурент на реке Волхов давно утер нос Пскову по части количества "Макдоналдсов" на душу населения. Их там целых два. А в Пскове – ни одного. И многих наших горожан этот факт сильно огорчает. Так же, как огорчает, например, отсутствие подземного пешеходного перехода. Ну, хотя бы одного! Видимо, поэтому активные горожане призывают власти вырыть столь необходимый тоннель везде, где позволяет фантазия. Одно из последних предложений – возле Центральной аптеки.
Доходит до того, что отсутствием "Макдака" начинают спекулировать в политических целях. Чего только стоит фееричная затея группы предпринимателей с монтажом баннера "Здесь мог быть Макдоналдс" у рынка на "Четырех углах". У кого из прохожих сердце не обливалось слезами умиления и справедливого негодования в адрес так искрометно опозоренной городской администрации? Словом, "Макдоналдс" и подземный переход – явления одного порядка. Оба нужны псковичам, как доказательство того, что Псков – все еще город, а не какое-то там муниципальное образование. Как салют 23 июля – о, нормально, мы пока город, пьем еще 365 дней!
И вот внезапно, когда все смирились с тем, что ближайшим трем поколениям псковских детей будут разогревать в микроволновках холодные "Хэппи милы", становится известно, что в Пскове до 1 ноября появится "Хезбургер" – пункт питания от крупнейшей в Финляндии сети ресторанов фаст-фуда. Те, кто проезжал в последние два года по киевской трассе мимо Острова, успели оценить тамошний "Хезбургер": стандарты обслуживания и ассортимент примерно такой, как в "Макдоналдсе", только еда вкуснее. Не говоря уже о молочных коктейлях и мороженом. Теперь все эти удовольствия будут готовиться и продаваться на Октябрьском-19.
Вот так внезапно сбылась мечта электората: кандидатам на губернаторских выборах в следующем году придется вычеркнуть "Макдоналдс" из списка обещаний. Кому теперь нужно молиться на логотип с желтой грудеподобной "М", если в шаговой доступности появится всамделишный европейский фаст-фуд? Тот самый - с финским оборудованием и зомбированными кассирами, которых можно будет троллить, пока не надоест. Офисные клерки теперь смогут засылать гонцов за хашбраунами и луковыми кольцами, а студенты будут занимать столики, всосавшись в бесплатный WiFi и хлестать общественный вкус романтическими свиданиями в бургерной.
В том, что псковский "Хезбургер" ничем не будет отличаться от "Хеза" в Гамбурге или Киеве, сомневаться не приходится – ресторан открывается по франшизе. Генеральный директор ООО "Фаст-фуд" Павел Саломатин, намеревающийся подарить изголодавшимся по бургерам и картошке фри псковичам такое счастье, объясняет, почему он решил остановить свой выбор на дислокации в центре:
"На мой взгляд в нашем городе уже давно возникла потребность в качественном ресторане быстрого питания, - констатирует предприниматель. - К сожалению, до сих пор в Псков не вошел ни один федеральный оператор. Расположение ресторана в центре города обусловлено деловой активностью и излюбленным молодежью местом проведения досуга"
Откровенно говоря, "Хезбургер" – не первая узнаваемая франшиза в сфере питания. Есть "Баскин Роббинс", был "Сабвэй", несет свой гипермаркетный крест "Чайная ложка", недавно появился "Дабл Кофе". Но в случае открытия "Хезбургера" именно этот заведение станет самым доступным – и территориально, и материально. Неудивительно, что автомобилисты заранее переживают – в первый месяц народного ажиотажа не то, что припарковаться - проехать нормально по Гражданской будет сложно. И напоминают историю с открытием гипермаркета "Лента", вызвавшим километровую пробку.
Моментально активизировались и те, кто предостерегает: "фаст-фуд – яд и путь к ожирению". Это действительно так, если питаться бургерами каждый день: достаточно вспомнить знаменитую документалку "Двойной я", автор которой, статный атлет, чуть не стал инвалидом, всего лишь питаясь в "Макдоналдсе", и не отказываясь от двойных сэндвичей и макси-колы, когда предлагали. Но, во-первых, даже те, у кого "Макдак" под боком, едят в нем не чаще, чем раз в месяц – надоедает. А во-вторых, большинству взрослых жителей Пскова уже поздно беспокоиться о лишнем весе – пить "Боржоми" и посещать бассейн надо было раньше.
В остальном фаст-фуд несет только плюсы. Это быстро – пришел, увидел, получил. Это надежно – гораздо безопаснее шавермы из голубей. Это удобно – можно лопать бургеры в авто или на лавочке в парке. Это привлекает туристов, которые знают, чего ждать от заведения со знакомой вывеской. Наконец, это поднимает самооценку псковичей – когда асфальт в День города укрыт мусором с эмблемами известного бренда, сразу понимаешь: ты не в деревне, а в столице региона.
Главное теперь – чтобы псковский "Хезбургер" и через год, и через два после открытия держал планку, и взаправду походил на своих клонов по всему континенту. Чтобы сотрудники не болтали при клиентах с друзьями, которые обязательно будут заходить к ним и провоцировать на щедрый обмен новостями. Чтобы кассиры были рады посетителям. Чтобы улыбались и внимательно слушали заказы, совершая минимум ошибок.
Объем инвестиций по условиям франшизы "Хезбургера": от 4 до 30 миллионов рублей, окупаемых за 3 года. Не так уж и много даже для дефицитного бюджета муниципального образования "Город Псков". Для того, чтобы жители 190-тысячного населенного пункта могли почувствовать себя горожанами, оправданно потратить и большие деньги. Может, Гордуме так и сделать? Пока самые ценные кадры не разъехались: роза ветров с каждым годом все вероломнее манит квалифицированных и не очень граждан пожить-поработать то на берегах Невы, то Москвы-реки. Главное – создавая достопримечательности - не поддаваться на авантюру с подземными переходами. Пусть хоть одна малоосвещенная блажь останется светлой мечтой.
Даниил НОВИКОВ