Плагиаторы против академиков
Итак, как и ожидалось, президент России Путин подписал-таки скандальный закон, названный остроумцами "законом об Академсервисе", а на официальном воляпюке именующийся "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Как сообщила в пятницу пресс-служба Кремля, глава государства подписал также указ "О Федеральном агентстве научных организаций".
Завершилась трёхмесячная законодательная эпопея по "раскулачиванию академиков". Митинги протеста и тихий саботаж возможны, но вряд ли способны повлиять на вердикт. Приговор академической автономии окончательный и обжалованию не подлежит. В течение трех следующих лет будет действовать мораторий на избрание новых академиков.
Эпопея по принятию закона сопровождалась несанкционированными акциями протеста у стен Госдумы, резкими комментариями в СМИ, угрозами организовать акции гражданского неповиновения в виде публичных голодовок и т. д. Учёные мужи устроили даже бутафорские "похороны науки", возложив траурный венок и макет надгробия к российскому парламенту. Ясно, что все эти действия, свершённые и грядущие, как мёртвому припарки, в том смысле, что если уж Кремль чего решил, то он своего добьётся, пусть и с поправками, которые всё равно не меняют сути происходящего.
Между тем, подавляющее большинство населения страны, тот самый пресловутый обыватель, недоумевает и вообще не врубается, в чём там собака порылась. Чего академики взбунтовались? Ну, реформы, ну, сокращение. Всё это мы проходили. Чем академики лучше? Более того, витает крамольная мысль, причём преимущественно в среде либеральной интеллигенции, де, а может и правильно, что реформируют?
Сидят, понимаешь, старцы, впавшие в маразм, на недвижимости, и гребут бабло. "Небожители" в условиях рынка, понимаешь. А толчины от них — ноль. Как писал когда-то юморист Жванецкий, "она (формула) тужится и работает, как дизель в Заполярье, но не в состоянии вылечить всех желающих в той далекой стране, где мы как раз и процветаем. Тщательней надо, ребята, формулу нам дали СН3СОС2Н5 два часа на пару, а не берёт..."
Тщательней надо было суетиться, тщательнее. А главное — раньше. А нынче поздно пить боржоми. Где, мол, был ваш авторитетный академический глас, когда взбесившийся принтер принимал "закон Димы Яковлева"? Где были вы, соль земли и совесть нации, когда мы выходили на Болотную? Языки в одно место засунули. Думали отсидеться в своих комфортабельных "шарашках"? Вот и получили!
Критики закона о РАН, понятно, утверждают, что речь идёт о банальном рейдерском захвате. У академии наук, как известно, ещё с советских времён недвижимости сохранилось на многие миллионы, если не на миллиарды рублей. Вот и возжелали чиновники урвать часть имущественного пирога. Вспомним, опять же, печально знаменитый "Оборонсервис", госпожу Васильеву и махинации "министра Табуреткина".
Поправки-то, оно, конечно, поправками, но главное: имуществом многочисленных институтов теперь будет заведовать не академия, а то самое специально созданное правительственное "агентство". Имущество и деньги теперь — отдельно, и наука — отдельно. По замечанию Матвея Ганапольского, учёные теперь будут выступать в роли детишек, выпрашивающих у папы, то бишь правительства, мелочь на мороженое.
Так это или иначе, но в нынешнем разброде и шатаниях всё громче звучат голоса о грядущем крахе российской науки, о том, что её ждёт скорая погибель, чуть ли не Апокалипсис. Однако кроме экономического, имеется в этом сюжете и, так сказать, моральный аспект, сугубо человеческий фактор. Вслед за ценными активами, уходящими под контроль "специально уполномоченного органа", у академиков отбирают какую-никакую власть, иначе говоря, лишают независимости. Создание федерального агентства поставит крест на былой самостийности.
С момента своего создания почти триста лет назад академия наук всегда была автономной структурой. Понятно, что вне государства она существовать не могла, но наука, особенно точная, - это всё таки, извините, не армия, тут по ранжиру не поставишь. Строй не строй научного сотрудника, а главное — мозги, и желательно - мозги выдающиеся, мощные, продвинутые, даже гениальные, способные совершать открытия, технологические прорывы. А мозги — это свобода. Вспомним хотя бы академика Сахарова, официального советского диссидента и правозащитника.
Да что там Сахаров. Были и другие выдающиеся личности с международным авторитетом. Академик Пётр Капица, Нобелевский лауреат, академик Игорь Тамм, тоже нобелевец, многие другие. Физики помогали лирикам, отстаивали в высоких партийных инстанциях новаторские театральные постановки, фильмы, выставки, песни, стихи. Творчество Высоцкого, например. При этом на противостояние с родной Советской властью академики не замахивались, не позволяли себе открытой фронды, понимая кому и чем обязаны. Им вполне хватало внутренней свободы, свободы научного творчества.
Ведь это философию можно сделать служанкой церкви или политбюро ЦК КПСС, а точные знания - математику, царицу всех наук, физику, астрономию, биологию, медицину - служанками власти не сделаешь. Хотя иногда и пытались, стирая гениев вроде академика Вавилова в лагерную пыль. Так вот, кажется, то, что не удалось шарлатану Лысенко, с подачи Кремля удаётся нынешним депутатам да сенаторам. Впрочем, не хотелось бы спешить с выводами и людей смешить. Впереди три года реформы, отпущенной академикам сверху. По плодам её и увидим, так ли страшен закон, как его сейчас малюют.
Единственное, от чего действительно делается мерзко, так это от "научной" репутации голосовавших. В свете последних скандалов с фальшивыми диссертациями власть предержащих (а депутаты здесь не исключение) получилось, что плагиаторы "приговорили" каких-никаких, но всё-таки настоящих учёных. Которые, в отличие имяреков, свои диссертации ни у кого не крали и апельсины, как академик Лысенко, на берёзах не выращивали.
Всё это очень напоминает старый анекдот о том, как управдом учит профессора запасать воду на случай её планового отключения.
Александр ДОНЕЦКИЙ
Примечания:
Сахаров Андрей Дмитриевич (21 мая 1921, Москва — 14 декабря 1989, Москва) — советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград, премий и был выслан из Москвы в Горький.
Капица Пётр Леонидович (26 июня 1894, Кронштадт — 8 апреля 1984, Москва) — советский физик. Академик АН СССР (1939). Видный организатор науки. Основатель Института физических проблем (ИФП), директором которого оставался вплоть до последних дней жизни. Один из основателей Московского физико-технического института. Первый заведующий кафедрой физики низких температур физического факультета МГУ. Лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия, ввёл в научный обиход термин "сверхтекучесть".
Тамм Игорь Евгеньевич (26 июня (8 июля) 1895 года, Владивосток — 12 апреля 1971 года, Москва) — советский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (совместно с П. А. Черенковым и И. М. Франком, 1958), дважды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда (1953).
Вавилов Николай Иванович (13 ноября 1887, Москва, Российская империя — 26 января 1943, Саратов, СССР) — российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ. Организатор и участник ботанико-агрономических экспедиций, охвативших большинство континентов (кроме Австралии и Антарктиды), в ходе которых выявил древние очаги формообразования культурных растений. Создал учение о мировых центрах происхождения культурных растений. Обосновал учение об иммунитете растений, открыл закон гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов. Внёс существенный вклад в разработку учения о биологическом виде. Под руководством Вавилова была создана крупнейшая в мире коллекция семян культурных растений. Погиб в годы сталинских репрессий. Умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.
Лысенко Трофим Денисович (1898 — 1976) — советский агроном и биолог. Основатель и крупнейший представитель псевдонаучного направления в биологии мичуринской агробиологии, академик АН СССР (1939), академик АН УССР (1934), академик ВАСХНИЛ (1935). Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1949).