Александр Котов: "Войны" не будет"
Завтра, 26 сентября, в Псковской области стартует новый парламентский сезон: состоится первая после летних каникул сессия Псковского областного Собрания. Накануне этого события Псковское агентство информации взяло интервью у спикера регионального парламента Александра Котова.
"Нам удается работать в рамках регламента"
- Выражаясь фигурально, еще совсем недавно мы жили в "послевоенное время", а теперь живем в "предвоенное": до выборов губернатора Псковской области остался год. Как вы думаете, скажется ли это на стартующем парламентском сезоне? Усилится ли активность депутатов, политических партий?
- Однозначно, усилится. Активность партий будет расти, поскольку кандидаты на пост губернатора будут выдвигаться именно ими. Заседания Собрания так или иначе будут носить на себе отпечаток предстоящей кампании. Но это нормально.
- Как именно, по вашему мнению, будет проявляться этот "отпечаток"?
- Партии будут стараться заявить о себе, обратить взор избирателей на свою деятельность. Позднее, когда будут уже ясны персоны кандидатов, активность будет нарастать. Но "войны" не будет точно.
- Наверняка у вас, как у спикера, прибавится работы: разрешать споры, конфликты…
- Мне не хотелось бы, чтобы это были конфликты. Борьба должна проходить цивилизованно. Пусть каждая политическая партия доказывает свою состоятельность мирными методами. Я всегда приветствую такую борьбу, когда отсутствует безответственная критика оппонентов. Надо рассказывать о том, что мы предлагаем, общаться напрямую с избирателями. А воевать и конфликтовать между собой – это контрпродуктивно.
- Тем не менее, "неконструктивная критика" наверняка будет звучать на сессиях. С этим можно как-то бороться?
- Если жестко применять нормы регламента, то надо обсуждать только те вопросы, которые внесены в повестку. Понятно, что будут попытки привлекать к себе внимание. Но в последнее время нам удается работать в рамках регламента. И хочется надеяться, что это у нас будет получаться и впредь.
- Какие наиболее важные законопроекты депутатам предстоит принять в новом парламентском сезоне?
- Самая большая работа – закон о бюджете на очередной год и на очередной финансовый период. Это будет главная тема октябрьской, ноябрьской и, быть может, декабрьской сессий. Предполагаю, что бюджет следующего года будет очень сложным. Это связано с необходимостью выполнять "майские указы" президента, предусматривающие повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Соответственно, придется в очень жесткой форме выбирать приоритеты: куда потратить деньги. Это всегда непросто: у каждого есть свои предпочтения и договориться удается не с первого раза. Если вспомнить текущий год, когда работала согласительная комиссия по проекту бюджета, то в этом году я не завидую тем, кто войдет в ее состав, потому что прийти к компромиссу будет очень сложно.
Вот это, пожалуй, основное. А так – нас ждет в основном текущая работа, связанная с корректировок действующего областного законодательства.
- Что касается бюджета: какие прогнозы в условиях, когда на федеральном уровне уже готовится секвестр?
- Секвестр федерального бюджета заставляет с высокой долей вероятности думать, что федеральная помощь – так называемые дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – существенно не увеличится. Но в то же время, она и не уменьшится. Другое дело, что у нас главная проблема связана с тем, что нам надо будет больше средств направить на повышение заработной платы бюджетникам.
"Всегда хочется помочь здесь и сразу "
- Вы упомянули согласительную комиссию, действовавшую при подготовке к рассмотрению бюджета области на 2013 год. Как вы оцениваете ее работу?
- Это единственный способ прийти к какому-то компромиссу, договориться – другого варианта нет. У администрации благодаря комиссии есть возможность более подробно объяснить, почему они выбирают те или иные приоритеты. У депутатов – попытаться убедить профинансировать именно их предложения.
- В прошлом году далеко не все были удовлетворены результатами работы комиссии...
- Конечно: это всегда спор.
- В прошлом году наиболее объемные поправки на рассмотрение комиссии предложило "Яблоко"...
- Да, но и помимо этого были многочисленные предложения. И в основном они касались точечных моментов: отремонтировать дом культуры, детский садик, школу. Безусловно, все это надо делать. Но все-таки не законодательный орган должен определять конкретные объекты. Есть исполнительный орган, он выделяет приоритеты. А наша задача – обеспечить, чтобы нормально проходил учебный процесс, чтобы нормально работали учебные учреждения, и так далее.
Я – ярый противник популизма, и всегда говорю о том, что наша задача – не работать точено, отстаивая ремонт той или иной конкретной школы или дороги, а ставить вопросы системно. Но это не всегда удается, и зачастую депутаты уделяют больше внимания конкретным избирателям, с которыми они недавно общались. Всегда хочется помочь здесь и сразу. А системная работа приводит к положительной оценке деятельности депутата только через какое-то время, это инертный механизм.
- А что если в преддверии выборов губернатора все без исключения партии представят большое количество поправок на рассмотрение комиссии? Это не парализует ее работу?
- Такая угроза всегда есть. Но я думаю, что у нас хватит разума договориться и понять, что мы должны находить консолидированное решение. А то, что будет много поправок – это факт. Депутаты реагируют на обращения избирателей и по-другому быть не может. Другое дело, что можно настаивать включить те или иные расходы в планы на 2014 год, а можно согласиться, что что-то можно перенести на 2015 или даже более поздний срок. Это и есть искусство договоренностей. У нас большинство депутатов как раз склонно к компромиссу. К тому, чтобы договариваться и принимать взвешенные решения. Есть, конечно, и те, кто настаивает исключительно на своем. Но решать будет большинство.
"Ну вот, есть администрация, пусть она и ищет"
- Есть законопроекты, которые вносятся в областное Собрание вновь и вновь: "О детях войны", "О Знамени Победы", "О ежемесячном пособии на ребенка". Как вы оцениваете такие инициативы и настойчивость, с которой они продавливаются?
- Многие такие "многоразовые" проекты как раз из разряда популистских: сумма средств на них огромна, а источник не указывается. В ответ на вопрос коллег, где взять эти средства, инициаторы отвечают: "Ну вот, есть администрация, пусть она и ищет". Администрация-то может и найдет, но все равно нам придется голосовать за то, откуда снять 100 миллионов!..
Поэтому инициативы должны быть взвешенными. Изначально я выступал с идеей, чтобы количество законодательных инициатив, исходящих от депутатов, было большим: ведь не секрет, что основным источником инициатив является администрация области. Но сейчас я понимаю, что, возможно, к этому и не надо стремиться…
Что касается конкретных примеров. "Дети войны" – наверное, надо эту категорию граждан поддержать, может быть, и финансово. Но с Германией воевала не Псковская область – с Германией воевал Советский Союз. Соответственно, все вытекающие из этого последствия – это проблема федерального уровня. Неоднократно разные регионы выходили с такими законопроектами. Но их отправляют назад, предлагая принимать местные законы и самим искать финансирование. Конечно, сложнее добиться принятия федерального закона. Но это правильнее, чем пойти по легкому пути и взять на себя неисполнимые обязательства.
А законопроект "О Знамени Победы" вообще не предлагает ничего нового. В федеральном законе уже все прописано. Это как раз случай откровенного популизма.
- Депутаты традиционно жалуются, что законопроекты из администрации области поздно поступают на рассмотрение регионального парламента. Можно ли решить эту проблему?
- Мы постоянно работаем над этим. Еще год назад в дополнительной повестке у нас, как правило, было более десяти вопросов. Теперь бывает 2-3. Полностью изжить проблему не получится: есть злободневные вопросы, которые необходимо срочно решить. Есть недоработка органов исполнительной власти – если хотите, разгильдяйство. С этим, конечно, мы будем бороться. Но если для задержки с подачей документов существуют объективные причины – то мы должны это понимать. Законопроект ждут люди, и не принимать его из-за того, что нарушен регламент – неправильно.
- Сейчас обсуждается вопрос о предоставлении права законодательной инициативы Общественной палате Псковской области. Нет опасений, что это приведет к появлению вала "сырых" законопроектов?
- На то мы и депутаты, чтобы разбираться в представленных на рассмотрение Собрания проектах и принимать те законы, которые нужны людям, отталкиваясь от наших финансовых возможностей.
Что касается Общественной палаты, то я сторонник того, чтобы предоставить ей такое право. Не обращать на нее внимания было бы неправильно – наоборот, мы стремимся сотрудничать. Другое дело, что членам палаты и сейчас никто не мешает внести через депутатов любую инициативу.
Беседовал Максим АНДРЕЕВ